СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…..……….4 | ||||
Тема 1. Тема 2. Тема 3. | Предмет и основные категории экономической теории.. Основные этапы развития экономической теории........... Типы и модели экономических систем.............................. | |||
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: СОДЕРЖАНИЕ, ФАКТОРЫ, ДИНАМИКА………………………………………………………………….23 | ||||
Тема 4. Тема 5. Тема 6. Тема 7. Тема 8. | Экономический рост и его формы, факторы, показатели Научно-технический прогресс как фактор экономического роста. Инновационный тип воспроизводства……. Человеческий фактор экономического роста.................... Отношения собственности в экономике............................ Цикличность экономического роста…………………….. | |||
РАЗДЕЛ III. ОБЩИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………...39 | ||||
Тема 9. Тема 10. Тема 11. | Товарное производство. Товар и деньги…………........... Рыночно-конкурентный механизм..................................... Государственное регулирование экономики……………. | |||
РАЗДЕЛ IV. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ…………………………….59 | ||||
Тема 12. | Предприятие и предпринимательская деятельность…….. | |||
Тема 13. Тема 14. Тема 15. | Теория факторов производства. Теория потребительского поведения………………………………………………... Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа…………………... Издержки производства. Прибыль. Цена и объем производства……………………………………………………… | |||
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ………………………….....81 | ||||
Тема 16. Тема 17. Тема 18. Тема 19. Тема 20. Тема 21. Тема 22. Тема 23. Тема 24. | Национальная экономика и результаты ее функционирования. Макроэкономическое равновесие………………… Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Инвестиции и их роль в экономике………... Финансовая система экономики......................................... Денежно-кредитно-банковская система экономики……. Инфляция и антиинфляционная политика……………….. Занятость. Рынок труда. Безработица.................................. Доходы населения. Социальная политика государства……... Мировая экономическая система…………………............ Особенности переходной экономики России……............. | |||
Вопросы к экзамену………………………………………………………….125 Список рекомендуемой литературы………………………………………...128 | ||||
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Тема 1. Предмет и основные категории экономической теории
1. Экономическая теория, политическая экономия и Economics. Предмет, задачи, функции экономической теории.
2. Методы экономической теории. Экономические категории и законы.
3. Экономическая деятельность как объект экономической теории. Процесс труда.
4. Производство как единство производительных сил и производственных отношений. Понятие воспроизводства.
5. Потребности, их виды и роль в экономике. Блага и их виды. Ресурсы и их редкость.
Ключевые слова
Экономика – 1) народное хозяйство, включающее отрасли материального и нематериального производства; 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением сфер (промышленность, сельское хозяйство, услуги) и отраслей хозяйства страны или её отдельных регионов, а также условий и элементов производства.
Фундаментальные экономические науки — науки, изучающие основные законы экономической системы. К ним относятся сама экономическая теория, история экономических учений и история экономики. Несмотря на схожесть названий, история экономических учений и история экономики имеют весьма различные предметы исследования. Историка экономических учений интересуют идеи, теории, гипотезы ученых прошлого, он анализирует и интерпретирует их публикации. Историк экономики свою задачу видит в поиске и анализе свидетельств практической деятельности в хозяйственной сфере.
Экономическая теория — фундаментальная наука, изучающая наиболее общие законы функционирования хозяйства; наука о системе экономических отношений в обществе в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов, предопределяющих многовариантность поведения хозяйствующих субъектов. В течение трех столетий (XVII—XIX вв.) экономическая наука развивалась как «политическая экономия». Термин «политическая» выражал социальную(политическую) сущность подхода к общественному производству. Включает в себя два основных раздела: макроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономика (от греч. макрос — большой) – один из основных разделов экономической теории, посвященный анализу экономической деятельности национальной экономики в целом,изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны. Объектом изучения макроэкономики являются сводные обобщающие макроэкономические показатели, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика изучает средние по стране экономические показатели: средние доходы, среднюю заработную плату, уровень инфляции, безработицу, занятость, производительность труда, а также структурные пропорции и темпы экономического роста.
Микроэкономика – один из основных разделов экономической теории, в рамках которого изучаются относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления (предприятия, фирмы, предприниматели, домашние хозяйства, их хозяйственная деятельность, экономические отношения между ними, конъюнктура локальных рынков). В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления, спрос и предложение на рынках, рыночное ценообразование. В то же время объектом изучения микроэкономики служат отношения между производителями, предпринимателями и государством.
Предмет экономической теории – объективные законы ведения хозяйства и экономические отношения между хозяйствующими субъектами на различных уровнях экономики.
Объект экономической теории – хозяйственная деятельность людей в смешанной экономике.
Методология – учение о структуре, логической организации, принципах, методах научного познания.
Методы экономической теории – совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Метод – это то, как исследуется предмет той или иной науки.
Общенаучные методы — это диалектико-материалистические принципы, основанные древнегреческими философами и развитые последующими поколениями ученых. Согласно этим методам, все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении.
Диалектический метод – исследование процессов в развитии (метафизики рассматривают явления в неизменном состоянии).
Материалистический метод – метод, базирующийся на предпосылке, что основой общественного развития является материальное производство.
Частные методы – метод научной абстракции (конструирование системы законов и категорий); единство исторического и логического; метод анализа и синтеза; наблюдение; индукция и дедукция; проведение экспериментов, конструирование моделей, их математическая формализация и др.
Метод научной абстракции – форма познания действительности, основанная на отвлечении от несущественных свойств предмета и акцентировании внимания на существенном, типичном и исключении из экономического анализа исследуемого предмета всего частного, случайного, преходящего.
Метод анализа – расщепление экономических явлений на более простые, отдельные явления, частные составляющие элементы; автономное рассмотрение этих элементов.
Метод синтеза – соединение результатов анализа отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое, в комплексное понятие.
Исторический подход – исследованиеявлений в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменяли друг друга.
Логический (теоретический) подход – построение экономических умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения, использования законов логики.
Дедукция – логический метод, предполагающий рассуждение на основе априорных аксиом, гипотез, выведение с их помощью общих теорий и последующую проверку данных теорий на практике. Иногда дедукцию именуют гипотетическим, или гипотетико-дедуктивным методом.
Индукция – эмпирический метод, основанный на предварительном изучении фактов (например, на сборе статистической информации, наблюдении, эксперименте) с последующей формулировкой на их базе гипотез, теорий.
Аксиоматический метод — способ конструирования научной концепции в виде системы аксиом (постулатов), на основе которых, по определенным правилам, доказываются теоремы.
Метод математического и статистического анализа — цифровое выражение экономических зависимостей, позволяющее более точно отражать взаимосвязи в экономике на основе исследования и обобщения статистической информации.
Метод допущения "при прочих равных условиях" — метод, согласно которому все факторы, за исключением анализируемых, условно принимаются за обстоятельства, не влияющие на рассматриваемое явление.Например, при изучении влияния изменения дохода на рыночный спрос мы принимаем как неизменные цены данного и сопряженных товаров, вкусы, число покупателей и т.п.
Функциональный анализ – метод, согласно которому при характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Изучая, например, влияние уровня банковского процента на инвестиционный спрос, процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инвестиционный спрос, как зависимая (функция). При этом для изображения зависимости между двумя и более переменными в экономике широко используются графики.
Экономическое моделирование — упрощенное, формализованное описание экономической реальности. Экономические модели, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие анализ тех или иных взаимозависимостей, позволяют лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений (например, модель экономического кругооборота доходов и расходов, модель совершенной конкуренции (свободного рынка) и др.)
Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне.
Экономические категории – понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), полученные в результате научной абстракции,
Экономические законы – внутренние, существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие)).
Нормативные экономические исследования – создание определенных правил, норм, предписаний для практикующих экономистов и управляющих, т. е. отражение того, какой «должна быть» экономика.
Позитивные экономические исследования — описание существующего положения в экономической сфере, констатацию того, какова «есть» экономическая система.
Хозяйственная (экономическая) деятельность – трансформация и приспособление экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей.Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их разнообразных потребностей.
Экономический субъект (агент) — это человек, группа людей организация, фирма, государство, принимающие решения по поводу экономических благ.
Рыночные экономические субъекты (агенты) – субъекты, действующие на конкурентно-рыночных началах.
Нерыночные экономические субъекты (агент) – экономические субъекты, не ставящие своей целью получение прибыли, а в случае её получения использующие её только на цели собственного развития (государство, производящее общественные блага и смешанные блага; неприбыльные (некоммерческие) организации (потребительские общества, общественные организации и фонды).
Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека, с использованием элементов производительных сил.
Материальное производство – это экономическая деятельность в рамках системы «человек—природа» (т.е. объектом имеет природу или профильтрованные человеческим трудом природные тела (сырье, материалы и др.)) с целью создания материального продукта (продукта-вещи), а также его перемещение, хранение, доведение до потребителя (материальные услуги) – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, общественное питание.
Нематериальное производство – экономическая деятельность в рамках системы «человек—человек», при которой производство нематериального продукта или услуги совпадает во времени с потреблением. Важнейшие отрасли: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, финансы и кредит, управление обществом, культура, индустрия отдыха и развлечений, физическая культура и спорт.
Процесс труда – процесс воздействия человека на предмет труда с помощью средств труда с целью создания продукта, удовлетворяющего ту или иную потребность человека; целенаправленная деятельность человека по производству полезных благ, сопровождающаяся затратой умственной, физической и нервной энергий.
Производительные силы – система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, функциональное назначение которой – преобразование вещества и сил природы для удовлетворения потребностей людей. Производительные силы включают в себя средства производства и рабочую силу.
Средства производства – средства и предметы труда,образующие вещественную сторону производства.
Предмет труда – элемент природы (сырьё, полуфабрикаты), сам человек, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования.
Средства труда – то, с помощью которых человек осуществляет воздействие на предмет труда, а также производственная инфраструктура. Средства труда можно разделить на орудия труда и вспомогательные средства.
Рабочая сила – способность к труду, совокупность интеллектуальных и физических способностей человека, которая используется им в процессе производства жизненных благ.
Технология – совокупность средств, методов, процессов, операций, с помощью которых происходит преобразование ресурсов в готовый продукт.
Информация – сведения, данные, знания о чем-либо, являющиеся объектом сбора, хранения и переработки.
Инфраструктура – сфера услуг (материальных и нематериальных); совокупность взаимосвязанных производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих общие условия воспроизводства и жизнедеятельности людей: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Различают производственную и социальную инфраструктуры.
Производственная инфраструктура – отрасли, непосредственно обслуживающие основное производство (базовые отрасли, создающие продукт как вещь): трубопроводы, дороги, электросети, средства связи, транспортные средства и т.д.
Социальная инфраструктура – комплекс видов экономической деятельности, обеспечивающих социально-бытовые условия населения; включает в себя отрасли, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей. Это жилищное и коммунальное хозяйство, предприятия бытового обслуживания, водохозяйственный комплекс, энергетическое хозяйство объектов социального назначения, система здравоохранения и народного образования, курортно-турис-тические зоны, предназначенные для отдыха и восстановления здоровья людей.
Отрасль – совокупность предприятий и организаций, объединённых общностью функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда; общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работников.
Воспроизводство – процесс постоянного повторения и возобновления общественного производства в неразрывной взаимосвязи с другими стадиями (фазами): распределением, обменом и потреблением. Различают простое, расширенное и суженое воспроизводство.
Производственные (экономические) отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг. Различают организационно-экономические и социально-экономические отношения.
Организационно-экономические отношения складываются по поводу того, как организовано производство, распределение и обмен произведенного продукта. Формами организации являются: разделение труда, кооперация труда, концентрация производства (укрупнение фирм), его централизация (объединение многих хозяйственных единиц и единое целое) и др.
Социально-экономические отношения складываются между людьми по поводу условий производства, определяемых формами собственности на средства производства. От формы собственности зависит главное: социально-экономическое содержание отношений производства, распределения, обмена и потребления. Развитие этих отношений всегда осуществляется в интересах собственников.
Потребности — это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом.
Материальные потребности – это потребности в средствах существования человека (в пище, одежде, жилье и т.д.).
Духовные потребности – это этические, эстетические, религиозные и другие потребности.
Социальные потребности – это потребности в труде, в общении, в наличии определенных социальных гарантий, например гарантии рабочего места.
Закон «возвышения потребностей» – общий социально-экономический закон, выражающий объективную необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Проявляется через насыщаемость и дифференцируемость потребностей.
Благо — это любая полезность (предмет, явление, продукт труда – материальный и нематериальный, принимающий форму товара или услуги), удовлетворяющая определенную человеческую потребность, отвечающая целям, устремлениям людей.
Неэкономические блага(даровые блага) – блага, которые предоставляются природой без усилий человека (воздух, вода и т. д.); существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения потребностей человека.
Экономические блага – блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т. е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями. Это явление связано с редкостью ресурсов.
Материальные блага – полезные материальные вещи, которые можно хранить, перемещать, продавать, а также права на владение этими вещами, отчуждаемые от владельца.
Нематериальные блага – блага, принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом (например, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, авторское право и т. п.).
Общественные блага - товары и услуги, предоставляемые, как правило, государством на нерыночной основе (национальная оборона, охрана общественного порядка, радиопередачи, прогнозы погоды, уличное освещение, маяки, результаты фундаментальных научных исследований и др.). Общественные блага отличаются отсутствием соперничества в потреблении и неисключаемостью из потребления.
Частные (индивидуальные) блага – блага, предоставление которых отдельному лицу возможно без предоставления их другим лицам в связи с тем, что они обладают свойством исключаемости из потребления и конкурентности.
Взаимозаменяемые блага (субституты) – блага, способные в определенной степени заменять друг друга, благодаря тому, что выполняют аналогичные функции, удовлетворяют те же потребности (например, мясо и рыба).
Взаимодополняемые блага (комплементарные) – блага, применение одного из которых требует одновременного использования другого блага (комплект благ). Например, зубная паста и зубная щетка.
Ресурсы — блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и услуг; производственный потенциал экономики.
Ресурсы информационные – научная, научно-техническая, проектно-конструкторская, технологическая, статистическая информация и др. виды духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания экономического продукта, которыми располагает конкретный экономический субъект.
Ресурсы материальные – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта (сырьё, материалы, топливо, энергия, запасные части машин, предназначенные для ремонта, тара).
Ресурсы предпринимательские – способности индивида к эффективной организации производства (взаимодействие трудовые, природные, материальные и др. экономических ресурсов), сбыта, включая склонность к риску и новациям. Предпринимательские ресурсы реализуются в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательских ресурсов входят их носители (предприниматели), инфраструктура (рыночные институты), этика, культура. Как фактор производства обозначается в неоклассике термином «предпринимательская деятельность (способность) (Е)».
Ресурсы природные – часть естественной природы (запасы полезных ископаемых и естественных условий жизни), используемая или возможная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей (земля и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат). Как фактор производства обозначается в неоклассике термином «земля (N)».
Земля – это ресурс, который не производится, а существует как природный объект (сочетание собственно земельных, лесных и минеральных ресурсов, сельскохозяйственных угодий, акваторий (водных ресурсов), воздушного, космического пространства, которые могут быть использованы в производстве). Как фактор производства земля невоспроизводима и потому количественно ограничена, разнокачественна (по плодородию, богатству месторождений, местоположению) и характеризуется длительным периодом использования.
Ресурсы трудовые – часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в процессе труда; важнейший элемент экономического потенциала страны. Как фактор производства обозначается в неоклассике термином «труд (L)».
Ресурсы финансовые – совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия; создаются в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Редкость (ограниченность) ресурсов – несоответствие количества ресурсов тому, которое необходимо для удовлетворения потребностей производства, личности, общества.
Факторы производства — это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы (по неоклассической теории, это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность).
Капитал (К) — 1) фактор производства, представленный машинами, оборудованием и производственными зданиями (физический капитал, производительный капитал) или деньгами (финансовый капитал, денежный капитал); 2) произведенные товары длительного пользования, используемые для производства других товаров (здания, сооружения, станки, оборудование и т.п.); 3) стоимость, которая приносит доход и которая воплощена в денежных, материальных и нематериальных формах (активах) – денежный капитал, производительный капитал, человеческий капитал.
Производительный капитал– форма капитала, используемого для создания товаров; приобретается на рынке инвестиционных (капитальных) товаров как части товарного рынка.
Денежный капитал – капитал в денежной форме, как правило, ссудного капитала. Денежный капитал не способен непосредственно производить товары или услуги, однако служит условием приобретения факторов производства, в том числе производительного капитала.
Потребительский капитал — специфический вид капитала, служащий орудием производства в домашнем хозяйстве. К основному капиталу в данном случае относятся различные товары длительного пользования (дом, квартира, дача, участок земли, автомобиль, стиральная машина, холодильник и т. д.), к оборотному — потребительские товары и вспомогательные материалы (пища, одежда, бензин для автотранспорта, корм для домашних животных). Изношенный основной потребительский капитал подвергают ремонту.
Кривая производственных возможностей – кривая, любая точка которой показывает альтернативное, предельно возможное по ресурсным ограничениям сочетание двух товаров (например, средств производства и предметов потребления), производимых для общества. Кривая строится в системе координат, отражающих объем производства двух продуктов. Точки слева от кривой производственных возможностей показывают недоиспользование ресурсов, справа от кривой – отсутствие возможностей производства данных товаров в таком сочетании. Общество вынуждено делать выбор определённого варианта производства двух товаров (см. цена выбора).
Цена выбора (альтернативные издержки или издержки упущенных возможностей, неявные издержки) — ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном использовании тех же ресурсов, т.е. то количество альтернативного товара, от которого пришлось отказаться в пользу получения большего количества данного товара.
Темы докладов:
1. Современная экономическая наука как результат взаимодействия отечественных и зарубежных теорий.
2. Дискуссии о предмете экономической теории (с точки зрения политической экономии и экономикс).
3. Взаимодействие экономической теории с другими науками.
4. Методы экономической теории и результаты их применения.
5. Производительные силы и производственные отношения в рамках марксистской методологии.
6. Роль процесса труда в экономике.
7. Теория среды хозяйствования.
8. Роль потребностей людей в развитии производства и экономики.