Глава 3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии

Учебное пособие (11 глав)

Общая эпидемиология и основы доказательной медицины

И. П. Палтышев, Н.Н. Филатов.

Под редакцией В.И. Покровского

Глава 1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине.

Глава 2. Причинность в эпидемиологии.

Глава 3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии.


Содержание

Глава 1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине. 2

Глава 1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине. 3

Объект и предметная область эпидемиологии. 4

Цели эпидемиологии. 7

Методы эпидемиологии. 8

Резюме. 9

Глава 2. Причинность в эпидемиологии. 13

Факторы риска. 18

Глава 3. Общенаучные приемы и методы, используемые в эпидемиологии. 20

Основные формы мышления. 21

Общенаучные приемы и методы. 22


Глава 1. Объект, предметная область, цели, методы и формы эпидемиологического познания в медицине.

В российской и зарубежной медицинской литературе используются различные эпидемиологические термины, не имеющие общепринятых определений. Даже среди эпидемиологов нет единства в определении таких кардинальных понятий как эпидемиология, эпидемиологический подход к изучению болезней человека, эпидемиологические исследования.

Эпидемиологию, в самых общих выражениях, можно определить как определенный вид деятельности в медицине. Но какая это деятельность - научная или практическая или и то и другое вместе, в чем специфика этой деятельности? А может быть эпидемиология не вид деятельности, а только лишь специальный метод изучения в медицине? Что означает понятие «эпидемиологический подход»? Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, необходимо подвергнуть анализу содержание понятия «эпидемиология».

Исходной позицией в этом анализе должно быть общенаучное (философское) представление о человеческой деятельности, которую схематично можно представить в следующем виде (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Схема общенаучного представления о человеческой деятельности.

Примечание. Подробно специальные методы, используемые в эпидемиологии и формы научного познания разбираются соответственно в главах 3 и 2.

Именно эта схема положена нами в основу представлений об эпидемиологии как специфическом виде человеческой деятельности в медицине и здравоохранении.

Согласно общенаучному представлению, большинство видов человеческой деятельности состоит из познавательной и практической составляющих. При этом приоритет принадлежит не просто познавательной, а специально организованной, то есть научной деятельности, которая при качественной организации способна добыть данные, необходимые для эффективной практики. При описании научного познания используют, в частности, такие термины как научный подход, научные исследования и наука. Именно поэтому доказательство действительной, а не надуманной специфичности эпидемиологии связано с анализом ее познавательной научной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: