Тренировочные задания. Задание 1. Прочитайте тексты

Задание 1. Прочитайте тексты. Укажите, кто их создавал. Найдите их адресант. (Используется иллюстрация №, Приложение 3). Определите стиль и жанр текстов. Ответ обоснуйте.

1. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно. Нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. (Принцип 2 декларации прав человека)

2. Икэбана

Перевести слово «Икэбана» можно так: цветы, которые живут, или другая жизнь цветов, так и хочется добавить «составленных в букет». Но это не букет в нашем понимании, а настоящее художественное произведение из живых цветов и веток в сосуде.

Известно много школ и направлений икэбаны. Икэбана известна в Японии с древних времен. Этому искусству всегда обучали и обучают детей с малых лет. Но настоящими мастерами, художниками икэбаны становятся немногие.

Икэбану дарят родным или друзьям на праздник или просто из добрых чувств, расположения друг к другу. (По материалам журнала…)

3. Название возникло в конце XV века и до начала XVIII употреблялось наряду с названиями Русь, Русская земля, Московское государство. С XVI века оно именовалось еще Российским царством, в период с 1721 по 1917 гг. – Российской империей. С 1918 г по 1922гг. – РСФСР, позже – республика в составе СССР. С 1992 года – это Россия, Российская Федерация. (В. Немчикова)

4. Ты людям явилась впервые

В названии реченьки – Рось,

Потом обернуться Россией

Росинке лесной довелось.

Тебя мы у сердца носили,

В Боях заслоняли собой.

Ты больше, чем мать, - ты Россия,

И все мы бессмертны тобой.

И нет в мире слова красивей,

Оно, словно солнце во мгле.

И именем светлым России

Все росы горят на земле.

А. Коваль-Волков

Задание 2. Сравните тексты. Что в них общего? А в чем различие?

1. Неказиста, шишковата

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!».

(Картофель)

2. Картофель знают на Руси лишь с XVIII века. Картофель богат минеральными веществами. По их содержанию он превосходит многие овощи. В медицине картофель применяется для лечения сердечно-сосудистых и почечных заболеваний, улучшает обменные процессы, процесс пищеварения.

Картофельный сок обладает противовоспалительным, спазмолитическим, ранозаживляющим, общеукрепляющим действиями. (По А. Синякову)

3. Картофель тушеный со сметаной

На 10 картофелин -1 стакан сметаны (сливок), зелень укропа, соль, специи по вкусу.

Картофель промыть, очистить и снова промыть. Затем нарезать кружочками, положить в глиняный горшочек, добавить соль, специи. Залить сметаной, поставить в духовку и тушить при закрытой крышке до полной готовности. После чего картофель обильно посыпают измельченным укропом. К столу подают с салатом из свежих овощей.

- Укажите структурную схему последнего текста. (Название – продукты и их количество – последовательность приготовления.)

- Проиллюстрируйте процесс приготовления картофеля тушеного со сметаной.

- Сколько у вас получится иллюстраций? (7)

- Можно ли иллюстрации поменять местами? Почему? (Нет, в кулинарном рецепте важна последовательность выполнения действий.)

Задание 3. Прочитайте текст. Определите его стиль и жанр. Ответ обоснуйте.

У кошек есть воскресная Газета интересная, Где в трех столбцах – не менее – Даются объявления: «Могу подвал или чердак От крыс очистить срочно.» «Знакомство ищет холостяк С владелицей молочной.»
«Ищу уютный, теплый дом Со старым креслом, очагом, Без сквозняков и без ребят, Что за хвосты нас теребят.» Так целый день до темноты В любое воскресенье Читают кошки и коты Кошачьи объявления…
«Нужна синьора средних лет Для чтенья книжек и газет. Условье: знанье языков В соседних лавках мясников.» (Дж. Родари)

Задание 4. Сравните тексты.

1.Внимание! Внимание! Сегодня в пять часов Работать будет станция Для рощ и для лесов! Сегодня в нашу студию (Внимание! Внимание!) Слетятся птицы разные На радиособрание! Во-первых, по вопросу: Когда, в каком часу Удобнее и выгодней использовать росу? Второй вопрос назрел давно: Что эхом называется? И если есть в лесу оно, То где оно скрывается?
  (Ю. Тувим)

2. Внимание, внимание!

Кораблик к нам плывет.

Целую компанию

Кораблик нам везет.

Внимание, внимание1

Кораблик вдруг нырнул,

Пропала вся компания – кораблик утонул…

Но вот кораблик снова

Плывет средь камышей.

Да это птица чомга

Катает малышей!

А. Масленникова

- Что в них общего? (Оба текста начинаются с одних и тех же слов «Внимание, внимание!»)

- Можем ли мы спрогнозировать по такому началу стиль и жанр текста? (Да. Как правило, с этих слов начинается объявление – деловой стиль изложения.)

- Содержат ли объявление эти тексты? (В первом случае да, а во втором нет.)

- Почему второй текст не содержит объявление, хотя автор использует устоявшуюся форму привлечения внимания? (Цель привлечь внимание к необычному кораблю. Это средство выражения авторского отношения к увиденному: его удивление, восхищение и умиление птицей чомгой, которая катает своих малышей. Им уютно у мамы на спине и спокойно, как на комфортном корабле.)

Задание 5. Прочитайте текст.

В четверг объявление

Было в газете:

«Внимание, дети!

Внимание, дети!

Пропала собака

По кличке Барбос.

Барбос от хвоста

И до носа оброс.

Он жил у вокзала,

На улице Новой,

В квартире 14

У Ивановой.

Нашедшему выдадут

Много наград –

Конфеты, пирожные

И шоколад».

В. Орлов

- Каким стилем изложения отличается объявление? (Официально-деловым стилем.)

- Можно ли сказать, что в данном случае полностью реализуется этот стиль? (Нет, так как присутствует слова, свойственные художественному стилю.)

- Измените текст так, чтобы он полностью соответствовал деловому стилю.

Задание 6. Прочитайте отрывок. Из какого он произведения? Кто автор?

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

-Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.

- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.

- Это надо проверить, сказал Цветик.

- Ты знаешь, что такое рифма?

-Рифма? Нет, не знаю.

-Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик.-Например: утка-шутка, коржик-моржик.

-Понял?

-Понял.

-Ну, скажи рифму на слово «палка».

-Селедка, - ответил Незнайка.

-какая же это рифма: палка-селедка? Никакой рифмы в этих словах нет.

Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

(Н. Носов)

- Определите стиль текста. Ответ обоснуйте.

- Что вы можете сказать о Незнайке и Цветике, оценивая их разговор?

- Кто был прав?

- Способный ли Незнайка?

- Давайте попробуем быть поэтами и поучимся составлять тексты стихотворений. А для этого нужно научиться рифмовать слова.

- Прочитайте, добавляя пропущенные слова.

Я хотел устроить бал –

И я гостей к себе … (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый … (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости… (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек… (откусил).

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту …(съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошки…(не нашли).

Д. Хармс.

- Что помогло нам вставить слова?

- Прочитайте те, слова, которые вы вставили в текст. Можно ли по ним спрогнозировать содержание текста? Дайте определение этим словам.

- Обобщите все, что вы знаете о стихотворении и дайте определение этому жанру.

Задание 7. Прочитайте текст, определите его тему.

- Черемуха, черемуха,

Ты что стоишь бела?

- Для праздника весеннего

Для мая расцвела.

- А ты трава-муравушка,

Что стелешься мягка?

- Для праздника весеннего

Для майского денька.

- А вы, березы тонкие,

Что нынче зелены?

- Для праздника!

- Для праздника!

- Для Мая! Для весны!

Е. Благинина

- Определите стиль текста? Ответ обоснуйте.

- Что же происходит в природе в мае?

- Какое это время года?

- Что вы еще можете увидеть в мае? Как природа празднует приход весны? (Желтый ковер одуванчиков, белые шапки яблонь, вишен, в мае зацветает сирень, особенно красива махровая сирень.)

-* Составьте текст об этом времени, изменив форму изложения (в жанре сказки/рассказа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: