Решаявопросовыборетойилиинойсферыдеятельности, следуетотдатьпредпочтениетой, котораясоответствуетимеющимсяресурсам, техническимвозможностям, опыту, знаниям, организаторскимспособностямпредпринимателя. Приэтомнеобходимоучитыватьпримерныйразмерсредств, которыйможетбытьвложенвпроизводство, искоростьвозвратавложенныхфинансовыхресурсов. Идеальнымвариантомдляпредпринимательстваявляетсяноваясфера, посколькупервыепредприятиянаходятсявболеевыгодномположении, чемпоследующие. Фирма, котораяначинаетфункционироватьпервой, имеетвозможностьпривлечьнасвоюсторонузаказчиков, определятьассортиментицены.
Однаколюбаяорганизациядолжнаиметьзапаснуюнишу, накоторуюможнопереориентироваться. Такжегарантироватьуспехновомупредприятиюможетобладаниекаким-либоуникальнымресурсом (сырьем), идеей, разработкой, производственнымиорганизационнымопытом.
Естьнекоторыеограниченияпривыборесферыдеятельности. Существуютзапрещенныедлячастногопредпринимательствасферыдеятельности, напримерпроизводствонаркотических препаратов, оружия и т.п. Операции с ними производят, как правило, уполномоченные на то государственные организации.
|
|
Отдельныевидыдеятельностимогутосуществлятьсятольконаосновеспециальногоразрешения (лицензии). Внекоторыхотрасляхсуществуютэкономическиеограничениянапроникновениевтуилиинуюотрасль,
такназываемыевходныебарьеры: высокийуровеньпервоначальныхкапитальныхвложений, длительныйсрококупаемостивложенныхсредств, неопределенностьвполучениикоммерческогорезультата, отсутствиеприбылидажепринормальномтечениипроизводственногопроцесса (вобразованииисоциальномвспомоществовании). Наличиеуказанныхииныхограниченийпрепятствуетразвитиючастногобизнеса.
Началомпредпринимательскойдеятельностипризнаетсяпредпринимательскаяидея.
Ее могут:
- заимствовать;
- прийтикнейсамостоятельно, перерабатываяинформациюизразныхисточниковиливходецеленаправленноготворческогопоиска.
Основнымиисточникаминовыхидей могут быть:
•отзывыпотребителей;
•оценкапродукции, производимойконкурентами;
•мненияработниковторговли;
•публикациивразличныхпечатныхисточниках;
•научно-исследовательскиеиопытно-конструкторскиеработы (НИОКР).
Существуютспециальные методывыработкиновыхидей.
Методцелевогообсуждения заключаетсявпроведениисовещания, направляемоговедущим, вформеоткрытойизаинтересованнойдискуссии. Целевыеобсужденияоказываютсяполезныминетолькодлявыработкиновыхидей, ноидляоценкиихперспективности.
Метод≪мозговойатаки≫. Егоцельюявляетсяпроявлениетворческойинициативы, длячегоучастникпомещаетсявнеобычныеусловия, чтобытототвлексяотпривычнойобстановки. Большинствопредложенныхидейнеполучитприменения, носрединихнайдутсяодна-двепо-настоящемуинтересныхмыслей.
|
|
Правилаиспользованияэтогометода:
- никакихкритическихзамечаний—авторыидейнедолжныстеснятьсявысказываться;
- следуетпоощрятьсвободныйполетмысли;
- идейдолжнобытьвысказанокакможнобольше: чембольшеидей, темвышевероятностьтого, чтосрединихпопадетсянечтодельное;
- желательно, чтобыучастникиобсужденияподхватывалиидеи, высказанныедругими, строилиихкомбинации, развивалиих;
- ≪мозговаяатака≫должнапроходитьвесело, сэлементамиигры, нанеенеследуетприглашатьспециалистовпообсуждаемойпроблеме.
Обсуждениесписка≪слабыхмест≫ —ещеодинметодвыработкиновыхидей, которыйвомногомнапоминаетметодцелевыхобсуждений. Тольководномслучаеучастникисовещаниясамипредлагаютновыеидеи, авдругомимпредоставляютзаранеесоставленныйсписоквозможных≪слабыхмест≫упродукции, относящейсякпредложеннойтоварнойгруппе. Данныйметодчастодаетэффект, таккакпривязыватьизвестныетоварыкготовомусписку≪слабыхмест≫иприблизитьсякпониманиютого, чтохочетпотребитель, гораздолегче, чемпридуматьсовершенноновыйпродукт≪снуля≫. Этотметодлучшеиспользоватьдляпервичныхприкидок, азатемпроводитьболееглубокоеисследованиепополученнымпредложениям.
Ценностьидеиопределяетсячерезееконкурентныепреимущества, выгодыеереализации, соответствиестепенирискаеереализациизнаниямиумениямпредпринимателя.
Бизнес-планявляетсяосновополагающиммоментомдляпроникновениянарынок, длячегоанализируютсяосновныеэлементыдеятельности: определениесегментарынка; маркетинговаястратегия; производственнаястратегия; финансовоеобеспечениеипоступлениеденежныхсредств; организационно-правоваяформа. С подготовкой бизнес-плана тесно связан анализобеспеченности ресурсамииспособов ихпривлечения, - выявляютсяпотенциальныепоставщики.
Управлениепредприятиемпредполагает: разработкустиляиструктурыуправления; определениеточекроста; выявлениеслабыхмествдеятельностипредприятияипутиихпреодоления; разработкасистемыконтроля.
1.4 Стратегическоепланированиекакноваясоставляющаяпредпринимательскойдеятельности
Впоследниегодыбольшинствопредпринимателейсталичащеприбегатьвходесвоейдеятельностикстратегическомупланированию. Вцеломстратегическоепланированиепредставляетсобойсистематизированныйилогическийпроцесс, основанныйнарациональноммышлении. Крометого,
этоискусствопрогнозирования, исследования, расчетаивыбораальтернатив.
Предпринимательдолжензнать, чтостратегияпредприятиядолжнабытьвыстроенапоиерархическомупринципу.
Приэтомуровнистратегий, ихкомплексность, интеграциясущественноразличаютсявзависимостиоттипаиразмерапредприятия. Концептуальнаямодельстратегическогопланапозволяетопределитьследующиеэтапысоставлениястратегическогопланапредприятия:
- анализокружающейсреды:
- анализвнешнейсреды;
- анализвнутреннихвозможностей;
- определениеполитикипредприятия (целеполагание);
- формулированиестратегииивыборальтернатив:
- стратегиямаркетинга;
- финансоваястратегия;
- стратегияНИОКР;
- стратегияпроизводства;
- социальнаястратегия;
- стратегияорганизационныхизменений;
- экологическаястратегия.
Стратегический план предприятия обычно сключает следующие разделы:
•целиизадачипредприятия;
•текущаядеятельностьпредприятияидолгосрочныезадачи;
•стратегияпредприятия (базоваястратегия, основныестратегическиеальтернативы);
•функциональнаястратегия;
•наиболеезначимыепроекты;
|
|
•описаниевнешнихопераций;
•капиталовложениеиресурсноераспределение;
•планированиенеожиданностей.
Приложения: расчеты, справки, другаяделоваядокументация
Сроки.
В предпринимательстве, какправило, редковстречаютсядолгосрочные
планы. Преждевсегоэтосвязанососпецификойсамойдеятельности, большойдолейриска. Чащевсегоэтопрогнознапериодот 1 годадо 5 лет.
Управлениесозданнойорганизацией – особый этап деятельности предпринимателя, который обратными связями объединен со всеми ранее указанными этапами.