Становление логики и ее значение

Логика

Москва, 2012


Завражин А.В. Логика: учебное пособие / А.В. Завражин. М.: МЭСИ, 2012. 104 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по курсу «Логика». В нем рассматриваются предмет логики как науки, ее основные категории, методы, законы, а также отношения между ними в процессе мыслительной познавательной деятельности.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений всех направлений и специальностей, а также аспирантов, преподавателей и всех интересующихся проблемами логики.


СОдержание

Глава I. Предмет логики

§1. Становление логики и ее значение……………………….. 5

§2. Предмет логики…………………………………………….. 6

§3. Понятие логической формы……………………………….. 8

§4. Логическое следование и логическая истинность………. 9

Тесты по теме………………………………………………….. 10

Глава II. Логика и язык

§1. Язык как знаковая система………………………………... 12

§2. Смысл и значение знака. Виды знаков…………………… 12

§3. Естественные и искусственные языки…………………….14

§4. Семантические принципы………………………………….15

§5. Язык логики высказываний………………………………...17

§4. Основные законы логики…………………………………...19

§5. Логико-семантические парадоксы…………………………22

Тесты по теме……………………………………………………24

Глава III. Понятие

§1. Общая характеристика понятий. Виды понятий…………..29

§2. Булевы операции над понятиями…………………………...32

§3. Отношения между понятиями по объему………………….33

§4. Обобщение и ограничение понятий………………………..34

§5. Деление и классификация………………………………….. 35

Тесты по теме…………………………………………………… 37

Глава IV. Определение

§1. Определение и приемы, сходные с ним…………………… 39

§2. Явные и неявные определения……………………………...40

§3. Реальные и номинальные определения…………………….42

§4. Правила определения………………………………………..43

Тесты по теме…………………………………………………….44

Глава V. Суждение

§1. Простые суждения и их виды……………………………….46

§2. Сложные суждения и их виды………………………………49

§3. Отрицание суждения………………………………………...50

§4. Отношения между суждениями…………………………….51

Тесты по теме…………………………………………………….52

Глава VI. Дедуктивные умозаключения

§1. Умозаключение. Основные способы умозаключений…….55

§2. Классическое исчисление высказываний…………………..57

§3. Непосредственные умозаключения…………………………61

§4. Простой категорический силлогизм……………………… 65

§5. Антимемы и полисиллогизмы……………………………… 67

Тесты по теме……………………………………………………. 69

Глава VII. Индуктивные умозаключения

§1. Обобщающая индукция и ее виды………………………... 72

§2. Статистическая индукция……………………………………75

§3. Методы установления причинных зависимостей…………. 77

§4. Умозаключения по аналогии……………………………….. 79

Тесты по теме……………………………………………………. 81

Глава VIII. Логические основы аргументации

§1. Аргументация и доказательство…………………………… 83

§2. Опровержение и критика…………………………………... 85

§3. Основные правила аргументации…………………………. 90

Тесты по теме…………………………………………………….94

Словарь логических терминов …………………………………. 96

Литература ……………………………………………………….. 104


Глава I. Предмет логики

Становление логики и ее значение

Слово «логика» происходит от древнегреческого «lоgоz» что переводится как «разум», «мысль», «рассуждение». Логика является одной из самых древних наук на Земле. Она возникла как часть науки об ораторском искусстве – риторики, с целью построения правильной, последовательной и убедительной речи. Кроме этого логика широко использовалась в практике судопроизводства ибо от логической доказательности речи обвиняемого или обвинителя часто зависело решение суда – особенно в сложных и запутанных правовых ситуациях. Неумение четко и ясно формулировать свои мысли, изобличать подвохи и «ловушки» своих оппонентов могло стоить оратору очень дорого. Этим пользовались так называемые софисты – платные учителя мудрости. Непросвещенной публике они могли «доказать» что белое – это черное, а черное – это белое. В последующем этому искусству они обучали всех желающих, но уже за большие деньги.

Отсюда внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку, стало называться в логике софизмом. В процессе аргументации умение разоблачать софизмы необходимо, но все же недостаточно. Особенно если речь идет о научной аргументации, целью которой является не победа в споре, а отыскание истины.

В эпоху античности в логике особо нуждались естественные науки. В рамках физики, геометрии, биологии постепенно вырабатывались самые разнообразные познавательные приемы, которые необходимо было методологически обосновать, синтезировать.

Этим занимались многие философы и мыслители Древней Греции. Однако как стройная научная теория логика впервые сформировалась в IV в. до н.э. в трудах выдающегося древнегреческого философа-энциклопедиста Аристотеля (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.). Логические трактаты Аристотеля – «Категории», «Об истолковании», Первая и Вторая «Аналитики», «Топика» и «О софистических рассуждениях» – были объединены его последователями под общим названием «Органон». Слово «органон» по-гречески означает «орудие», и для самого Аристотеля логика, прежде всего, выступает как орудие, инструмент рационального познания.

Аристотелевскую логику часто называют «каноном», то есть правилом, образцом. Она не только объясняет, как должна строиться любая наука, но и сама показывает пример строгой научности и рациональности.

Основной целью логики Аристотеля являлось изучение диалектики бытия и истины. Слово, взятое само по себе, – нейтрально. Оно не может быть ни истинным, ни ложным. Только при соединении (утверждении) или разъединении (отрицании) слов, когда образуются суждения и умозаключения, они приобретают характер истинности или ложности. По Аристотелю критерием истинности являются два: материальный и формальный. Под первым он понимал соответствие наших высказываний реальной действительности, окружающему миру. Это может быть проверено с помощью опыта. Формальный критерий истины означает соответствие принципов мышления основным законам логики. При этом он выделял три логических закона: тождества, противоречия, исключенного третьего.

С именем Аристотеля связана разработка основных категорий логики: понятие, суждение, определение, силлогизм, умозаключение, отношения между ними, роль индукции, которая по сравнению с дедукцией является более наглядным логическим методом и др.

Значение логики в познавательной, мыслительной деятельности будущих специалистов трудно переоценить. Умение логически мыслить, аргументировано отстаивать и обосновывать полученные теоретические знания позволяет им приобрести навыки, умения, выработать профессиональные компетенции, необходимые для предстоящей практической деятельности. Все это позволяет:

1.Логически верно, доказательно выражать свои мысли, правильно формулировать высказывания, предложения в быстро меняющейся информационной среде с использованием современных компьютерных технологий.

2.Критически относиться к получаемой информации, квалифицировать логические ошибки, умело и эффективно использовать получаемые знания, опираясь на логические законы, правила и операции в своей учебной и научно-исследовательской работе.

3.Правильно, логически обоснованно принимать решения для осуществления поставленной цели и выполнения учебных, исследовательских и профессиональных задач.

Это формирует логическую культуру познавательной и мыслительной деятельности выпускника высшего учебного заведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: