Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности.
Вообще-то, воспитание в области безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодёжи.
Говоря о культуребезопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как«особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие безопасность относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.
|
|
Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.
Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом – преобразованием собственного сознания (см. рис. Новая культура безопасности). Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.
Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоёв общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.
|
|
1. Защита
Глобальные угрозы
Х Х Х
ХХХ Х Х Х
2. Предотвращение (преобразование ОС)
3. Предотвращение
(преобразование сознания)
Традиционный состав способов Появление глобальных угроз Введение третьего способа
жизнедеятельности жизнедеятельности
в области безопасности в области безопасности
Рис. Новая культура безопасности
Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования. Подготовка слоёв общества при этом должна выглядеть как на рисунке:
Дополнительное образование в области БЖД
Образование (БЖД) в ВУЗах
Управляющая элита
Профессиональная подготовка в области БЖД
Учёные в области БЖД
Специалисты
Производители Общее образование (ОБЖ) в школе
0% 100%
Пирамида общества Уровень подготовки по БЖД
Рис. Подготовка слоёв общества
в области безопасности жизнедеятельности
Общеобразовательная область ОБЖ и дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонентами межпредметными связями, образуя общее поле подготовки молодёжи к жизни в новой эпохе. Структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):
· «Безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);
· Защита населения государством (Минобороны, МЧС, МВД, Минздрав и т.п.);
· Современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие модули разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях);
· Защита учреждений и предприятийв ЧС;
· Обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).
Два последних раздела различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления этих специализаций, принципиально разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное (защитного, «силового» типа). На рисунке это проиллюстрировано:
Техн. Гум. Пед. Спец.
|
для человека и среды
(предотвращение ОС и ЧС)
|
Защита населения государством
Безопасное поведение,
индивидуальная защита в ОС и ЧС
Другие общеобразовательные области
Рис. Структура образовательной области
«Безопасность жизнедеятельности»