По месту своего образования и порядку распорядительства резервы оперативного управления производством принято делить на местные (внутриучастковые и внутрицеховые) и общезаводские. Местные резервы относятся только к средствам производства конкретного подразделения (участка или цеха) и могут использоваться по усмотрению его руководителей. Общезаводские резервы контролируются заводской диспетчерской службой и производственными менеджерами высшего уровня иерархии и включают в себя как резервы общезаводских служб и хозяйств (транспортного, энергетического, ремонтного, складского и т.д.), так и резервы цехов в виде свободных средств производства, специально выделенных для общезаводских нужд.
Эффективное регулирование производственного процесса требует учета основных правил пользования резервами, к числу которых относятся следующие:
1. Обращаться к резервам можно только в исключительных случаях, когда невозможно предупредить отклонения путем обычного текущего распорядительства по ходу выполнения плана. Частое и необоснованное обращение к резервам свидетельствует о невысоком уровне оперативного руководства.
|
|
2. В случае возникновения отклонений в ходе производственного процесса первыми должны использоваться местные резервы и только в крайнем случае – общезаводские резервы. Обращение к резервам более высокого уровня отвлекает руководителей высшего звена от выполнения их непосредственных функций и в большинстве случаев свидетельствует о неумении менеджеров нижнего звена своевременно ликвидировать возникшие отклонения за счет внутренних резервов их подразделений.
3. При возникновении отклонений в первую очередь должны быть использованы материальные резервы и только в крайнем случае – резервы рабочей силы (переброска рабочих с одного участка на другой, применение сверхурочных работ и т.д.).
4. При обращении к резервам, вмешательство линейных руководителей высшего звена предприятия в текущею деятельность производственных подразделений должно быть минимальным.
Шаг регулирования представляет собой скорость реакции диспетчерских служб на возникшие отклонения в ходе производственного процесса. В зависимости от специфики отраслевых условий, на промышленных предприятиях шаг регулирования устанавливается различным. В общем случае, он включает в себя:
a) время ожидания, получения и обработки исходной информации;
b) время анализа полученных результатов;
c) время принятия решения.
Одним из основных путей повышения эффективности регулирования является максимально возможное сокращение первых составляющих шага регулирования, что может быть достигнуто автоматизацией процессов сбора, обработки и выдачи информации, т.е. внедрением АСУП.