Тема 2. Нормативное обеспечение управления качеством продукции

В настоящее время в развитии систем менеджмента, как на российских, так и на зарубежных предприятиях отчетливо прослеживаются две тенденции.

Первая состоит в создании интегрированных систем менеджмента, включающих обычно систему менеджмента качества (СМК), систему экологического менеджмента и систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001).

Вторая тенденция заключается в выработке отраслевых модификаций стандарта ISO 9001, отражающих особые требования, предъявляемые в той или иной сфере к качеству, безопасности, экологичности и т. д. В автомобилестроении – это стандарт QS 9000, в аэрокосмической промышленности - AS 9000, в телекоммуникациях - TL 9000 и т. д.

2.1. СТАНДАРТ ISO СЕРИИ 9000

Для регулирования процесса создания и проверки СМК в ряде стран (США, Япония, Канада и др.) были созданы национальные стандарты, устанавливающие требования к системам обеспечения качества. Обобщив их опыт внедрения и работы, в 1987 году Технический комитет Международной организации по стандартизации (ISO) разработал соответствующие стандарты. В том же году ISO утвердил серию документов ISO 9000-9004, концентрирующих имеющийся опыт, в том числе и бывшего Советского Союза, в части комплексных систем управления качеством продукции. Данная серия документов дополнялась и обновлялась в 1994 году и в 2000 году. Стандарты ISO универсальны и применимы в компаниях и на предприятиях любого сектора экономики и в любой отрасли промышленности и сельского хозяйства, не зависимо от численности работающих.

0. ISO 8402-86. Качество. Словарь (в настоящее время доработанный стандарт ISO 9000:2000).

1. ISO 9000-87. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению (в настоящее время доработанный стандарт ISO 9001:2000).

2. ISO 9001-87 (ГОСТ 40.9001-88). Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании (в настоящее время доработанный стандарт ISO 9001:2000).

3. ISO 9002-87 (ГОСТ 40.9002-88). Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже (в настоящее время доработанный стандарт ISO 9004:2000).

4. ISO 9003-87 (ГОСТ 40.9003-88). Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях (в настоящее время доработанный стандарт ISO 9004:2000).

5. ISO 9004-87. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания (в настоящее время доработанный стандарт ISO 9004:2000).

Назначение стандарта ISO 9000 – выявить различия и взаимосвязь основных концепций в области качества, а также дать руководящие направления по выбору и применению нужного стандарта серии. Это должно помочь реализовать как внутренние цели предприятия в управлении качеством, так и внешние – обеспечить качество в контрактных ситуациях.

МС ISO 9001, определяющий модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании изделия, позволяет потребителю оценить возможности поставщика на всех стадиях от опытно-конструкторских работ до эксплуатации. Главное назначение стандарта – способствовать предупреждению отклонений от заданных требований на всех стадиях от маркетинга до поставки. Этот вариант системы качества может быть выбран для принципиально нового, еще неспроектированного сложного изделия.

Если изделие спроектировано и его свойства удовлетворяют требованиям потребителя, то последний может ограничиться только оценкой производства. В этом случае выбирается МС ISO 9002, назначение которого – способствовать предупреждению отклонений от заданных требований на стадии производства.

МС ISO 9003 предлагает третью модель – обеспечение технического контроля и испытаний готовой продукции. Она выбирается в том случае, когда производство требуемой продукции налажено. Ее назначение – способствовать выявлению и устранению любых несоответствий установленным требованиям, а также управлению некондиционными изделиями в процессе технического контроля и испытаний готовой продукции.

Стандарт ISO 9004 носит рекомендательный характер и может использоваться любой организацией для самостоятельной разработки и внедрения систем управления качеством. В документе всесторонне рассмотрены технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество продукции на всех стадиях – от выявления потребностей покупателей до их удовлетворения.

Наиболее важное изменение, внесенное в содержание международных стандартов ISO серии 9000:2000, - это ориентация на процесс. В стандарте ISO 9000:2000, п. 3.4.1. процесс определен как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы». Схематическое представление процесса приведено на рисунке 2.1. Входами и выходами процессов могут являться как оборудование, материалы, комплектующие компоненты, так и информация, энергия, финансовые и другие ресурсы. Входные и выходные показатели процесса измеряются и анализируются для принятия своевременных управленческих решений и дальнейшего улучшения деятельности организации.

 
 


Основное содержание стандартов ISO 9000 – рекомендации, содержащие виды деятельности (функции, элементы системы качества), которые целесообразно внедрить на предприятиях, чтобы организовать эффективную работу по качеству. Полный перечень рекомендуемых элементов систем качества приведен в таблице, приложенной к стандарту ISO 9000-1.

В эту таблицу включены следующие элементы: ответственность руководства; система качества; анализ контракта; управление проектированием; управление документацией и данными; закупки; управление продукцией, поставляемой потребителем; идентификация продукции и прослеживаемость; управление процессами; контроль и проведение испытаний; управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием; статус контроля и испытаний; управление несоответствующей продукцией; корректирующие и предупреждающие действия; погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка; управление регистрацией данных о качестве; внутренние проверки качества; подготовка кадров; техническое обслуживание; статистические методы.

2.2. СИСТЕМА QS-9000

В 1993-1994 годах фирмами Форд, Крайслер и Дженерал Моторс с участием пяти производителей грузовиков при поддержке ISO была разработана система QS-9000 как единый комплекс требований к своим поставщикам. В систему были включены следующие документы.

1. Промышленный стандарт QS-9000 «Требования к системам качества», который включает 3 группы требований.

Раздел 1. «Требования, основанные на ISO 9001». Помимо требований MC ISO 9001, он содержит дополнительные требования к системам качества.

Раздел 2. «Отраслевые требования». Здесь учитываются требования Большой тройки для процессов согласования производства частей (материалов, комплектующих изделий и пр.), их непрерывного улучшения и производственных возможностей.

Раздел 3. «Специфические требования потребителей, т.е. фирм-разработчиков системы QS-9000». Данный раздел включает уникальные специфические требования Большой тройки. Это единственный раздел QS-9000, который не стандартизирован.

Стандарт позволяет сократить затраты на заключение сделок для поставщиков, работающих более чем с одним потребителем.

2. Процедура PPAP «Процесс согласования производства части» (комплектующие, узлы, материалы и т.п.), в которой приведен перечень 14 документов, которые представляются поставщиками со своей продукцией во всех ситуациях, когда требуется предварительное согласование поставок с потребителем. При этом потребитель может учитывать соответствие поставщика требованиям QS-9000 и опыт предыдущих поставок, а также другие факторы.

3. Документ QSA «Оценка систем качества», которая используется как для самооценки поставщиком своей системы качества, так и для ее оценки второй стороной (заказчиком) или третьей стороной (органом по сертификации).

Дополнительно были включены следующие руководства.

1. SPC «Статистическое управление процессами», которое направлено на предупреждение несоответствий путем выявления и анализа причин их появления и на непрерывное совершенствование процессов с применение статистических методов.

2. MSA «Анализ измерительных систем», в основе которого заложен принцип метрологической оценки измерительных приборов и приспособлений для осуществления верного контроля качества продукции или изделий.

3. APQP «Планирование качества перспективной продукции», которое интересно тем, что оно дает возможность поставщикам планировать качество своей продукции на перспективу так, чтобы его уровень соответствовал будущим требованиям заказчика.

4. FMEA «Анализ видов и последствий отказов», которое применяется на этапах проектирования и разработки технологии и содержит набор необходимых форм для выполнения и оформления этой работы.

2.3. СТАНДАРТЫ ISO СЕРИИ 14000

В последнее время, в связи с обострившейся необходимостью охраны окружающей среды, международной организацией по стандартизации ISO об образовании технического комитета ИСО/ТК 207 по направлению «Экологическое управление» и о разработке комплекса стандартов ISO 14000 по управлению охраной окружающей среды на основании национального стандарта BS 7750. На данный момент по экологическому управлению существует порядка 15 стандартов.

Эта система стандартов ориентирована на систему экологического менеджмента, которая заключается в том, чтобы в каждой организации были: введены определенные экологические процедуры; осуществлены меры по строгому их соблюдению; подготовлены пакеты документов; назначены ответственные лица за определенные области экологической деятельности.

В 2004 году были переизданы основные стандарты по экологическому менеджменту ISO 14001 и ISO 14004. Стандарт ISO 14001включает требования к системам экологического менеджмента, предусматривает необходимые элементы системы. Стандарт ISO 14004 содержит указания по применению принципов управления, систем и методов охраны окружающей среды. Стандарт ISO 14050:2002 содержит словарь по терминологии в области охраны окружающей среды. Стандарт ISO 14031:2001 отвечает за оценку экологической эффективности.

Предполагается, что данная система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях: организационном, через улучшение экологического «поведения» фирм; национальном, через создание государственной экологической политики; международном, через улучшение условий международной торговли.

В стандарте ИСО 14001:2004. «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» предусматриваются следующие элементы системы экологического управления.

1. Документально оформленная экологическая политика, которую должно определять высшее руководство предприятия и которая должна соответствовать природоохранному законодательству и воздействию предприятия на окружающую среду, а также включать обязательства по предотвращению ее загрязнения.

2. Планирование, которое должно предусматривать экологические аспекты своей деятельности и устанавливать целевые и плановые экологические показатели и программы с учетом требований законодательных актов по защите окружающей среды.

3. Реализация и функционирование, предусматривающие назначение представителя высшего руководства по экологии, определение структуры, обязанностей и полномочий всех, кого касается экологическая деятельность.

4. Проверка – для осуществления мониторинга и измерения экологической деятельности, выявления несоответствий и принятия корректирующих мер, а также для проведения аудиторских проверок системы.

5. Анализ со стороны руководства для оценки адекватности и эффективности системы.

2.4. СТАНДАРТЫ OHSAS СЕРИИ 18000

В основу стандарта OHSAS 18000 «системы управления профессиональной безопасности и здоровья» был положен британский стандарт BS 8800:1996. Структура стандарта аналогична МС ISO серии 9000 и ISO серии 14000, что облегчает его применение. Основными элементами OHSAS 18001 служат следующие.

1. Политика в области OHSAS.

2. Планирование – законные и другие требования, цели и программы в области OHSAS.

3. Внедрение и функционирование – включают в себя направления по обеспечению структуры и ответственности за безопасность труда и здоровья работников; обучения, осведомленности и компетентности работников, отвечающих за безопасность труда и здоровье работников предприятия; управления документацией и данными в области OHSAS; оперативного управления; готовности к чрезвычайным ситуациям и принятию мер по их предупреждению, в том числе введению страхования жизни и здоровья работников предприятия на рабочем месте.

4. Проведение проверок и корректирующие действия – измерение и мониторинг эффективности системы, отслеживание и анализ несчастных случаев, оценка несоответствий и проведение корректирующих мероприятий в области внедрения системы, внутренний аудит системы.

5. Анализ со стороны руководства предприятия.

На многих российских предприятиях по аналогии с OHSAS существует два отдельных направления работ – охрана труда и промышленная безопасность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ 2

1. Дайте характеристику международного стандарта ISO серии 9000.

2. Укажите, в чем заключалась необходимость пересмотра и утверждения новой версии MC ISO 9000:2000.

3. Приведите характеристику международного отраслевого стандарта QS серии 9000.

4. Определите особенности международного стандарта ISO серии 14000 и опишите сущность системы экологического менеджмента.

5. Приведите характеристику системы OHSAS 18000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: