При характеристике личности нужно иметь в виду, что главным является человеческая деятельность, особо выделяющая его из мира животных.
В структуре личности можно выделить: многообразие деятельности, соподчинение, т.е. иерархия деятельности, которая предложена обществом индивиду, особенно в процессе разделения труда, и структура видов деятельности.
Многие теории личности рассматривают человеческую личность как специфическое образование, зависимое от многих социальных факторов. При этом особое внимание уделяется понятию и образу «Я».
Понятие «Я» складывается из нескольких моментов:
Из представления о том, каким Я кажусь другому человеку
Из представления о том, как этот другой оценивает мой образ
Специфическое чувство «Я», вытекающее из первых двух моментов, выражается в самосознании, самовыражении, самоуважении или в чувстве неполноценности.
Я - это самость, тождественность индивида самому себе, это качественное, что отличает его от других людей - это то, что можно сравнить, оценить. Я - религиозное, политическое, нравственное, национальное, т.е. существует столько Я, сколько есть мнений о себе самом и других о тебе.
|
|
Особое внимание содержанию «Я» уделял венский психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Он в психике человека выделял три слоя - ОНО, Я, Сверх - Я.
Бессознательное ОНО - это унаследованные человеком инстинкты, безотчетные влечения, неподдающиеся контролю душевные движения. То есть то, что находится по ту сферу сознания, не управляется человеком, не подконтрольно ему.
Сознательное Я - посредник между бессознательным и внешним миром, содействует влиянию внешнего мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательное Я пытается подчинить себе бессознательное, что удается не всегда. Хотя оно вытесняет агрессивные, антисоциальные, сексуальные и другие желания, служит преградой проникновения их в сознание.
Сверх Я - это инстанция, которая олицетворяет собой запреты, нормы, социокультурного характера, выступает в роли совести, либо чувства вины за содеянное, либо мыслимое.
Во взглядах на личность и образ человека в социологии существует много концепций. Ведущими из них являются следующие:
· ролевая концепция личности - здесь личность рассматривают как функцию того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду. Социальная роль - модель поведения, объективно заданная личности в системе общественных и межличностных отношений.
· поведенческая концепция - здесь личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. Поведение человека определяется и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ. Поведение человека меняется через стимулы: знания, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение власти и другие, чем располагает общество.
|
|
· деятельный подход - здесь человек понимается как деятельное существо, преследующее свои цели, задачи. При этом поведение его определяется видами деятельности и связями с другими индивидами.
· концепция Фрейда, в ней человек рассматривается как система нужд, а общество как система запретов, табу. Потенциал и основной источник активности человеку предают бессознательные, в основном сексуальные стремления. Социальные нормы ограничивают человека в удовлетворении этих нужд. Возникает конфликт между глубинным влечением человека и общественно приемлемой формой его реализации.
По Фрейду личность состоит из трех уровней:
· низший слой (Оно или Ид), есть бессознательные родовые воспоминания, это совокупность инстинктов и влечений
· средний слой (Я или Эго) - это сознание, отделившееся от Оно, в целях приспособления к внешней среде в процессе эволюции
· верхний слой (сверх Я или супер Эго), это нормы общества, воспринятые человеком, это представитель общества, воздействующий на психику человека. Сверх Я подавляет инстинктивные влечения, ограничивает и направляет деятельность Я.
Низшие и высшие - самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения. Фрейд рассматривает историю человечества, как историю нарастающего психоза.