Ключевые слова. Производственная функция– экономико-математическая зависимость между количеством производимой продукции (Q) и факторами производства в виде труда (L) и

Производственная функция – экономико-математическая зависимость между количеством производимой продукции (Q) и факторами производства в виде труда (L) и капитала (К): Q = f (L, K).Производственная функция допускает только технически эффективные варианты, поэтому ее значение – это максимальный выпуск продукции, который может произвести фирма, для каждого определенного сочетания ресурсов. Графическое отображение производственной функции называется изоквантой. К основным характеристикам производства, связанным с производственной функцией, относятся: показатели производительности (продуктивности) ресурсов; замещаемость ресурсов (предельная норма технологического замещения); отдача от масштаба.

Изокванта – это кривая, на которой расположены все сочетания производственных ресурсов, обеспечивающих одинаковое количество выпускаемой продукции.

Производительность (продуктивность, отдача) ресурсов – объем производимого продукта, приходящегося на единицу затрачиваемого ресурса.

Предельная норма технологического замещения (МRТS) – отношение изменения в количестве одного фактора к изменению в количестве другого фактора при сохранении неизменного объема производства: МRТS = ΔK / ΔL

Теория предельной производительности факторов производства – теория, основанная на положении, что стоимость продукции создается тремя основными факторами производства: трудом, землей и капиталом. Каждый из них участвует в процессе производства, поэтому все они в равной степени являются производительными. Участие каждого фактора в создании стоимости определяется его предельной производительностью, т. е. величиной создаваемого им предельного продукта.

Закон убывающей производительности факторов производства (закон убывающей отдачи) – экономический закон, гласящий, что общая производительность фактора производства увеличивается, но не в той степени, в которой растет количество данного фактора; по мере того, как возрастает использование какого-либо одного производственного фактора при неизменной величине других факторов сверх определенных значений ведет к снижению выпуска продукции на единицу затрат. В некоторых случаях увеличение затрат фактора влечет абсолютное сокращение производства. Этот закон никогда не был доказан теоретически, он выведен экспериментальным путем (сначала в сельском хозяйстве, а потом и применительно к другим отраслям производства).

Постоянные факторы производства – факторы, затраты которых не зависят от уровня выпуска продукции;

Переменные факторы производства – факторы, затраты которых зависят от уровня выпуска продукции. В долгосрочномпериоде все используемые ресурсы являются переменными.

Мобильный фактор производства – фактор производства, который легко перемещается из одной сферы или территории в другую под воздействием даже слабых экономических стимулов. В этом случае предложение услуг данного фактора будет эластично, поскольку привлечет в более доходную отрасль необходимое количество факторов из других отраслей. Мобильность фактора повышается в долгосрочный период.

Немобильный фактор производства – фактор производства, который даже под воздействием сильных экономических стимулов не перемещается из одной отрасли в другую. Предложение данного фактора будет неэластичным, ибо даже большое повышение доходности какой-либо отрасли привлечет в нее лишь небольшое количество факторов.

Рынок факторов производства – рынок, который через спрос, предложение и цену регулирует распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными их потребителями (производителями товаров и услуг).

Спрос на факторы производства – количество факторов производства, которое производители товаров (услуг) готовы приобрести в данный момент времени при данной цене.Особенности с проса на факторы производства: 1) является вторичным, производнымот спроса на изготавливаемый с помощью данных факторов товар; 2) все факторы экономически и технологически взаимосвязаны, т. е. ни один фактор в отдельности не может произвести продукт, поэтому спрос на фактор производства зависит не только от цены данного фактора, но и от цен на другие ресурсы; 3) спрос на фактор производства будет сохраняться до тех пор, пока затраты на каждую его дополнительную единицу (предельные издержки, МRС) будут окупаться большими или, по крайней мере, равными приростами дохода от продажи готового товара (предельный доход, МRР), т. е. МRР = МRС. Если МRР > МRС, то фирма может с прибылью применять дополнительное количество фактора. При МRС > МRР фирме для прибыльной работы следует уменьшить количество фактора.

Предложение факторов производства – количество факторов производства, которое их владельцы готовы представить на рынок в данный момент времени при данной цене. Предложение факторов производства зависит от степени мобильности факторов производства, распределения их по отраслям, периода времени предложения.

Факторный доход – плата за услуги фактора производства; доход собственника фактора производства. В соответствии с классификацией факторов производства различают четыре факторных дохода: земельную ренту, процент, заработную плату, предпринимательский доход (прибыль).

Дифференциация (неравенство) доходов – неравномерное распределение доходов между отдельными лицами и семьями, изменяемое во времени и корректируемое под воздействием перераспределения доходов. В условиях инфляции дифференциация доходов может вызываться естественными причинами: различиями в возрасте, здоровье, образовании, квалификации, профессиях людей; неравномерным распределением ресурсов в обществе и изменением цен факторов производства, что оказывает влияние на вертикальное распределение доходов; перераспределением доходов от кредиторов к дебиторам и т. п.; а также объективными причинами под воздействием перераспределительной политики государства. Неравенство (дифференциация) в уровне доходов наглядно отражает кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Распределение доходов – деление доходов между членами общества.

Функциональное (пофакторное) распределение доходов деление денежного дохода общества в соответствии с функцией, выполняемой получателями доходов как поставщиками ресурсов. Согласно теории предельной производительности, каждый фактор приносит доход, который этот фактор создает. Каждому фактору производства соответствует определенный вид дохода: труду – заработная плата, земле – рента, капиталу – процент, предпринимательской способности – чистая прибыль (предпринимательский доход). Неравенство в собственности на вещественные факторы производства ведет к фактическому неравенству в доходах.

Заработная плата – а) в марксистской теории это превращенная форма стоимости и цены товара рабочая сила, определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для поддержания работника в общественно нормальном для данных условий состоянии жизнедеятельности, а также для содержания его семьи (т. е. для простого и расширенного воспроизводства работника);б) в неоклассической теории – денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд (цена услуг фактора производства «труд»).

Минимальная заработная плата – зарплата,официальноустанавливаемая государством для предприятий любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты с целью поддержания минимального уровня жизни работников. Официально именуется минимальным размером оплаты труда (МРОТ). Минимальная заработная плата является своеобразным количественным критерием при установлении льгот, надбавок, премий и других видов платежей. Минимальная заработная плата должна обеспечивать прожиточный минимум работающего субъекта, а также лиц, проживающих на его иждивении.

Номинальная заработная плата – заработная плата в денежном выражении, выплачиваемая работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного им труда за определенный период рабочего времени. По ее величине можно судить об уровне дохода работника, но не об уровне его потребления или благосостояния.

Располагаемая заработная плата – это номинальная заработная плата за вычетом налогов и прочих обязательных выплат.

Реальная заработная плата – это то количество товаров и слуг, которое работник может приобрести на свою номинальную заработную плату при данном уровне цен. Реальная зарплата = Номинальная зарплата / индекс цен.

Рынок капитала – часть рынка ссудных капиталов, где формируется спрос и предложение на средне- и долгосрочный ссудный капитал с целью.

Ссудный капитал – это денежный капитал, предоставляемый его собственниками в ссуду за определенное вознаграждение (процент) на определенное время.

Процент – разновидность факторных доходов; та часть прибыли, которую функционирующие капиталисты отдают кредиторам. По отношению к собственнику капитала процент выступает в виде платы за отсрочку потребления капитала; доход владельца капитала. Античные и средневековые авторы крайне негативно относились к взиманию процента, о чем свидетельствует хотя бы латинская поговорка – «деньги не могут породить деньги».

Ставка (норма) процента – отношение годового дохода, полученного на ссудный капитал, к величине ссудного капитала. Ставка процента определяется на денежном рынке и зависит от соотношения спроса на деньги и предложения денег. Различают номинальную и реальную процентные ставки.

Номинальная процентная ставка – это денежная процентная ставка.

Реальная процентная ставка – это процентная ставка с поправкой на инфляцию, равна разнице между номинальной процентной ставкой и темпом инфляции. Реальная процентная ставка может иметь отрицательное значение, если темп инфляции превышает номинальную процентную ставку.

Временнóе предпочтение – предпочтение «нынешних» благ «будущим» благам.

Дисконтирование – метод, применяемый при оценке и отборе инвестиционных программ, позволяющий достаточно точно определить стоимость инвестиционного проекта, а также его эффективность. Исходит из имеющейся у собственника денежного капитала альтернативы вложения денег в банк под проценты. Предполагает сравнение стоимости инвестиционного проекта с тем капиталом, который требуется вложить в банк, чтобы в последующие годы получать процент, равный ожидаемой прибыли от проекта. Расчеты осуществляются по формуле Dp = Dn/(1 + г)ⁿ методом сложных процентов, где Dp – сегодняшняя стоимость будущей суммы денег; Dn – будущая стоимость сегодняшней суммы денег через период времени n; n – количество лет; г – ставка процента (в десятичных долях). Например, Вы планируете приобрести через 2 года вещь за 6000 рублей. Чтобы получить эту сумму, надо сегодня положить в банк под 10 % годовых 4959 рублей (6000: 1,1: 1,1 = 4959).

Рынок земли – рынок, объектом купли-продажи на котором является фактор производства земля. Рынок земли состоит из двух частей: рынка собственно земли и рынка землепользования (аренды). На рынке земли как таковой возникают отношения купли-продажи земли по определенной цене земли. На рынке землепользования возникают рентные отношения, ценой сделки выступает рента, принимающая форму арендной платы.

Предложение земли – количество земли, которое продавцы готовы представить на рынок при данной цене в данный момент времени. Предложение земли совершенно неэластично по причине невоспроизводимости и немобильности данного фактора производства, поэтому цена услуг земли (рента) всецело определяется спросом на нее. Графически изображается вертикальной линией.

Спрос на землю – количество земли, которое покупатели готовы приобрести в данный момент времени при данной цене. Зависит от произво­дительности (продуктивности), местоположения земли и от спроса на производимую с помощью земли продукцию.

Рентные отношения отношения между землевладельцами и землепользователями по по­воду дохода, получаемого с земли – ренты.

Рента (R) (с нем. rente возвра­щенная) – вид дохода, регулярно получаемого с капита­ла, земли, имущества, не связанного с предпринимательс­кой деятельностью, предложение которых постоянно (абсолютно неэластично). Выделяют абсолютную, дифференциальную, монопольную ренту.

Арендная плата – плата непос­редственно за пользование землей; включает ренту, плату за хозяйственные постройки, строения, сооружения, на­водящиеся на земле.

Абсолютная рента – рента, которая связана с монополией частной собственности на землю. Величина абсолютной ренты определяется разницей между ценой сельскохозяйственной продукции и ценой производства, включающей издержки производства и среднюю прибыль на капитал. Монополия частной собственности на землю является причиной того, что собственник даже худшей земли не отдаст ее в аренду бесплатно.

Дифференциальная рента – рента, связанная с дополнительным доходом, получаемым при хозяйствовании в лучших условиях как в сельском хозяйстве, так и в добывающей промышленности и строительстве. Ее причина – монополия на землю как объект хозяйства, препятствующая переходу от менее к более предпочтительным условиям хозяйствования. Дифференциальная рента бывает двух видов: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II.

Дифференциальная рента I – рента, связанная с различиями земли по плодородию и местоположению. Ее получают собственники средних и лучших участков земли.

Дифференциальная рента II – рента, связанная с дополнительными вложениями капитала в земельные участки. В результате инвестирования, внедрения новой техники, использования современных технологий и т.д. повышается производительность сельскохозяйственного производства, как следствие, снижаются индивидуальные затраты труда и цены производимой продукции. Дополнительный доход, получаемый при этом, выступающий как разница между общественной и индивидуальной ценой производства сельскохозяйственной продукции, представляет дифференциальную ренту II.

Монопольная рента – рента, связанная с исключительными природно-климатическими условиями, в которых производятся определенные продукты (особые сорта винограда и чая, цитрусовых и др.). На них образуются монопольные цены, превышающие стоимость их производства. Спрос на эти товары больше, чем их предложение. В этих условиях верхний предел цен определяется лишь уровнем платежеспособного спроса, то есть конъюнктурой рынка. Разница между монопольной рыночной ценой и стоимостью продукта образует монопольную земельную ренту, которую присваивает владелец редких земель.

Цена земли – цена участка земли.Она прямо пропорциональна величине земельной ренты и обратно пропорциональна норме ссудного процента. Поскольку, владея землей, собственник постоянно получает доход в виде ренты, то он продаст свой участок за такую сумму, которая, будучи положенной в банк, будет приносить ему доход не меньший, чем получаемая им рента, т. е. цена земли (Z) представляет собой капитализированную (превращенную в капи­тал) земельную ренту: Z = R х 100 % / i, где R – годовая рента; i – рыночная ставка ссудного (банковского) процента.

Потребительское предпочтение – выбор между двумя возможными вариантами; утверждение, что один вариант лучше других и обладает большей полезностью для лица, осуществляющего выбор.

Обязательные потребительские расходы – расходы на питание, квартплату и коммунальные услуги, одежду и транспорт – так называемый «минимальный потребительский бюджет».

Произвольные потребительские расходы – затраты на промышленные товары, образование, досуг и развлечения, путешествия, добровольные пожертвования т. п.

Предельная норма замещения –количество одного товара, от которого отказывается потребитель, для того чтобы приобрести больший объем другого товара.

Эффект дохода – изменение величины спроса на товар в результате изменения цены товара при неизменном номинальном доходе. Так, снижение цены товара равнозначно увеличению реального дохода потребителя, повышающего возможности потребления данного товара. Эффект дохода в отношении нормальных товаров действует в сторону увеличения покупок.

Эффект замещения – изменение величины и структуры спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими. Эффект замены всегда действует в одну сторону: увеличиваются покупки подешевевшего товара.

Эффект Гиффена – ситуация на рынке, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар (исключение из закона спроса). Это касается товаров Гиффена (по имени английского экономиста-статистика Роберта Гиффена (1837–1910).

Товар Гиффена – товары низшей категории, которые занимают значительное место в структуре потребления и на которые приходится большая часть бюджета потребительских расходов беднейших семей. Спрос на него увеличивается вместе с ценой. В отношении них действие эффекта дохода прямо противоположно традиционному: объем их покупок сокращается. Такие изменения возможны в долгосрочном периоде. Классическим товаром Гиффена для многих стран Европы (в т. ч. России) является картофель.

Эффект Веблена – ситуация, когда величина спроса на эксклюзивные дорогостоящие товары при увеличении цен на них может возрасти, так как богатый покупатель приобретает эти товары из-за престижности (показное потребление, престижный спрос). Эффект назван по имени американского экономиста Торстена Веблена (1857–1929).

Эффект сноба – ситуация на рынке (исключение из закона спроса), когда величина спроса некоторых покупателей сокращается при снижении цены товара, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все».

Эффект «вагона» (эффект стадности, присоединения к большинству) – поведение потребителей, строящих свое потребление так, чтобы не отстать от других.

Полезность это способность блага или услуги удовлетворять потребности индивида в результате потребления определенного количества данного блага. Полезность блага зависит от потребностей, вкусов индивида и интенсивности удовлетворения потребности. Полезность связана со спросом, так как потребители станут приобретать дополнительные единицы продукта лишь при условии снижения цены. При ограниченности дохода покупатель стремится приобрести такой набор товаров и услуг, который максимизирует общую полезность. В зависимости от решения вопроса о количественном выражении полезности в неоклассической теории выделяют кардиналистский и ординалистский подходы.

Кардиналистский подход (количественный) – направление в маржинализме, основанное напредположении, что предельную полезность можно измерить в абсолютных величинах (К. Менгер, О. Бем-Баверк, У. Джевонс, А. Маршалл, Л. Вальрас, Ф. Эджуорт и др.). В качестве меры полезности кардиналисты предложили условную единицу – ютиль (U).

Ординалистский подход (сравнительный) – основан на отказе от поиска универсальной единицы измерения полезности и использовании сравнения потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности. Ординалисты полагают, что поскольку предельная полезность является чисто субъективной величиной, то ее невозможно измерить количественно, но можно определить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя данным благом (В. Парето, Дж. Хикс и др.). Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия и бюджетная линия.

Общая полезность – сумма полезности потребляемых благ. Общая полезность каждого из них увеличивается до тех пор, пока предельная полезность имеет положительное значение.

Предельная полезность – дополнительная полезность (прирост совокупной полезности), получаемая в результате потребления каждой последующей (дополнительной) единицы блага. Существует закономерность, что каждое дополнительное потребление блага, увеличивая объем потребления, приносит все меньшую полезность (закон убывающей предельной полезности). Термин «предельная полезность» был впервые употреблен австрийским экономистом, представителем маржинализма Фридрихом фон Визером (1851–1926). Он соответствует термину «конечная», использованному английским экономистом Уильямом Стенли Джевонсом (1835–1882).

З акон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) – закон, выражающий обратную зависимость между предельной полезностью и увеличением потребления блага в ограниченный промежуток времени;по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (например, первая порция мороженого доставляет большее удовольствие, четвертая или пятая – гораздо меньшее). Идея убывающей предельной полезности была впервые высказана немецким экономистом Германом Госсеном(1810–1858) в 1854 г., хотя сам термин «предельная полезность» он не употреблял. Иногда с ростом объема потребляемых благ дополнительная полезность вначале увеличивается, но по достижении определенного объема потребления закон убывающей предельной полезности все начинает действовать. В формулировке Г. Госсена закон выглядит следующим образом: в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага уменьшается; при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Второй закон Госсена (равновесие потребителя) – при максимизации общей полезности предельная полезность всех потребляемых благ должна быть одной и той же величиной; чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужное каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.

Равновесие потребителя – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую исходя из данного бюджета, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше на покупку другого. В ситуации равновесия у потребителя отсутствуют стимулы к изменению набора потребляемых благ в соответствии с правилом максимизации полезности (точка пересечения бюджетной линии с одной из кривых безразличия). Потребительское равновесие достигается тогда, когда предельная полезность в расчете на каждый рубль стоимости одного блага, становится равной предельной полезности, получаемой в расчете на каждый рубль, затраченный на другое благо, т. е. отношение предельной полезности блага (MUa) к его цене (Pa) должно быть одинаковым для всех благ: МUа: Ра = МUв: Рв. Это справедливо для идеальной ситуации, когда все блага абсолютно делимы и у потребителя есть время и другие ресурсы для выработки такого точного решения.

Правило максимизации полезности – правило, объясняющее выбор потребителя. Максимальная общая полезность при данном доходе достигается при условии, если последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида товара, приносит одинаковую предельную полезность. При равной цене на товары А и В потребитель предпочтет тот из них, который принесет ему большую предельную полезность; если же цена различна, то высокая предельная полезность не является решающим фактором при выборе, нужно соотнести предельные полезности благ с ценой.

Кривая безразличия – это кривая, каждая точка которой показывает комбинацию товаров, имеющую для потребителя равную (одинаковую) общую полезность. Потребителю безразлично, какой набор товаров выбрать. Все они имеют для него равную общую полезность. Отрицательный наклон кривой безразличия (идет слева сверху и вправо вниз) свидетельствует о том, что готовность потребителя к замещению блага А благом Б уменьшается по мере насыщения потребности в благе Б. Это является следствием закона убывающей предельной полезности. Если нанести на график несколько кривых безразличия, то получится карта кривых безразличия, на которой кривые, более удаленные от начала координат, соответствуют большей полезности потребляемых благ. Основу суждений о свойствах и особенностях кривых безразличия заложил английский экономист Френсис Эджуорт (Эджворт) (1845–1926).

Линия бюджетных возможностей (бюджетная линия) – прямая, каждая точка на которой означает определенный набор двух товаров, который потребитель в состоянии приобрести при существующем уровне дохода и цен. Точки, находящиеся внутри треугольника, образованного линией между осями, означает возможный для потребления набор благ, но при этом часть дохода потребителя останется неиспользованной. И наоборот, потребление в точках, находящихся вне линии (за ней), невозможно при данной величине дохода. Чем дальше от начала координат находится линия бюджетных возможностей, тем больший доход потребителя она означает и, следовательно, при тех же ценах большие возможности для потребления.

Излишек потребителя – разница между суммой денег, которую готов заплатить за товар потребитель, и реальной суммой, уплаченной за товар. Категория введена в оборот А. Маршаллом. На обычном графике спроса и предложения – это площадь геометрической фигуры (подобие треугольника), ограниченной сверху кривой спроса (слева от точки равновесия), горизонталью рыночной цены (там же) и вертикальной осью. Чем выше рыночная цена, тем меньше излишек потребителя, тем больше он прогадывает. Чем ниже цена и круче кривая спроса, тем лучше для потребителя.

Темы докладов:

1. Производственная функция и ее значение для деятельности предприятия.

2. Рынки факторов производства и их специфика.

3. Рынок капитала как рынок факторов производства: структура и особенности.

4. Теория общественного выбора. Трансакционные издержки.

5. Рента и рентные отношения.

6. Развитие земельных отношений в экономике России.

7. Кардиналистский и ординалистский подходы в теории поведения потребителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: