Библейские тексты для исследования: Дан. 7; Быт. 3:8—20; 2 Тим. 2:19; Пс. 50:6; 2 Кор. 5:10; Пс. 95:11—13.
Памятный стих: «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан. 7:27).
Как ясно показано в Послании к евреям, после Своей смерти Иисус вступил в новую фазу служения ради нас. Он стал нашим Первосвященником в Небесном святилище. Видения в Дан. 7, 8 открывают, что в определенный момент истории это небесное служение Христа, совершаемое ради нас, перешло в новую фазу — начался суд. Иногда эту фазу служения называют «эсхатологическим Днем искупления»: «эсхатологическим» — поскольку эта фаза относится к последнему времени; «Днем искупления» — потому что она была прообразно представлена служением, совершавшимся в День искупления в земном святилище.
Почему День искупления связан с судом? «День очищения или искупления был днем суда (Лев. 23:29). Преобладающим его аспектом было оправдание верных и преданных Богу израильтян, которые пользовались всеми предусмотренными Богом средствами ежедневного служения в течение обрядового года для восстановления своего положения перед Богом... Другим аспектом Дня очищения или судного дня был карающий суд как наказание от Бога. Неверные Богу израильтяне, которые не смиряли себя в этот особый день (стих 29) «истреблялись» или отсекались от своего народа... Поэтому День очищения приносил всем израильтянам либо оправдание и жизнь, либо осуждение и смерть... Только израильтяне приходили на суд.
|
|
Язычники не участвовали в переживаниях Дня очищения» (Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 603).
В течение недели мы будем изучать 7—ю главу книги пророка Даниила. В этой главе последовательно представлены царства, символически изображенные четырьмя животными. Эти царства параллельно изображены и в Дан. 2: Вавилон, Мидо—Персия, Греция и Рим.
По мере изучения мы увидим, что для народа Божьего суд — добрая весть, поскольку наш Господь Бог действует ради Своего народа. Перед всей Вселенной Он вынесет решение в пользу Своих детей и дарует им право войти в вечное Царство Христа. Это будет кульминацией всех надежд последователей Господа.
Воскресенье 24 ноября
ВИДЕНИЕ И СУД
«Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10).
Прочитайте Дан. 7:1—14. Какие события изображены в отрывке?
После того как Даниил увидел четырех животных, он обращает внимание на «малый» рог, вырастающий среди рогов четвертого зверя. Этот рог стал главным врагом Бога и Его святых. Затем внезапно внимание Даниила переключается от темной Земли к яркой сцене суда, происходящего в небесном тронном зале (Дан. 7:9—14).
|
|
Сцена суда — центр всего видения, включающий в себя две ключевые Фигуры — Ветхого днями и Сына Человеческого. Там также присутствуют свидетели — ангелы. Видение представляет три этапа суда: сначала сцена суда (стихи 9, 10), затем итог суда над силами земных зверей (стихи 11, 12) и в конце передача владычества и царства Сыну Человеческому (стихи 13, 14). Бог Отец изображен как величественный Ветхий днями, мудрый и всепонимающий Судья. Сын Человеческий — Сам Иисус. Иисус многократно использовал это имя по отношению к Себе и по меньшей мере дважды четко передавал образы из 7—й главы книги пророка Даниила (Мф. 24:30; 26:64).
День искупления наиболее реально передает типологическую обстановку этой сцены, происходящей в Небесном храме. Фактически он изображает, как к Ветхому днями приходит небесный Первосвященник, окруженный курениями фимиама. В Дан. 7:10 сказано, что «судьи сели, и раскрылись книги». Книги занимают важное место в Небесном суде. Библия указывает на несколько книг небесного происхождения: «книга жизни» (Пс. 68:29; Флп. 4:3; Откр. 3:5; 13:8; 17:8), «памятная книга» (Мал. 3:16), книги, в которых описаны «дела» людей (Откр. 20:12). Представьте, что вас судит Бог (а это будет иметь место — см. 2 Кор. 5:10). Представьте себе, что все, что вы когда—либо делали, будет рассмотрено на суде (так оно и будет — см. Еккл. 12:4). Если вы полагаетесь только на собственные добрые дела, какую надежду будете иметь? В чем ваша единственная надежда на суде?
Понедельник 25 ноября
МОДЕЛЬ СУДА
Прочитайте Быт. 3:8—20. Что делает Бог перед оглашением приговора суда?
Концепция следственного суда является библейской концепцией. Божья судебная процедура часто включает в себя фазу расследования и изучения. Первый пример описан в Быт. 3, где Бог расследует дело перед объявлением вердикта (Быт. 3:8—19). В Своих отношениях с Каином (Быт. 4), строителями Вавилонской башни (Быт. 11) и жителями Содома (Быт. 18, 19) Бог следовал той же модели. Мы видим, что Он предпринимал те же действия, которых требовал от израильских судей, а именно: «разыщи, исследуй и хорошо расспроси» (Втор. 13:14; см. также Втор. 19:18).
В расследовании необходимы обдуманность и честность. Зачастую оно происходит публично. Бог позволяет окружающим увидеть то, что Он совершает. Поэтому, когда Бог объявляет вердикт, будь то спасение или осуждение, наблюдатели уверены в том, что Он действует наилучшим образом. Именно по этой причине на Небесном суде, описанном в Дан. 7, присутствуют книги. Книги нужны не для того, чтобы Богу было легче обо всем помнить, они необходимы окружающим Его небожителям, которые в отличие от Него не всезнающи.
«Мириадам существ, которые будут присутствовать на этом суде, нужно знать, кто из людей, когда—либо считающих себя последователями Бога, достоин наследовать вечное Царство Бога и жить в нем. Все, кто пребудет в вере до конца, будут оправданы на этом суде. Их грехи будут изглажены, потому что Христос о них уже позаботился. Имена тех, кто называет себя последователями Христа, но не сохраняет верности Господу, будут вычеркнуты из небесных книг (ср. Исх. 32:30, 33). На следственном суде перед Пришествием они не будут оправданы. Их дела и неверие будут свидетельствовать против них, и их имена будут вычеркнуты из книги жизни» (Библейский комментарий АСД, т. 12, с. 604).
Чем суд оборачивается для святых? Дан. 7:22.
Говоря о суде, Э. Уайт писала: «Тот факт, что признанный народ Божий представлен стоящим перед Богом в запятнанных одеждах, должен побудить всех исповедующих имя Господа к самому глубокому исследованию сердца в духе наибольшего смирения. Те, кто действительно очистил свою душу повиновением истине, будут иметь самые скромные представления о себе... И, сознавая наше греховное положение, мы начнем полагаться на Христа как на нашу Праведность, наше Освящение и Искупление. Мы не в силах ответить на обвинения сатаны против нас. Только Один Христос может вознести за нас Свою действенную молитву и защитить нас. Он имеет право и силу заставить замолчать обвинителя доказательствами, основанными не на наших, а на Его личных заслугах» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 471, 472). Как эти слова помогают нам понять, почему суд — это добрая весть?
|
|
«На следственном суде перед Пришествием Христа Бог представляет дела Своих детей вниманию небожителей для следственного разбирательства. Этот суд оправдает Его верных детей, поскольку приговор будет вынесен “в пользу святых Всевышнего” (Дан. 7:22, дословный перевод). Ветхий днями, судящий их, не является их врагом. Он праведный Судья, дающий им суд и справедливость, поскольку позаботился через Сына Своего Иисуса Христа о том, чтобы все их грехи были прощены и чтобы они стали обладателями вечного Царства. Этот следственный суд может быть грозен для всех, кто когда—то был последователем Бога, но затем решил идти своим путем. Имена упорствующих в грехе будут изглажены из книги. Хотя данный аспект суда остается, он не является первостепенным в следственном суде перед Пришествием. Главная тема этого суда — суд в пользу святых. Бог на стороне Своего народа» (Библейский комментарий АСД. т. 12, с. 604).
Вторник 26 ноября
ВРЕМЯ СУДА
Прочитайте Дан. 7:7—10, 21, 22, 25, 26. Когда происходит суд, описанный в Дан. 7?
Библия сообщает, что суд начинается тогда, когда сила рога еще не сломлена (Дан. 7:8, 9). Господство рога будет прекращено перед Вторым пришествием Христа; затем, когда судебные процедуры завершены, всем земным царствам приходит конец (стих 26).
Приведенные библейские тексты ясно свидетельствуют, что суд должен произойти до Второго пришествия, а начинается он через некоторое время после «времени и времен и полу— времени» (стих 25). Как Второе Пришествие Христа может принести одним награду, а другим наказание, если бы этому не предшествовал суд?
|
|
Несомненно, святые получают награду во время Пришествия Христа, что предполагает, что они уже были судимы. А нечестивые, включая демонические силы, будут судимы во время тысячелетнего царства, прежде чем Бог приведет в действие приговор суда (см. Откр. 20).
Для чего нужен следственный суд? Разве не написано: «Познал Господь Своих»? 2 Тим. 2:19.
Конечно, наш всеведущий Бог прекрасно знает все о Своем народе. Ему не нужен суд, чтобы решить, кого спасать. Суд перед Пришествием — это следственно—оценочное разбирательство в отношении всех, кто считал или считает себя верующим человеком. Одна из задач этого суда — определить тех из детей Божьих по исповеданию, которые достойны наследовать Царство Божье. Небесные существа должны быть уверены, что решения Господа справедливы и люди, достойные быть на Небе, не только безопасны для безгрешных существ, но и желанны. Стремясь понять смысл суда, мы должны помнить о реальности великой борьбы, на которую делается намек в приведенных выше текстах из книги Даниила, ибо мы видим ангельский сонм, наблюдающий за судом. Небесные существа проявляют интерес к окончательным результатам Плана спасения.
«Познал Господь Своих». Как вы можете быть уверенными в том, что принадлежите Господу? Какой единственный показатель может удостоверить вас в этом? (Рим. 8:1).
Среда 27 ноября
ЗАВЕРШЕНИЕ СУДА
Еще раз прочитайте Дан. 7. Каковы результаты суда, предшествующего Второму пришествию?
Суд приводит к некоторым далеко идущим серьезным результатам:
1. Принятие Сыном Человеческим царства над всей Землей. «Ему дана власть, слава и царство» (Дан. 7:14).
2. Святые навеки получают царство. Суд заканчивается в пользу святых, которые получают Божье Царство (Дан. 7:22). Несомненно, Сын Человеческий и святые поддерживают очень близкие взаимоотношения. Получив Свое Царство, Сын Человеческий приглашает святых присоединиться к Нему. Его Царство — это их Царство (Дан. 7:27). Суд ведет к тому времени, когда Царь вечного Царства воссоединяется со Своим народом. Это Его и их величайшая награда.
3. Восстание подавлено и ликвидировано. Враги Божьего народа осуждены. После того как рог вел войну со святыми, он поражен и уничтожен навеки (Дан. 7:25, 26)'.
4. Явление абсолютной Божественной справедливости. Поскольку суд на Небесах ведется открыто, на нем присутствуют ангелы, которые вникают в человеческие дела. Все могут лично убедиться в том, что Бог справедлив в Своих действиях. Он сочетает в Себе любовь и справедливость. В конечном итоге характер Бога, Его правление и Закон будут оправданы и все признают, что Бог любящий и справедливый. Весь процесс суда убеждает нас в том, что Вселенная станет безопасным местом навеки (см. Пс. 50:6; Рим. 3:4).
Суд, предваряющий Второе пришествие, приводит к осуществлению надежд Бога и верующих. Бог желает спасти Свой народ и искоренить грех, не оставляя сомнений относительно Его любви и справедливости. Человечество жаждет обрести спасение от греха и всех форм его угнетения и наслаждаться вечной жизнью в присутствии Того, Кто любит их. Таким образом, суд становится гарантией вечных доверительных взаимоотношений между Богом и Его творением.
«Великая борьба окончена. Ереха и грешников больше нет. Вся Вселенная чиста. В бесчисленных творениях бьется один пульс согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей галактики — все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашает: „Бог есть любовь”» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 678).
Четверг 28 ноября
НАДЕЖНОЕ ОБЕЩАНИЕ
Прочитайте Пс. 95:11—13. По какой причине радуется все творение?
* Перевод И. Огиенко более точно передает смысл 26—го стиха: «Но засядет суд, и свергнут его владычество, чтоб его уничтожить и погубить до конца» (прим. эксперта).
Почему человек восклицает: «Суди меня, Господи» (Пс. 7:9)? Причина проста. Суд для детей Божьих означает спасение: «Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня» (Пс. 53:3). Псалом 25 — это отчаянная мольба о справедливости и правосудии. Давид прекрасно передал идею о том, что Бог—Судья всегда на стороне Своего верного народа и что Его суд более чем желанный (Пс. 25:1; 34:24; 42:1; 53:3). Этот суд предполагает оправдание.
Итак, предваряющий Второе пришествие суд ставит ли под угрозу спасение Божьих искупленных? Нет, поскольку итог этого суда определен в пользу святых (Дан. 7:22). Божьи деяния на суде вновь подтверждают прощение народа Господня, навеки упраздняя его грехи. На самом деле суд — еще одно проявление спасения.
Поэтому для верующего человека суд усиливает данное Богом обещание. А если выразиться более определенно, то суд лежит в основе доктрины христианской надежды.
Прочитайте Рим. 14:10—12 и 2 Кор. 5:10. Как реальность суда должна отражаться в нашей жизни?
Библия не учит, что праведники освобождаются от суда. Хотя праведники оправданы на суде и их грехи навеки изглажены, предвкушение суда побуждает их проявлять в своей жизни верность и ответственность. Таким образом, надежда спасения является стимулом к нравственному поведению. Поскольку Бог так много совершил для нас, мы любим Его и стремимся выразить эту любовь, проявляя верность Ему во всем.
Знакомый вам верующий человек говорит, что боится Бога и особенно опасается суда. Как вы можете помочь этому человеку понять добрую весть о суде и обрести надежду спасения?
ПЯТНИЦА 29 ноября
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ:
«Тот, Кто пребывает в Небесном святилище, судит праведно. Его народ, борющийся с искушениями в мире греха, радует
Христа более, чем сонм ангелов, окружающих Его престол» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 176).
«Сатана хорошо знает грехи, которые народ Божий совершил по его наущению, и утверждает, что из—за своей греховности этот народ утратил право на Божественную защиту и теперь Господь имеет право уничтожить их. Сатана заявляет, что они — так же, как и он сам, заслужили лишения милости Божьей... Но хотя последователи Христа и согрешили, они не отдали себя во власть сил тьмы. Они покаялись в своих грехах и в смирении, искреннем раскаянии искали Господа, поэтому Божественный Заступник ходатайствует за них. Тот, Кто больше всех был обесчещен их неблагодарностью, Кто знает их грехи, а также их раскаяние, говорит: Господь да запретит тебе, сатана. Я отдал Свою жизнь за эти души. Они начертаны на дланях Моих. Они могут быть несовершенны, они могли и ошибаться, но они раскаялись, поэтому Я простил и принял их» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 588, 589).
Вопросы для обсуждения:
1. Библия сообщает, что справедливость. Закон и честность Бога были поставлены под вопрос. Где впервые это произошло — на Земле или на Небе? О чем свидетельствует ваш ответ, особенно в контексте понимания необходимости Небесного суда?
2. Церковь адвентистов седьмого дня уже много лет проповедует весть о суде. Но Христос до сих пор не вернулся. Как мы можем объяснить эту кажущуюся задержку? Почему важно помнить, что как люди, мы имеем весьма ограниченное понимание самого времени? Подумайте о каком—либо очень длинном временном библейском пророчестве. Человек, живший в те времена, мог легко разочароваться, поскольку ему могло казаться, что это пророчество не исполнится никогда.
3. Многие христиане верят в библейскую концепцию суда, ведь она проходит через всю Библию. Как соединение суда со Святилищем помогает нам открыть важные истины о природе суда и обрести надежду, которую он нам дарует?
Сэд Бело родился в адвентистской семье в поселке на Соломоновых островах. Он любил плавать и с успехом участвовал в школьных соревнованиях по плаванию. Со временем его стали приглашать на различные соревнования, и он с удовольствием путешествовал по другим островам, но в течение этого времени сошел с духовного пути.
Миссионерская история
Сэд окончил среднюю школу и женился на девушке из харизматической церкви. Сэд вместе с женой посещал ее церковь, и его попросили быть там пастором. Ему нравилась церковная работа, но он часто думал о своей прежней вере. Суббота все еще была особым днем для него. Он обрадовался, когда его старший сын присоединился к Адвентистской Церкви.
Сэд посетил евангельские встречи, которые проводил пастор Адвентистской Церкви. Он особо заинтересовался вестью о конце света. Сэд понял: даже будучи пастором, он все еще оставался блудным сыном. Во время одной встречи он попросил Иисуса войти в его жизнь и вернуть ему веру, которую он когда—то имел.
Сэд рассказал жене о своем решении вернуться к адвентистам седьмого дня и предложил ей вместе с ним изучать Библию. Он также рассказал своему собранию о решении следовать за Библией и присоединиться к Адвентистской Церкви. Сэд и его жена крестились в 2008 году.
Некоторые члены харизматической церкви попросили Сэда изучать с ними Библию. Они хотели понять, почему их бывший пастор стал адвентистом седьмого дня. Сэд обратил их внимание на красоту Божьего дара — субботы, пояснив, что именно она привлекла его к вере адвентистов седьмого дня.
— Суббота — это нечто большее, чем просто отдых по Божьему повелению в особый день, — говорит Сэм. — Это принятие дара дружеского общения с Ним.
Сейчас у Сэда новое служение — повлиять на людей, которые только открыли для себя красоту субботы, и на тех, кто когда—то знал об этом, но сошел с истинного пути.
— Я благодарен Богу за то, что Он был милостив ко мне и вернул меня домой, к вере адвентистов седьмого дня. Я благодарен Богу за тех членов моей семьи, включая и старшего сына, которые молились обо мне в течение многих лет. Наши миссионерские приношения помогают разными способами делиться с другими Божьей любовью. Многие жители Соломоновых островов не понимают той веры, которая научила меня любить. Я желаю делиться Божьей любовью и красотой Его субботы с Его детьми, живущими в самом сердце Соломоновых островов.