Структура ценностных основ отношений профессиональной деятельности

Уровни определения значимого Основания определения значимого Основные ценности
  Возможность осуществить себя в деятельности как Человека Любовь, Мысль, Свобода (как открытость человека миру) – комплекс качеств Здорового Человека
2-а Качества деятельности как таковой 1.Результативность, Эффективность
2-б 2.Исполнительность, Творчество
  Качества игровой или трудовой форм деятельности и их взаимосвязь Игра (процесс) и Труд (продукт)
  Качества основных видов деятельности 1. Взаимосвязь основных видов деятельности. 2. Ценности, отражающие значимое для каждого вида деятельности[3].
  Качества профессиональной деятельности как таковой Социальный заказ как заказ потребителя, в качестве которого выступает человек, рассматриваемый как целостность. «делая для других – делаешь для себя»
  Качества основных типов профессиональной деятельности и их взаимосвязь 1. Взаимосвязь основных типов профессиональной деятельности. 2. Ценности, отражающие значимое для каждого типа профессиональной деятельности
  Качества определенного вида профессиональной деятельности 1. Взаимосвязь основных видов профессиональной деятельности. 2. Ценности, отражающие значимое для каждого вида профессиональной деятельности
  Качества деятельности основной и вспомогательной для определенного вида профессиональной деятельности и их взаимосвязь 1. Взаимосвязь основной и вспомогательной деятельности. 2. Ценности, отражающие значимое для основной и вспомогательной деятельности

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое деятельность и каково место ценностей в её структуре?

2. Дайте определение понятий «ценностные основы отношений», «ценностная направленность».

3. Чем ценностная ориентация отличается от ценностной направленности?

4. Почему деятельность человека является формой реализации его ценностей?

5. Каким образом связаны и чем различаются личностные ценности человека и мотив его деятельности?

6. Что выступает причинами неадекватной реализации личностных ценностей?

7. Из каких видов деятельности складывается рефлексия?

8. Что такое ценностная рефлексия?

9. Дайте характеристику ценностной рефлексии как форме оценочного отношения.

10. Что представляют собой методы ценностной рефлексии как методы воспитания?

11. Посредством чего в аксиологическом отношении представлен образ будущего, выступающим для человека эталоном самооценки при осуществлении ценностной рефлексии?

12. Дайте характеристику основных типов ценностной рефлексии.

13. Что такое ценностные основы профессиональной деятельности?

14. Чем отличаются субъективная и объективная формы ЦОПД?

15. Какова структура ЦОПД?

Задания для самостоятельной работы:

1. Законспектируйте работу В.И. Плотникова «Ценностный мир человека и его судьба». Выпишите характеристику аксиологического отношения, данную в этой работе.

2. На основе выделения сущностно значимого для отношения «Человек-Человек» определите ценностные основы профессиональной деятельности, складывающейся в рамках этих отношений.

3. На основе выделения сущностно значимых качеств той профессиональной деятельности, к которой вы готовитесь, определите ценностные основы этой деятельности.


Библиографический список:

1. Агацци Э. Человек как предмет философии / Феномен человека: Антология. – М.: Высш. шк., 1993 - С. 142-156

2. Асмолов А.Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 768с.

3. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях.

4. Бахтин М.М. Философия поступка – https://infolio.asf.ru/Philol/Bahtin/postupok3.html (проверено 22.05.2003), 51 kb, Windows 1251.

5. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Роспедагенство, - 1994.

6. Братусь Б.С. Психология личности. / Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: «БАХРАХ», 1999. – С. 385 – 456.

7. Братусь Б.С. Образ человека в психологии / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 67 – 91.

8. Василенко В.В. Ценность и ценностные отношения / Проблема ценности в философии. - Л.: Наука, АН СССР, 1966. - С. 98-112.

9. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира// Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994.

10. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994

11. Вершинин С.Е. Жизнь – это надежда: Введение в философию Эрнста Блоха. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2001. – 304 с.

12. Виндельбанд В. О свободе воли. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 208 с.

13. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. - М.: Юрист, 1995. - 687с.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. (с. 20-21, 40-41, 72-73, 199)

15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3. (с. 124)

16. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. Проблемы закона и благодати / Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994. – С. 14-153. – (Б-ка этической мысли).

17. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии / Этика преображенного эроса. – М.: Республика, 1994. – С. 154-324. – (Б-ка этической мысли).

18. Гартман Н. Старая и новая онтология. / Историко-философский ежегодник: научное издание АН СССР. Институт философии. – М.: Наука, - 1988, - Вып. 3. - 383 с.

19. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе / Культурология ХХ век: Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 246-394.

20. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: "Школа - Пресс", 1995. - с. 448

21. Давыдов В.В. Л.С. Выготский и проблемы педагогической психологии. / Л.С. Выготский. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с. (с. 2)

22. В.В. Давыдов О понятии человека в современной философии и психологии. / Человек в системе современной науки. - М., 1989.

23. Данилевский Н.Я. Россия и Европа.- М.: Издательство «Книга», 1991. – 574 с.

24. Дробницкий В.А. Некоторые аспекты проблемы ценности // Проблема ценности в философии. - Л.: из-во "Наука", АН СССР, 1966. – С. 25-41.

25. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. Труды. – М.: Гадарики, 2002. – 523 с.

26. Ивин А.А. Аксиология. – М.: Высш. Шк., 2006. – 390.

27. Дьюи Д. «Психология и педагогика мышления» (серия «Классики психологии»). – М: Изд-во «Совершенство», 1997.

28. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986.- 223с.

29. Ильин В.В. Аксиология / Философия: учебник. В 2 т. Т.2. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – С.419-539.

30. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. – 423 с.

31. Каган М.С. Философская теория ценности: курс лекций. – Санкт-Петербург, ТОО ТК – «Петрополис», - с.205

32. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

33. Кант И. Основы метафизики нравственности. / Основы метафизики нравственности. – М.: Изд-во «Мысль», 1999. - С. 155-246.

34. Кант И. Критика практического разума / Собр. Соч.

35. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 3-20.

36. Личность и её ценностные ориентации /Под ред. В.А. Ядова, И.С. Кона. – М., 1969. –169 с.

37. Мамардашвили М. О призвании и точке присутствия (из курса «Лекций о Марселе Прусте») / Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. – М.: АО Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1994.- 240 с.

38. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с ан. - М.: Смысл, 1999. – 425 с.

39. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 356 с.

40. Невелев А.Б. Событие духа: от мысли к Лику. - Челябинск: ЧГИИК, ЧИПКРО, 1997. - 203 с.

41. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое / По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. – С. 11-294.

42. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1999. – С. 557- 748.

43. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Воля к власти. – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2003. - С. 365-714.

44. Новейший философский словарь. – Минск, 1998. – 896 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: