Основная. 1. Виноградова, Т.Ф. Методика применения композиционных материалов / Т.Ф

1. Виноградова, Т.Ф. Методика применения композиционных материалов / Т.Ф. Виноградова, С. Уголева // Новое в стоматологии. - 1996.- №3. - С. 25.

2. Иоффе, Е. Композиты – вчера, сегодня и завтра (Обзор) / Е. Иоффе // Новое в стоматологии. - 1995. - № 5. - С. 6-8.

3. Калинин, В.И. Основные направления создания современных пломбировочных материалов на базе ТОО «Стомахим» / В.И. Калинин, Ю.В. Николаев // Новое в стоматологии. - 1995. - № 2. - С. 7-9.

4. Композиционные пломбировочные материалы / В.И. Лукьяненко [и др.]. - Л, 1988. - 160 с.

5. Леонтьев, В.К. Новые стоматологические материалы: возможности и обязанности стоматолога / В.К. Леонтьев, В.М. Безруков // Новое в стоматологии. - 1995. - № 1. - С. 4-6

Практическое занятие № 10

Тема. Фотоотверждаемые композиты.

Цель. Ознакомиться с классификацией фотокомпозитов, познакомиться с механизмами полимеризации фотоотверждаемых композитов. Изучить достоинства и особенности применения фотокомпозитов.

Метод проведения. Групповое занятие.

Место проведения. Фантомный кабинет.

Обеспечение

Техническое оснащение: наборы композитов светового способа полимеризации, стоматологический лоток с набором инструментов для пломбирования, источник полимеризации (лампа галлогеновая), фантомы с отпрепарированными полостями различных классов по Блеку, оборудование для просмотра учебных видеофильмов и презентаций.

Учебные пособия: стенды, муляжи, учебные видеофильмы, презентации по теме занятия.

Средства контроля: контрольные вопросы, контрольные задачи, ситуационные задачи, тестовые вопросы, домашнее задание.

Вопросы, изученные ранее и необходимые для данного занятия. Правила техники безопасности. Анатомия и гистология всех групп зубов, знание сущности реакции полимеризации. Определение и состав композитов.

План занятия

1. Проверка выполнения домашнего задания.

2. Тестовый контроль исходных знаний.

3. Теоретическая часть. Определение композитов…

4. Лабораторная часть. Демонстрация ассистентом техники приготовления и пломбирования зубов различными композитами на моделях челюстей.

5. Самостоятельная работа. Приготовление и пломбирование студентами кариозных полостей композитами светового отверждения.

6. Разбор результатов самостоятельной работы студентов.

7. Решение ситуационных задач.

8. Тестовый контроль полученных знаний.

9. Задание на следующее занятие.

Аннотация

Фотокомпозиты представляют собой однокомпонентные материалы, изготовленные и упакованные в заводских условиях в специальные шприцы-тубы. Реакция полимеризации таких материалов инициируется видимым голубым светом, длина волны которого 450-550 нм. Таким параметрам соответствует галлогеновый свет соответствующих источников- полимеризационных ламп.

Под действием галлогенового света инициатор полимеризации распадается, вызывая комплекс реакций, ведущих к образованию свободных радикалов и формированию полимерных цепей.

Для правильной полимеризации таких материалов следует четко придерживаться инструкции производителя, как по времени полимеризации, так и по виду устройства, рекомендуемого для работы с этим композитом. Глубина полимеризации для разных композитов может составлять от 2 до 10 мм. Она зависит от цвета композита и от его прозрачности. Фотокомпозит необходимо вносить маленькими порциями.

Усадка фотокомпозитов теоретически направлена к источнику света, однако, учитывая скорость распространения светового потока, можно сказать, что небольшие порции фотокомпозита, в пределах 2 мм его толщины, полимеризуются одновременно по всей массе, аналогично самоотверждаемым.

Полимеризационную усадку светоотверждаемого композита можно снизить плавным началом полимеризации (мягким стартом), уменьшением объема отверждаемого материала, направленной полимеризацией.

Направленная полимеризация предусматривает направление первого светового пучка на материал сквозь эмаль, что позволяет «приварить» материал к твердым тканям зуба.

Фотоотверждаемые композиты имеют следующие существенные преимущества по сравнению с химически отверждаемыми:

-однокомпонентность;

- высокая прочность;

- полимеризация по «команде»;

Удобство в работе, отсутствие временного ограничения при моделировании пломбы;

- высокая цветостабильность;

- экономичность: врач берет столько материала, сколько нужно;

- высокая эстетичность и точность воспроизведения цвета и прозрачности зуба;

- возможность воссоздания нескольких оттенков и нескольких степеней прозрачности зуба;

- соответствие структурных параметров объемных и линейных колебаний твердым тканям зуба (коэффициент эластичности, прочности, и др. параметры);

- высокая степень адгезии к твердым тканям зуба;

Особенность композитов светового отверждения состоит в наличии паст различной прозрачности или непрозрачности (опаковости).

Аналогично структуре зуба выделяют три вида материала по этому признаку: аналог дентина – опаковые тона, аналог эмали - эмалевые тона, аналог режущего края – прозрачные тона режущего края, лишенные красителя.

Опаковые тона служат для маскировки пятен и создания отражающей среды, подобно дентину зуба. Эмалевые тона в основном придают окраску выбранного цвета и рассеивают свет, тона режущего края только преломляют и слегка рассеивают свет, создавая «живость» реставрации.

Для активации реакции полимеризации светоотверждаемых материалов требуется внешний источник галлогенового света. Такое устройство называется полимеризационным прибором или лампой. Для получения световой волны определенного спектра. Длиной 450-550 нм., используют специальные установки, не только галогеновые, но и диодные, плазменные, лазерные. Обычно они состоят из собственно источника света, блока управления и световода.

Для правильной работы требуется минимальная мощность светового потока 300 мВт/кв.См. (для приборов с галлогеновой лампой). Световод должен находиться во время полимеризации как можно ближе к поверхности материала. Удаление его на 5 мм. Снижает мощность светового потока на 30%.

Кроме света полимеризационные лампы могут генерировать тепло. Мощность теплового потока не должна превышать 50 мВт/ кв.См. Полимеризационные устройства разных производителей отвечают общим стандартам и могут использоваться для отверждения материалов разных фирм.

В связи с высокой яркостью света, необходимой для полимеризации, следует избегать попадания в глаза прямого и отраженного света, пользуясь защитными очками или экраном с оранжевым фильтром для защиты сетчатки глаз.

Свет полимеризаторв не содержит ультрафиолетовых лучей. Перед использованием каждого прибора следует внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Свет некоторых светильников, установленных на стоматологических установках, может содержать лучи сходного спектра с источником полимеризации и вызывать отверждение материала раньше времени. Это обстоятельство необходимо учитывать и исключить его перед началом работы с фотокомпозитом.

Недостатков у фотокомпозитов минимум. К ним можно отнести достаточно высокую трудоемкость и энергоемкость процесса, требующую от врача навыков художественной реставрации. Для работы с фотокомпозитами требуется специальное оборудование и специальные условия (наличие слюноотсоса, турбинного наконечника с водяным охлаждением, и др. оборудование и инструментарий). Противопоказанием к применению фотокомпозитов является наличие у пациента стимулятора сердечного ритма.

Композиты световой полимеризации (светоотверждаемые, фотокомпозиты, гелиокомпозиты) классифицируются следующим образом:

По размеру частиц наполнителя:

1. Макронаполненные.

2. Микронаполненные.

3. Мининаполненные.

4. Гибридные.

По клиническому назначению:

1. Для пломбирования передних зубов.

2. Для пломбирования жевательных поверхностей

3. Универсальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: