При психологическом подходе могут использоваться следующие теории:
• мотивации (Маслоу, Фрейда и др.);
• отношений и поведения;
• опыта;
• «шаг за шагом» (лестница Догмара).
Согласно теории отношений и поведения процесс покупки состоитиз трех этапов:
1) знакомство (я знаю);
2) оценка (люблю, не люблю);
3) действие (покупаю, не покупаю).
При отборе информации покупатель отбрасывает те данные, которые не соответствуют его поведению, приносят дискомфорт, или интерпретирует их с выгодой для себя. Роль участника рынка — активизировать покупателя на покупку (например, задача ралли «Camel Trophy» — объединить табак с занятиями спортом).
Теория опыта предполагает, что при работе с потребителем можно использовать условный рефлекс, не применимый к товарам с высокой ценой (к товарам большой причастности).
Теория «шаг за шагом» (лестница Догмара) предусматривает постепенное привлечение внимания потребителя кмарке товара.
На каждом этапе привлечения внимания покупателя к товару используются свои приемы (табл. 3.1).
|
|
Таблица 3.1
Этапы и приемы привлечения внимания потребителя
Этапы | Приемы воздействия |
Знакомство с маркой | Давать больше аргументированной информации через прессу |
Оценка и убеждение | Вызвать через прессу и ТВ у покупателя желание приобрести товар |
Побуждение ипокупка | Подтолкнуть покупателя к покупке стимулированием сбыта через продавца товара |
Участник рынка должен постоянно контролировать продвижение покупателя по этой лестнице, измерить которое можно с помощью определенных показателей, например показателя известности марки.