ПОСОБИЕ
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ
Гомель
Авторы:
А.И. Короткевич; Л.М. Короткевич
Рецензент
зав. кафедрой банковской и финансовой экономики БГУ, доктор экономических наук, профессор В.И. Тарасов
доцент кафедры финансов Гомельского филиала Международного университета «МИТСО», кандидат экономический наук Е.И. Шевцова
Короткевич, А.И.
К Финансовый анализ: учебно-методическое пособие / А.И. Короткевич, Л.М. Короткевич – Гомель: Гомельский филиал Международного университета «МИТСО», 2012. – 196 с.
Пособие посвящено комплексному изложению основных вопросов финансового анализа деятельности организации с описанием как отечественного, так и зарубежного опыта, адаптированного к действующим правилам учета и отчетности. Включает методологические вопросы организации финансов и финансового анализа субъектов хозяйствования и рабочую тедрадь, включающую методические аспекты проведения финансового анализа, состояющую из практических заданий и методик их решения. Для студентов специальности «Финансы и кредит».
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5
Р АЗДЕЛ I
методологические основы орагизации финансов и финансового анализа субъектов хозяйствования
1 Финансы и основы финансовой деятельности организации 7
1.1 Финансы и основы финансовой работы в организации.............................. 7
1.1.1 Сущность и функции финансов, их место в системе экономических отношений........................................................................................................................... 7
1.1.2 Место финансов организаций в финансовой системе государства... 15
1.1.3 Финансы субъектов хозяйствования и основы их организации.......... 23
1.1.4 Финансовая деятельность и содержание финансовой работы......... 25
1.2 Финансовые ресурсы и капитал организации............................................ 28
1.2.1 Понятие и источники формирования финансовых ресурсов.............. 28
1.2.2 Состав и структура капитала организации...................................... 29
2 Сущность, приемы и методы финансового анализа........... 33
2.1 Сущность, цели и задачи экономического анализа, место финансового анализа в системе экономического анализа...................................................................... 33
2.2 Методы и приемы финансового анализа................................................... 43
2.3. Факторный анализ..................................................................................... 47
2.3.1 Основные приемы детерминированного факторного анализа........... 47
2.3.2 Методы элиминирования...................................................................... 48
2.3.3 Интегральный метод........................................................................... 51
2.3.4 Способ логарифмирования................................................................... 52
|
|
2.3.5 Стохастический анализ........................................................................ 52
2.4 Информационное обеспечение финансового анализа................................. 58
2.4.1 Информационная база анализа финансового состояния.................... 58
2.4.2 Бухгалтерский баланс............................................................................ 60
2.4.3 Отчет о прибылях и убытках.............................................................. 75
2.4.4 Другие формы бухгалтерской отчетности и содержание пояснительной записки организации...................................................................................... 78
2.4.5 Влияние инфляции на бухгалтерскую (финансовую) отчетность...... 83
3 Анализ финансовых результатов деятельности организации 84
3.1 Значение, задачи, информационное обеспечение анализа финансовых результатов............................................................................................................................ 84
3.2 Показатели прибыли, используемые в экономическом анализе................. 86
3.3 Анализ формирования общей суммы прибыли организации...................... 96
3.4 Анализ прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг)...... 100
9.5 Анализ показателей рентабельности....................................................... 105
3.6. Анализ соотношения «затраты – объем продаж – прибыль»............. 109
3.7. Резервы увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности............. 110