Тема 1. Ощущение

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ………………………………………………………5

ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ……………………………………………………10

ТЕМА 3. ПАМЯТЬ…………………………………………………………..16

ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ………………………………………………………29

ТЕМА 5. МЫШЛЕНИЕ……………………………………………………..43

ТЕМА 6. ВООБРАЖЕНИЕ…………………………………………………52

ТЕМА 7. РЕЧЬ……………………………………………………………….57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...62

ВВЕДЕНИЕ

«Познавательные процессы» - одна из важнейших частей учебного курса «Общая психология». Знание особенностей познавательных процессов человека позволяет практическому психологу более эффективно организовывать свою деятельность, осуществлять процессы самопознания и саморазвития. Вместе с этим эти знания лежат в основе профессиональной деятельности практического психолога.

Главная задача учебно-методического пособия — углубить знания студентов по психологии путем вовлечения их в самостоятельные психологические психодиагностические исследования. Самостоятельная работа студентов (СРС) – обязательный элемент университетского образования, обеспечивающий становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию и проектированию своих действий.

В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности человека. Пособие включает в себя 7 разделов, в которых представлены методики, диагностируемые психические познавательные процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь). Каждый раздел предваряется кратким описанием познавательного процесса, подвергаемого диагностике.

Особое внимание в пособие отведено четкости описания каждой методики: приема исследования; технологии исполнения исследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано в строго одинаковой последовательности: предназначение методики и цель исследования; материал и оборудование; процедура исследования, которая включает описание условий его проведения и инструкции; обработка результатов; анализ результатов и их интерпретация с помощью таблиц и шкал оценки получаемых данных.

Тема 1. Ощущение

Ощущения поставляют первичные знания об окружающем человека мире. Они являются психическим отражением свойств предметов и явлений объективной действительности и возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения есть результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.

Экспериментально возможно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение. Г.Т.Фехнер назвал такую минимальную интенсивность раздражителя абсолютным порогом чувствительности.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой, зависящей не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов. А качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.

При измерении чувствительности нужно принимать в расчет возможности адаптации, то есть приспособления, сенсибилизации как изменения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и синестезии, которая представляет собой возникающие под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерные для другого.

Ощущения развиваются в онтогенезе и могут улучшаться под влиянием специальных упражнений. Они подвержены воздействиям условий жизни и трудовой деятельности человека.

Ощущение как элементарный психический процесс при вхождении в более сложное восприятие видоизменяется. При выполнении человеком разнообразной деятельности отделить ощущение от восприятия крайне трудно. Но для того, чтобы установить отличие этих процессов, в пособие предлагается задание, связанное с изучением тактильных ощущений и адекватности выполнения ими задач отражения объективной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: