Метроритм

РИТМ связан со всеми временными соотношениями в музыке: от соседних длительностей до соотношения частей циклических произведений и актов музыкально-театральных произведений.

МЕТР - ОСНОВА РИТМА - имеет две стороны: времяизмерительную (создающую ощущение пульсации, доли, равномерного отсчета времени) и акцентную, объединяющую эти доли вокруг опорных моментов, укрупняющую единицы течения музыкального времени.

Средства муз. выразительности обладают разнообразными возможностями создания акцентности: в РИТМЕ акцентирует более крупная ДЛИТЕЛЬНОСТЬ, в МЕЛОДИИ акцентность создается с помощью скачков или при любом изменении высоты после ее неизменности, в ГАРМОНИИ акцентность достигается сменой гармонии, разрешением диссонанса и, особенно, наличием ЗАДЕРЖАНИЯ, очень разнообразны акцентные свойства ДИНАМИКИ (буквенные и графические). Разнообразными акцентными свойствами обладают и ФАКТУРА, и ТЕМБР, а в музыке с текстом добавляются грамматические и смысловые акценты текста. Таким образом, через акцентную сторону метроритм объединяет и пронизывает все средства муз. Выразительности подобно кровеносной и нервной системе человеческого организма.

Тип соотношения времяизмерительной и акцентной сторон порождает два типа метроритмической организации: СТРОГОЙ и СВОБОДНОЙ, обладающих разными выразительными возможностями.

Критерий их различия – СТЕПЕНЬ РЕГУЛЯРНОСТИ времяизмерительной и акцентной.

СТРОГИЙ МЕТР обладает многослойной регулярной времяизмерительностью и довольно регулярной акцентностью. Музыка в строгом метре вызывает ассоциации с организованным дифференцированным действием, движением, процессом, танцем, рифмованным стихом и обладает позитивным психофизиологическим воздействием на живые организмы.

В СВОБОДНОМ МЕТРЕ времяизмерительность немногослойна и, нередко, непостоянна и акцентность нерегулярна, вследствие чего такая метроритмическая организация музыки вызывает ассоциации с монологом, импровизацией, верлибром (нерифмованным стихом) или прозаическим высказыванием.

Несмотря на все различия, оба метроритмических типа, как. правило, взаимодействуют друг с другом, что придает течению музыки живой, не механистический характер.

Разными выразительными предпосылками обладают и числовые соотношения в метре: БИНАРНОСТЬ (деление на 2) характеризуется четкостью, простотой и размеренностью. ТЕРНАРНОСТЬ (деление на 3) – большей плавностью, волнообразностью, свободой.

В тактометрической системе записи музыки РАЗМЕР – ЧИСЛОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ МЕТРА, где нижняя цифра указывает ОСНОВНУЮ ВРЕМЯИЗМЕРИТЕЛЬНУЮ ЕДИНИЦУ, а верхняя – на АКЦЕНТНУЮ СТОРОНУ.

Воздействие метра простирается «ВГЛУБЬ» (при пульсации длительностями более мелкими, чем обозначенная в размере, образуется ВНУТРИДОЛЕВОЙ МЕТР, четный или нечетный) и «ВШИРЬ», ОБРАЗУЮЩИМСЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЦЕЛЫХ ТАКТОВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ МОЩНЫМ, КОМПЛЕКСНЫМ АКЦЕНТОМ. Это оказывается возможным благодаря акцентным возможностям выразительных средств. Чем больше выразительных средств участвует в создании акцента, тем «шире» его формообразующее действие, тем более длительное музыкальное построение он вокруг себя объединяет. МЕТР ВЫСШЕГО ПОРЯДКА (объединяющий несколько целых тактов) укрупняет течение музыки, имеет большое формообразующее значение. Обычно, метр высшего порядка может появляться и исчезать достаточно свободно, и более типичен для музыки, связанной с движением или размеренной лирической музыки. Объединение четного количества тактов (2-4) встречается заметно чаще, чем нечетного, встречающегося реже, эпизодичнее.

Расположение акцентных и безакцентных моментов совпадает с тремя основными ТИПАМИ СТОП: ХОРЕИЧЕСКИЕ имеют АКЦЕНТНОЕ НАЧАЛО, ЯМБИЧЕСКИЕ – АКЦЕНТНОЕ ОКОНЧАНИЕ, в АМФИБРАХИЧЕСКИХ СТОПАХ АКЦЕНТ В СЕРЕДИНЕ. Выразительные предпосылки двух типов стоп довольно определенны: ЯМБИЧЕСКИЕ отличаются размеренной устремленностью, завершенностью; АМФИБРАХИЧЕСКИЕ – плавной волнообразностью, лиричностью в широком смысле слова. ХОРЕИЧЕСКИЕ СТОПЫ встречаются в музыке очень разного характера: и в энергичных, императивных темах: и. В музыке лирической, связанной с интонацией вздоха, никнущими, безвольными интонациями.

В связи с разнообразными акцентными возможностями выразительных средств, в музыке, как правило, складывается многослойная сложно сплетенная сеть акцентности разной интенсивности, весомости, Тактометрическая система – всего лишь удобная система записи музыки, и тактовая черта в ней обозначает первую, начальную долю такта, «сильной» долей ее может сделать только конкретное, акцентное музыкальное наполнение. Поэтому в музыке кроме названных выше метрических уровней: ВНУТРИДОЛЕВОГО, ТАКТОВОГО и МЕТРА ВЫСШЕГО ПОРЯДКА, нередко проявляется ПЕРЕКРЕСТНЫЙ МЕТР, не совпадающий ни с ТАКТОВЫМ, ни с МЕТРОМ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА. Он может захватывать всю музыкальную ткань, или ее часть (линию, пласт), придавая движению музыки большую свободу и гибкость.

В музыке гомофонно-гармонического склада, нередко отчетливо проявляется тенденция фоновых слоев фактуры к регулярной метрической времяизмерительности, нередко многослойной, хореичности, когда как МЕЛОДИЯ, как правило, отличается большей ритмической изменчивостью, свободой. Это, несомненно, проявление взаимодействия СТРОГОГО и СВОБОДНОГО МЕТРА.

Восприятие конкретного метрического уровня, или сочетание нескольких уровней зависит от ритма в тесном смысле слова (тех или иных ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ) по отношению к тактовой черте. Соотношение ритма и метра складывается в ТРИ ВАРИАНТА.

НЕЙТРАЛЬНОСТЬ метра и ритма означает ритмическую равномерность (все длительности одинаковы, ритмические акценты отсутствуют). Акценты создаются ДРУГИМИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ. В связи с этим возможны проявления ТАКТОВОГО МЕТРА, МЕТРА ВЫСШЕГО ПОРЯДКА или ПЕРЕКРЕСТНОГО (примеры: маленькая прелюдия Баха ре минор, 1 этюд Шопена).

СОДЕЙСТВИЕ МЕТРА И РИТМА (а) – первая доля УКРУПНЯЕТСЯ, б) последующие ДРОБЯТСЯ, в) то и другое ВМЕСТЕ) наиболее рельефно выявляет ТАКТОВЫЙ МЕТР, а иногда и МЕТР ВЫСШЕГО ПОРЯДКА, НАРЯДУ С ТАКТОВЫМ.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕТРА И РИТМА (первая доля ДРОБИТСЯ; последующие УКРУПНЯЮТСЯ; ТО И ДРУГОЕ ВМЕСТЕ) выявляет ПЕРЕКРЕСТНЫЙ МЕТР, а также, нередко, МЕТР ВЫСШЕГО ПОРЯДКА.

Из явлений, усложняющих временную организацию музыки, наиболее распространена ПОЛИРИТМИЯ - сочетание РАЗНЫХ ВНУТРИДОЛЕВЫХ МЕТРОВ

(двух и более). Придающих движению ритмических линий детализированность, дифференцированность. Широко распространенная еще в классической музыке, ПОЛИРИТМИЯ достигает значительной сложности, изощренности в музыке ШОПЕНА и СКРЯБИНА.

Более сложное явление – ПОЛИМЕТРИЯ – сочетание РАЗНЫХ МЕТРОВ (размеров) в разных пластах музыкальной ткани. ПОЛИМЕТРИЯ может быть ОБЪЯВЛЕННОЙ

Так, объявленная полиметрия впервые появляется в опере Моцарта «Дон Жуан», где в сцене бала в партитуре у оперного оркестра и оркестра на сцене выставлены РАЗНЫЕ РАЗМЕРЫ. Объявленная полиметрия нередко встречается в музыке композиторов ХХ века, Стравинского, Бартока, Тищенко, например. Однако, значительно чаще, полиметрия бывает необъявленной, кратковременной (начало второй части 2 сонаты Бетховена, второй раздел «Жатвы», фрагменты «Святок» из «Времен года» Чайковского, например).

ПОЛИМЕТРИЯ создает ощущение значительной многоплановости, сложности, нередко, напряженности.

Формообразующая роль метроритма не исчерпывается метром высшего порядка. Взаимодействуя с тематизмом, она продолжается в СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ (аналогичных поэтическим), охватывая ПРОСТЫМИ И ЯСНЫМИ РИТМИЧЕСКИМИ СООТНОШЕНИЯМИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ.

Самая простая структура – ПЕРИОДИЧНОСТЬ, аналогичная ритмической РАВНОМЕРНОСТИ. Периодичность может быть однократной и длительной. Всегда создает ощущение размеренности,. упорядоченности,. выдержанности.Некоторая «монотонность» длительной периодичности, в народной и профессиональной музыке разнообразится изобретательными мелодическими структурами (периодичность с переменой в том или ином построении, пара периодичностей, периодичность чередования) и вариантными изменениями, не затрагивающими протяженность построений. На основе периодичности же возникают и другие структуры. СУММИРОВАНИЕ (двутакт, двутакт, четырехтакт) создает ощущение роста, восхождения вывода. ДРОБЛЕНИЕ (двутакт, однотакт, однотакт) - уточнения, детализации, развития. Наибольшим разнообразием и полнотой отличается структура ДРОБЛЕНИЯ С ЗАМЫКАНИЕМ (двутакт, двутакт, однотакт, однотакт, двутакт).

И СУММИРОВАНИЕ, и ДРОБЛЕНИЕ, и ДРОБЛЕНИЕ С ЗАМЫКАНИЕМ могут повторяться (образуется ПЕРИОДИЧНОСТЬ ДРОБЛЕНИЯ С ЗАМЫКАНИЕМ, например), может повторяться и чередование двух структур (весь первый раздел Баркаролы Чайковского объединен периодичностью чередования дробления и дробления с замыканием).

ПОВТОРЕНИЕ (ЗНАКОМ РЕПРИЗЫ) – широко распространенное явление в инструментальной музыке, начиная с эпохи Барокко, образует самые крупные периодичности, упорядочивающие течение музыкальной формы простыми ритмическими отношениями и организующими восприятие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: