double arrow

Языческая реформа князя Владимира


В 980 г. князь Владимир предпринял религиозную реформу, которая не выходила за пределы язычества. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном. Языческая реформа Владимира не получила всенародной поддержки, поскольку созданный искусственно на основании фрагментарных мифологических представлений культ был узкогрупповым, сословным, но, следует признать, что реформа язычества имела свои культурно-исторические и цивилизационные последствия.

Во-первых, произошло новое структурирование мифологической картины мира; сместились смысловые акценты, изменилась иерархия богов и персонифицируемых ими природных и социальных сил. Картина мира существенно упростилась. Реформа языческого культа при Владимире была первым опытом насильственного вмешательства в верование и сознание народа. Важен сам прецедент: мифология и культ, в целом неизменные, становились объектами идеологических манипуляций.

Во-вторых, создание строго ограниченного пантеона богов способствовало подготовке общественного сознания для перехода от языческого политического политеизма к монотеизму мировых религий. Весь пантеон был организован вокруг центральной фигуры верховного божества грозного и воинственного Перуна.




На этой основе складывались два встречных процесса – христианизация язычества и “объязычивание” христианства, обусловившие взаимодействие и взаимопроникновение двух мировоззренческих систем. Таким образом, в Древней Руси ещё до официального принятия христианства, установилось двоеверие.

Исторический выбор князя Владимира

Во второй половине X в. часы официальной языческой религии были уже сочтены. Формирующееся новое государственно-феодальное образование нуждалось в образовании, обновлении и реальном духовном сплочении различных княжьих земель. Религиозный выбор был сделан тем же Владимиром, ещё недавно возвысившим Перуна над всеми языческими богами. Крестив Русь православным византийским крестом в 988 году, Владимир сделал тем самым и культурный, и исторический выбор, открыв путь к самобытности русской культуры в противостоянии её языческих традиций христианским.







Сейчас читают про: