Тема 8. Причины и условия совершения конкретного преступления. 1. Понятие причин и условий конкретного преступления

Лекции – 2 ч.

Семинары – 2 ч.

План:

1. Понятие причин и условий конкретного преступления

2. Структура механизма конкретного преступления

3. Причины и условия конкретного преступления

Методические рекомендации к теме:

Готовясь к занятию по данной теме, студенты должны, прежде всего, усвоить понятия причин и условий конкретного преступления, их взаимосвязь с причинами и условиями преступности, общие черты и отличия.

При этом следует понять, что при изучении причин отдельного преступления личностные особенности преступника рассматриваются не только в статике, но и в динамике, в связи с условиями нравственного формирования.

Необходимо разобраться в механизме преступного поведения, уметь проводить типологию, в зависимости от степени деформации того или иного элемента этого механизма.

Особое внимание необходимо уделить неблагоприятным условиям нравственного формирования личности, в том числе таким социальным институтам как семья, образовательные учреждения и т.д.

При рассмотрении роли конкретной ситуации в совершении преступления необходимо обратить внимание на взаимодействие личности с окружающей средой; важно уметь классифицировать ситуации по различным основаниям, помнить о том, что кроме борьбы с криминальными ситуациями, необходимо усиливать антикриминогенные условия.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение причин преступного поведения и раскройте их соотношение с причинами преступности.

2. Перечислите основные элементы механизма индивидуального преступного поведения и раскройте их содержание.

3. Какова роль потребностей и нравственных ориентаций в механизме индивидуального преступного поведения?

4. Какова роль семьи в нравственном формировании личности?

5. Какова роль общеобразовательных учреждений в формировании личности?

6. Каково влияние неформальных референтных групп на формирование личности?

7. Дайте понятие ситуации совершения преступления и определите ее роль в механизме индивидуального преступного поведения.

8. Проклассифицируйте криминогенные ситуации по источнику возникновения, содержанию, временной и пространственной распространенности.

Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование

Лекции – 2 ч.

План:

1. Понятие криминологического прогнозирования

2. Источники, цели и задачи криминологического прогнозирования

3. Виды и методы криминологического прогнозирования

4. Криминологическое планирование

Методические рекомендации к теме:

Готовясь к семинару по теме “Криминологическое прогнозирование и планирование”, необходимо, прежде всего, разобраться в сущности понятия прогнозирования преступности и определить его цель, выражающуюся в определении тех условий в будущем, при которых возможно наиболее эффективно проводить профилактические мероприятия.

Следует знать виды прогнозов и осмыслить значение каждого из них для воссоздания в перспективе будущего состояния преступности, ибо от этого зависит успешность предупреждения преступной деятельности.

Особое внимание надо обратить на методы (экстраполяции, экспертной оценки и моделирования) прогнозирования и научиться их применять на практике.

Для будущих работников правоохранительных органов необходимо научиться на основе достоверного прогнозирования планировать мероприятия по борьбе с преступностью и ее отдельными видами. Для этого необходимо понять сущность планирования, его особенности с учетом региональной и криминогенной специфики оперативной обстановки.

Следует уяснить различия планирования по времени, масштабам, объектам и субъектам.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие криминологического прогнозирования.

2. Укажите источники и цели криминологического прогнозирования.

3. Каково его значение для практики борьбы с преступностью?

4. Какие факторы учитываются при разработке криминологических прогнозов?

5. Назовите виды криминологических прогнозов.

6. Какие методы используются при прогнозировании преступности?

7. Каково соотношение криминологического прогнозирования и планирования?

8. Дайте понятие криминологического планирования и укажите его отличие от криминологического прогнозирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: