Лекция 7. Российские мыслители об особенностях и судьбе российской культуры

Проблема самоопределения русской культуры

Культурологическая мысль в России является неотъемлемой частью развития мировой культуры, обладающая определенным своеобразием, которое связано со спецификой социального, национального и цивилизационно-исторического самосознания в данную историческую эпоху. Основная задача российской культурологии - необходимость определиться среди культур Запада и Востока, причем в условиях быстро протекавшего обновления её собственной культурной традиции. Проблема культуры, культурного развития России в 40-е годы XIX в. стала для многих русских мыслителей важнейшей проблемой. Еще Н.М. Карамзин интуитивно почувствовал своевременную для русской культуры – проблему национальной самоидентичности. Следом за Карамзиным Н.М. шел Пушкин А.С., решавший иную, принципиально важную для России задачу, которую Ф.М. Достоевский назовет в своей речи о Пушкине всемирной отзывчивостью, т.е. универсальной способностью отображать средствами своей культуры идеи и образы других культур – западных и восточных, не изменяя при этом своей национальной специфике.

Философско-историческая концепция культуры П.Я. Чаадаева

Тема культуры в русской мысли, пожалуй, впервые получает серьезное теоретическое осмысление, начиная с "Философических писем" П.Я. Чаадаева и спора вокруг них между славянофилами и западниками.

Полагая, что народы как и отдельные личности - существа нравственные, Чаадаев определял культуру, как духовное образование общественно-исторической жизни. Материальный характер цивилизации, как реально существующей культуры, являлся для него признаком либо ещё не родившейся культуры (как в России), либо начавшей вырождаться (как в Северо-Американских Соединенных Штатах). Истинная культура носит чисто духовный характер, что нашло свое выражение в мире христианском. Причем, по мнению Чаадаева, максимальное выражение этой духовности имело место пока лишь в католической Западной Европе эпохи средневековья. Современность он воспринимал в проблемном плане. С одной стороны он был убежден, что «в мире христианском все должно непременно способствовать установлению совершенного строя на земле». С другой, был вынужден констатировать, что реальное "социальное развитие", действительный ход исторической жизни народов Западной Европы осуществлялись "как в добре, так и во зле", что протестантизм и реформация вернули мир в "разобщенность язычества".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: