Лекции – 2 ч.
Семинары – 2 ч.
План:
1. Понятие причин и условий конкретного преступления
2. Структура механизма конкретного преступления
3. Причины и условия конкретного преступления
Методические рекомендации к теме:
Готовясь к занятию по данной теме, студенты должны, прежде всего, усвоить понятия причин и условий конкретного преступления, их взаимосвязь с причинами и условиями преступности, общие черты и отличия.
При этом следует понять, что при изучении причин отдельного преступления личностные особенности преступника рассматриваются не только в статике, но и в динамике, в связи с условиями нравственного формирования.
Необходимо разобраться в механизме преступного поведения, уметь проводить типологию, в зависимости от степени деформации того или иного элемента этого механизма.
Особое внимание необходимо уделить неблагоприятным условиям нравственного формирования личности, в том числе таким социальным институтам как семья, образовательные учреждения и т.д.
При рассмотрении роли конкретной ситуации в совершении преступления необходимо обратить внимание на взаимодействие личности с окружающей средой; важно уметь классифицировать ситуации по различным основаниям, помнить о том, что кроме борьбы с криминальными ситуациями, необходимо усиливать антикриминогенные условия.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение причин преступного поведения и раскройте их соотношение с причинами преступности.
2. Перечислите основные элементы механизма индивидуального преступного поведения и раскройте их содержание.
3. Какова роль потребностей и нравственных ориентаций в механизме индивидуального преступного поведения?
4. Какова роль семьи в нравственном формировании личности?
5. Какова роль общеобразовательных учреждений в формировании личности?
6. Каково влияние неформальных референтных групп на формирование личности?
7. Дайте понятие ситуации совершения преступления и определите ее роль в механизме индивидуального преступного поведения.
8. Проклассифицируйте криминогенные ситуации по источнику возникновения, содержанию, временной и пространственной распространенности.
Тема 9. Криминологическое прогнозирование и планирование
Лекции – 2 ч.
План:
1. Понятие криминологического прогнозирования
2. Источники, цели и задачи криминологического прогнозирования
3. Виды и методы криминологического прогнозирования
4. Криминологическое планирование
Методические рекомендации к теме:
Готовясь к семинару по теме “Криминологическое прогнозирование и планирование”, необходимо, прежде всего, разобраться в сущности понятия прогнозирования преступности и определить его цель, выражающуюся в определении тех условий в будущем, при которых возможно наиболее эффективно проводить профилактические мероприятия.
Следует знать виды прогнозов и осмыслить значение каждого из них для воссоздания в перспективе будущего состояния преступности, ибо от этого зависит успешность предупреждения преступной деятельности.
Особое внимание надо обратить на методы (экстраполяции, экспертной оценки и моделирования) прогнозирования и научиться их применять на практике.
Для будущих работников правоохранительных органов необходимо научиться на основе достоверного прогнозирования планировать мероприятия по борьбе с преступностью и ее отдельными видами. Для этого необходимо понять сущность планирования, его особенности с учетом региональной и криминогенной специфики оперативной обстановки.
Следует уяснить различия планирования по времени, масштабам, объектам и субъектам.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие криминологического прогнозирования.
2. Укажите источники и цели криминологического прогнозирования.
3. Каково его значение для практики борьбы с преступностью?
4. Какие факторы учитываются при разработке криминологических прогнозов?
5. Назовите виды криминологических прогнозов.
6. Какие методы используются при прогнозировании преступности?
7. Каково соотношение криминологического прогнозирования и планирования?
8. Дайте понятие криминологического планирования и укажите его отличие от криминологического прогнозирования.