Люди пытаются реализовать свои потребности сообща, находят способы этого, их повторение превращается в обычаи и привычки, поддерживается общественным мнением, узаконивается. Так, как способ выбора партнера, утвердился обычай назначать свидание, а из него институт ухаживания.
Процесс упорядочения, формализации, стандартизации социальных связей, норм, правил, статусов, ролей есть институционализация. Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
- возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных действий;
- формирование общих целей;
- появление социальных норм, правил в ходе стихийного социального взаимодействия методом проб и ошибок;
- появление процедур использования норм и правил;
- институционализация норм, правил, процедур, т.е. их практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил;
- создание системы статусов и ролей всех членов института.
Финалом институционализации можно считать создание статусно-ролевой структуры, института. Без этого современное общество существовать не может. Таким образом, социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, система социальных связей, совокупность социальных норм, ролей, статусов. Например, институты семьи, образования, государства, здравоохранения и другие. Каждый из них характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями по достижению этой цели, набором типичных для него социальных позиций и ролей, а также системой санкций.
Институты – символы порядка и организованности в обществе. Стремление к этому проявляется в самых разных областях деятельности. Развитие общества во многом идет через развитие социальных институтов. Чем больше институционализация, многообразие, тем выше возможности, зрелость общества.
Анализ эволюции социальных институтов и социокультурных ценностей позволяет понять природу кризиса российского общества. Советское общество конца 60-х – начала 70-х гг. XX столетия было обречено на длительное кризисное развитие, так как в нем усилиями государства были сформированы устойчивые ценности и социальные институты индустриальной модели развития с тоталитарным государством. Такое государство все может – предоставить жилье, работу, прописку и т.д. Но это – ценности и институты, выражающие личную зависимость людей от государства. Такая модель развития исторически исчерпала себя. Нужен был переход к гражданскому обществу, к другим отношениям, признающим самоценность интересов людей.
Но государство и партийный государственный аппарат не были заинтересованы в умалении своего всевластия. Для перехода от индустриальной к постиндустриальной модели развития нужен не только соответствующий уровень индустриализации и образования, но и наличие ценностей и статусов, адекватных новому этапу. А они должны вызреть.
На это требуется время, да и трансформация ценностей и социальных институтов Запада с учетом российских традиций. Иначе это будут псевдоценности. И грош им, как говорится, цена. Они заведут нас совсем не туда.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Их можно представить на примере нескольких социальных институтов.
Семья | Государство | Бизнес | Образование | Религия |
1. Установки и образцы поведения. | ||||
Привязанность, уважение, ответственность | Послушание, лояльность, субординация | Производительность, экономичность, производство прибыли | Тяга к знаниям, посещаемость | Почтительность, поклонение |
2. Культурные символы (представление об институте, его образ) | ||||
Обручальные кольца, брачный ритуал | Герб, гимн, флаг | Фабричная марка, патентный знак | Эмблема | Крест, иконы, полумесяц |
3. Утилитарные культурные черты. | ||||
Дом, квартира, мебель | Общественные здания, работы | Магазин, фабрика, оборудование | Классы, библиотека | Церковные здания, реквизит |
4. Устные и письменные кодексы поведения | ||||
Запреты и допущения, клятва | Конституция, законы | Контракты, лицензии | Правила | Вера, запреты |
5. Идеология (система идей) | ||||
Романтика, любовь, совместимость, индивидуализм | Государственное право, демократия, национализм | Монополия, свобода торговли, право на труд | Авторитаризм, демократия, равенство | Православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам |
Социальные институты есть во всех сферах общественной жизни – экономической, политической, духовной. Вебер назвал их фабриками по производству и воспроизводству социальных связей.
Социальные институты стабилизируют деятельность людей, делают ее регулярной, надежной, предсказуемой. Но может происходить нарушение взаимодействия института с социальной средой. Это называется дисфункцией социального института. Например, когда структура и функции социального института перестают соответствовать изменившимся общественным потребностям, он не может их удовлетворять. Падает его авторитет, меняются функции в зависимости от интересов уже отдельных лиц. Происходит персонализация деятельности социального института. Исправление дисфункции может быть путем изменения социального института или же создания нового.
Важное свойство социальных институтов – их консерватизм или относительная устойчивость к изменениям в обществе. Социальные институты обладают большим запасом инерции и могут тормозить общественный прогресс. И все же социальные институты не являются совершенно устойчивыми образованиями. Они разнообразны и изменчивы как условия, в которых действуют.