Индивидуальная программа по коррекции
Дислалии
на 2011-2012 учебный год
Учитель-логопед ____________
_____________
Количество занятий в неделю _________
Общее число занятий __________
Литература:
1. Каше Г. А. Формирование произношения с общим недоразвитием речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1962.
2. Каше Г. А. Недостатки произношения у учащихся массовой школы. М., «Просвещение», 1965.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.— М., 1985.
4. Игры в логопедической работе с детьми /Ред.-сост. В. И. Селиверстов.— М., 1987.
5. Правдина О. В. Логопедия.— М., 1973.
6. Практикум по дошкольной логопедии /Под ред. В. И. Селиверстова.— М., 1988.
7. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии.— М., 1989.
8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1981.
Пояснительная записка
Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста неправильное звукопроизношение может быть единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценны и словарь и грамматический строй. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией. Термин «дислалия» означает расстройство речи.
|
|
Термин «дислалия» был введен в 30-х годах XIX столетия Шультессом, который противопоставил ее алалии — полному отсутствию речи.
Дислалии делятся на органические (так называемые механические) и функциональные.
К функциональным дислалиям принято относить все те случаи неправильного звукопроизношения, когда не имеется органической основы. Таким образом, в раздел функциональных дислалий попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания (неправильное произношение маленького ребенка не поправляют, а иногда даже культивируют), от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребенка, что мешает образованию тонких дифференцировок в речи как моторного, так и сенсорного характера.
Механическими дислалиями называют те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации.
Цель логопедического воздействия — исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, в заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учебы, общественной и производственной жизни.
Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков, что достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия.
|
|
Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения, т.е. прежде всего правильно построенная система речевых упражнений и система артикуляционной гимнастики. В некоторых случаях дополнительно применяется массаж.
Ввиду того что речь связана с движениями речевого аппарата, большое место в логопедической работе при дефектах звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется чаще всего при постановке звуков, иногда и на этапе автоматизации звуков. Значение артикуляционной гимнастики вполне оправдано, так как произношение звуков в речи — это сложный двигательный навык.
Литература
9. Каше Г. А. Формирование произношения с общим недоразвитием речи М, Изд-во АПН РСФСР, 1962.
10. Каше Г. А. Недостатки произношения у учащихся массовой школы. В кн: «Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы». М., «Просвещение», 1965.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.— М., 1985.
12. Игры в логопедической работе с детьми /Ред.-сост. В. И. Селиверстов.— М., 1987.
13. Правдина О. В. Логопедия.— М., 1973.
14. Практикум по дошкольной логопедии /Под ред. В. И. Селиверстова.— М., 1988.
15. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. А. Основы логопедии.— М., 1989.
16. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1981.
Форма занятий | Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Период | |
индивидуальная | 1. Подготовительный этап | |||
1.Развитие речевого дыхания | - Упражнения направленные на формирование плавного вдоха и длительного выдоха; | 15.09 – 30.10 | ||
2. Развитие моторики артикуляционного аппарата и мелодико- интонационной стороны речи | - Совершенствование статической и динамической организации движений арт.аппарата. - Упражнения на развитие кинезиологических ощущений от положения органов арт.аппарата; - Упражнения на развитие динамики движения губ - Упражнения на развитие подвижности кончика языка - Формирование умения пользоваться различной интонацией | 30.10 -15.11 | ||
2.Этап формирования первичных произносительных навыков | ||||
1. Формирование правильного звукопроизношения | Постановка, автоматизация, дифференциация звуков - автоматизация звуков в слогах: прямых, обратных, со стечением согласных звуков; - в словах, фразах, предложениях; - в связной речи. | 15.11-15.12. | ||
2. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа | - Обучение выделению звуков в слоговом ряду; - Обучение опознанию звуков в слове; - Обучение определению места звука в слове; - Обучение определению кол-ва и последовательности звуков в слове. | 15.01 - | ||
3. Развитие психологической базы речи (совместно с психологом) | - Развитие внимания; - Развитие пространственного гнозиса; - Развитие слуховой памяти. | |||