Перечень учебных дисциплин и практик

В таблице Приложения В подается перечень вариативных[6] учебных дисциплин и практик (видов практической подготовки), указываются названия и шифры блоков содержательных модулей, из которых формируются эти учебные дисциплины и практики, названия и шифры содержательных модулей, входящих в данный блок содержательных модулей.

В таблице приложения Б шифры блоков содержательных модулей указаны по структуре:

ХХХ. Хх.хх

номер блока содержательных модулей, сквозной

для данного цикла подготовки

цикл подготовки

Определенные компетенции, которые приведены в ОКХ, могут формироваться на завершающем этапе обучения студентов в высшем учебном заведении, предусматривает выполнение выпускающей работы. Поэтому, если отсутствует ГСВО, выполнение выпускающей работы с соответствующим перечнем названий и шифров блоков содержательных модулей следует указать в таблице Приложения В.

Вариативные[7] учебные дисциплины и практики группируются по циклам подготовки, названия которых представлены в таблице А.

Для каждой учебной дисциплины или практики устанавливается шифр, который формируется следующим образом. Сначала указывается номер цикла подготовки, затем через точку указывается номер учебной дисциплины или практики, сквозной для данного цикла (ГСЕ 1.01;... МПН 2.01;..... ЧП 3.01;.....).

В названии учебной дисциплины отображается название учебного объекта этой дисциплины или обобщенное название его учебных объектов. В названии практики отображается функциональная направленность.

Название блока содержательных модулей формулируется так же, как формулируется название раздела программ учебных дисциплин или практик. Шифры блоков формируются следующим образом. Сначала указывается номер учебной дисциплины или практики. Затем через точку указывается, сквозной для данной учебной дисциплины или практики, номер блока содержательных модулей (01.01; 01.02;...; 02.01;...).

В таблице Приложения В указываются шифры содержательных модулей, входящих в данный блок. Если определенный содержательный модуль отвечает за формирование у студентов ориентировочных основ действий нескольких компетенций, шифры этого содержательного модуля объединяются в отдельную группу скобками.

Примечание. При оформлении приложений Б и В необходимо, чтобы структуры таблиц совпадали с шифрами, которые использованы в ОКХ.

Формируя таблице Приложения В, разработчики стандартов имеют право обоснованно сочетать блоки содержательных модулей в интегрированные учебные дисциплины или практики и определять их названия: например, изымать из цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки учебные дисциплины, которые являются профессионально ориентированными, и включать их в других циклов.

Требования к формированию нормативной составляющей (приказы МОН от 09.07.2009 г. № 642, от 05.08.2011 г. № 939, от 21.10.2010 г. № 969/922/216, от 21.05.2004 г. № 414, № 4 от 11.01.2006 г., 20.10.2004 года № 811):

А) цикла социально-гуманитарной подготовки для ОКУ «бакалавр»:

Название Форма контроля Кредитов ECTS Всего часов Распределение учебных часов Рекомендуемый семестр
Украинский язык (по профессиональному направлению) экзамен     соотношение лекционных и практических занятий 1:2 4.... 8
Иностранный язык экзамен     только практические занятия 1... 4
История Украины экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 2:1 1... 5
История украинской культуры экзамен     только лекционные занятия 2... 8
Философия экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 3... 6
Физическая культура (позакредитна) зачеты в 2,4,6 и 7 сем.   476[8] 4 час. лекционных занятий в 7 семестре, остальные - практические занятия 1... 7
Политология экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 3... 6

Б) цикла п профессиональной и практической подготовки для ОКУ «бакалавр»:

Безопасность жизнедеятельности дифференцированный зачет 1,5   соотношение лекционных и семинарских занятий 2:1 1... 4
Основы охраны труда экзамен 1,5   соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 7... 8

В) цикла профессионально-ориентированной гуманитарной и социально-экономической подготовки для ОКР «магистр» и «специалист»:

Название Форма контроля Кредитов ECTS Всего часов Распределение учебных часов Рекомендуемый семестр
Высшее образование и Болонский процесс зачет     лекции - 10 час., семинары - 2 часа., практические - 6 часов., самостоятельная работа - 18 час.  
Охрана труда в отрасли экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  
Интеллектуальная собственность зачет     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  
Гражданская оборона дифференцированный зачет     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  

Если нормативная дисциплина этого цикла является профильной для данного направления подготовки, она может быть удалена из списка, и включена в цикл профессиональной и практической подготовки, с соответствующим увеличением объема последнего.

Приложение Г

Таблица приложении Г создается на завершающем этапе разработки стандарта высшего образования. Учебное время, предусмотренном для усвоения нормативной части содержания ОПП должен составлять 60... 65% от общего учебного времени подготовки студентов. В таблице Приложения Г учебное время указывается в часах и кредитах ЕСТS.

Для каждой учебной дисциплины (или практики) указывается количество учебных часов и кредитов ЕСТS, которые необходимы для формирования у студентов определенных компетенций и осуществления всех форм организации обучения. Учебное время по каждому из циклов подготовки, по каждой учебной дисциплиной (или практикой) предназначен для осуществления всех предусмотренных учебным планом форм организации обучения, в том числе самостоятельной работы студентов.

В зависимости от потребностей профессиональной подготовки различного профиля (гуманитарной, экономической и т.д.) разработчики ОПП имеют право увеличивать объем цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки в условиях согласование циклов математической и естественнонаучной, профессиональной и практической подготовки.

Уточнения, которые необходимо учесть при разработке нового поколения стандартов, в первую очередь касаются:

- учета того, что согласно Закону Украины «О высшем образовании» бакалавр является не образовательным, а образовательно-квалификационному уровню, что требует углубления содержания его профессиональной подготовки по соответствующему направлению;

- учета Положения об образовательно-квалификационных уровнях (ступенчатое образование)[9] по образовательно-квалификационных уровней.

Уточнение для ОПП младших специалистов касается уменьшения, если возможно, количества специальных дисциплин путем объединения тех из них, имеющих общую предметную направленность и увеличение практической подготовки. Если ГСВО отсутствует, выполнение выпускающей работы необходимо указать в нормативной части ОПП при условии государственной аттестации выпускников в виде защиты выпускающей работы. В случае отсутствия ГСВО учебное время, предусмотренном для усвоения выборочной части ОПП, определяется как разница между общим учебным временем подготовки и учебным временем, предусмотренным на усвоение нормативной части содержания ОПП[10].

Выборочная часть состоит из части самостоятельного выбора учебного заведения и части свободного выбора студентов (кроме ОПП подготовки младшего специалиста). Выборочная часть ОПП подготовки младшего специалиста состоит только из части самостоятельного выбора вуза.

Для каждого из циклов подготовки выборочной части содержания ОПП в таблице Приложения Г указывается учебное время в процентах от максимального учебного времени выборочной части содержания ОПП и в часах и кредитах.

Учебное время, предусмотренном для усвоения содержания обучения самостоятельного выбора учебного заведения, не должен превосходить 70% учебного времени усвоения выборочной части содержания обучения. Для реализации свободного выбора студентов необходимо предложить такой перечень дисциплин и практик, общий учебное время усвоение которых превышает учебное время, предусмотренном ОПП для этой части подготовки.

Учебное время, отводимое на практике может быть увеличен за счет времени самостоятельного выбора учебного заведения.

«Глава 7. Государственная аттестация лиц,
которые учатся в высших учебных заведениях» [11]

На государственную аттестацию обучающихся в высших учебных заведениях, выносятся система компетенций, которая определена в ОКХ, и соответствующие блоки содержательных модулей, составляющих нормативную часть содержания образовательно-профессиональной программы подготовки специалиста.

В разделе указываются формы государственной аттестации (квалификационная (дипломная) работа (проект) или (и) тестовый государственный экзамен) и дается перечень содержательных модулей представлены в таблице приложения Б, которые формируют профессиональные компетенции выпускника.

Вид квалификационной работы (дипломный проект или дипломная работа) устанавливается на основе анализа содержания производственных функций, типичных задач деятельности и компетенций, определенных в СВО ЛНУ__-12 «Стандарт высшего образования Львовского национального университета имени Ивана Франко. Образовательно-квалификационная характеристика»и соответствующего образовательно-квалификационного уровня.

Дипломная работа предусматривает проведение анализа и теоретической разработки (моделирование и исследование процессов и объектов) актуальных вопросов, проблем в соответствующей области знаний. Для инженерных направлений подготовки дипломная работа должна иметь характер прикладного научного исследования объекта деятельности.

Дипломные проекты, как правило, выполняются по инженерным направлениям подготовки и предусматривают синтез объекта (физического или идеального) проектирование (системы в широком смысле, устройства, технологического процесса, компьютерной программы и т.д.), который оптимально соответствует требованиям задания на квалификационную работу.

Формы государственной аттестации студента устанавливаются соответственно направления подготовки и специальности в виде:

- для младших специалистов: защита дипломной (выпускной) работы или сдачи тестового государственного экзамена (экзаменов) или комплексный квалификационный экзамен;

- бакалавров: составление тестового государственного экзамена (экзаменов) или защита выпускной работы или сочетание экзамена с защитой выпускной работы;

- для магистров и специалистов: сочетание составления тестового государственного экзамена (экзаменов) и защиты магистерской или дипломной выпускной работы.

Тестовый государственный экзамен используется, если установление уровня сформированности определенных компетенций (качества решения отдельных задач деятельности или уровня сформированности отдельных компетенций) при защите квалификационной работы невозможно. В этом случае уровень сформированности компетенций устанавливается косвенно с помощью критериально-ориентированных тестов достижений.

Примечание. При распределении содержательных модулей по формам государственной аттестации следует учитывать, что распределение компетенций по формам государственной аттестации осуществляется опосредованно. То есть, все содержательные модули, соответствующие определенному умению, следует отнести к одной и той же формы государственной аттестации.

«Глава 8. Требования к системе образования и профессиональной подготовки»

В этом разделе можно привести требования к квалификации преподавательского состава, участвующего в преподавании учебных дисциплин вариативной[12] части содержания обучения. Например, требования к профессии по диплому о высшем образовании, к научной специальности по диплому о получении ученой степени, к кафедре, по которой получен диплом о ученое звание, к профессиональной подготовке по сертификату или свидетельством о последипломном образовании, в стаж предыдущей практической, научной и педагогической деятельности.

3. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
СРЕДСТВ диагностики качества высшего образования

Средства диагностики качества высшего образования (ЗД) определяют стандартизированные методики, предназначенные для количественного и качественного оценивания достигнутого лицом уровня сформированности знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств и используются для установления соответствия уровня качества высшего образования требованиям стандартов высшего образования.

ЗД используются при аттестации выпускников высших учебных заведений, которая проводится с целью определения соответствия показателей качества высшего образования установленным стандартами высшего образования.

Для аттестации выпускников высших учебных заведений используются как объективные тестовые методики (тестовый государственный экзамен), так и методики, ориентированные на субъективную интерпретацию показателей качества высшего образования (защита квалификационной работы).

Стандартизированным средством измерения показателей качества высшего образования являются тесты объективного контроля уровня образовательно-профессиональной подготовки специалистов и диагностические методики, ориентированные на выявление качеств личности (психометрические тесты).

Тесты объективного контроля уровня образовательно-профессиональной подготовки специалистов - это стандартизированная методика определения соответствия достигнутого в результате реализации ОПП уровня знаний, умений и навыков выпускника высшего учебного заведения требованиям, которые определяются в ОКХ.

ЗД уровня образовательно-профессиональной подготовки (уровня качества образовательно-профессиональной подготовки) разрабатываются, согласовываются и утверждаются в порядке, определенном действующим законодательством.

Методика разработки таких разделов стандарта как «Титульный лист», «Предисловие», «Введение», «Область применения», «Нормативные ссылки», «Обозначение и сокращение» полностью совпадает с методиками разработки аналогичных структурных элементов ОКХ и ОПП.

Разработку тестов невозможно отделять от математической обработки результатов тестирования и определения качества разработанных тестов. Поэтому, все эти три проблемы нужно рассматривать последовательно, как это имеет место при создании теста.

Работа начинается с компоновки проекта теста - тестового материала, который в дальнейшем с помощью методов математической статистики превращается в тест, соответствующий критериям качества теста. Учитывая, что использование математических методов в психодиагностике требует высокого уровня квалификации разработчиков, далее предлагается упрощенная технология разработки педагогических тестов, построенная на принципах анализа тестовых заданий. Предполагается, что в дальнейшем с приобретением опыта разработки и использования тестов, а также после соответствующего повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений, будет возможным применение современных технологий разработки и использования психодиагностических методик определения качества образования, которую приобретает выпускник высшего учебного заведения.

Компоновка тестового материала начинается с определения предоставленного в ОКХ умения, уровень сформированности которого надо установить. Далее, необходимо определить знания, на основании которых сформирован данное умение. Знания в виде содержательных модулей, адекватные темам учебных дисциплин, изучаемых представлены в ОПП. На основании анализа содержания модулей в таблице Приложения А формируется информационная база образовательной и профессиональной подготовки специалистов в виде системы учебных элементов, из которых составляются соответствующие содержательные модули. Формирование такой системы заключается в выделении учебных элементов и определении логических связей между ними (структурная декомпозиция содержательных модулей). Это обусловлено тем, что при конструировании тестов, используемых при педагогических измерениях, необходимо установить не только схемы формальных логических связей между отдельными разделами, но и четко выделить те учебные элементы и логические связи между ними, уровень усвоения которых необходимо проверить через тесты.

При формировании системы учебных элементов следует выделить из содержательного модуля группы учебных элементов, имеющие сходные содержательные признаки. Перечислим их по схеме (буквами определенные шифры групп учебных элементов, а в скобках даны условные названия групп):

1. П (Понятие) - категории, термины, понятия, обозначения.

2. Я (Явления) - свойства, явления, факты, наблюдения, утверждение, описание объектов, механизмов и так далее.

3. В (отношение) - соотношение, теоремы, законы, концепции, правила, гипотезы, теории, модели (физические и математические), зависимости (в том числе аналитические, графические и логические), структуры и т.п..

4. А (Алгоритмы) - алгоритмы деятельности (в том числе алгоритмы решения задач, доказательства теорем, уравнений и т.п.), последовательности действий, процедуры, правила принятия решений, поведения и так далее.

При заполнении таблицы Приложении каждом учебном элемента предоставляется шифр, состоящий из шифра соответствующего содержательного модуля и добавленной через точку буквы, совпадает с буквой шифра соответствующей группы учебных элементов. Затем через точку добавится шифр уровня сформированности знаний и, далее, через точку сквозной для данного содержательного модуля номер учебного элемента.

При формировании шифра уровня сформированности знаний о каждом из учебных элементов целесообразно придерживаться рекомендованной трехуровневой системы определения сформированности знаний - ознакомительно-ориентировочный, понятийно-аналитический, продуктивно-синергетический. Заметим, что ознакомительно-ориентировочный уровень сформированности знаний в свою очередь можно разделить на два подуровня:

- Подуровень знакомств: лицо имеет общее представление о том или ином учебный объект, но не способна воспроизвести информацию к нему, сформировать основные положения, определить признаки, которые его характеризуют;

- Подуровень репродукции: лицо способно воспроизводить (рассказать, объяснить) структуру системы знаний относительно определений, наиболее существенных признаков, принципов действия основных учебных объектов или других характеристик явлений или систем явлений, которые имеют наибольшее значение.

Такое разделение дает возможность точно подобрать нужные формы тестовых заданий.

Отнесения учебного элемента к той или иной группе и определение необходимого уровня его сформированности дает возможность подобрать к каждому учебного элемента оптимальную форму тестового задания в соответствии с принципами педагогических измерений.

При наведении учебных элементов первой группы необходимо соблюдать нормативных документов, устанавливающих порядок их использования (государственные и отраслевые стандарты, рекомендации международных организаций и т.п.). Если такие документы отсутствуют, необходимо использовать практику применения категорий, понятий, терминов, обозначений в данной профессиональной области (а не на практику их применения в конкретной учебной дисциплине).

Учебные элементы второй, третьей и четвертой групп можно приводить только в виде общепринятых в науке и практике названий без раскрытия их содержательной стороны (например, «закон Ома», «таблица Менделеева», «принципиальная схема амплитудного детектора» и др.).

Согласно каждого учебного элемента таблицы Приложении разрабатывается одно или несколько тестовых заданий, форма которых должна наиболее адекватно соответствовать группе учебных элементов, к которой данный учебный элемент относится и нужному уровню его сформированности. Тестовые задания заносятся в таблицу Приложения Б и составляют систему базовых тестовых заданий объективного контроля степени достижения конечных целей образовательно-профессиональной подготовки специалиста.

Рекомендуется на каждый учебный элемент составлять несколько тестовых заданий различной формы с учетом того, что часть из них будет отброшена в процессе предварительной экспертизы. Кроме того часть тестовых заданий отпадет в процессе их апробации на разных контингентах обучающихся при разработке критериально-ориентированных тестов, т.е. при определении соответствия определенных критериев теста (сложности, валидности, дифференцируя способности и т.п.) требованиям, которые устанавливаются стандартами качества теста.

Разработку тестовых технологий различных форм педагогического контроля рекомендуется проводить не одним, а группой разработчиков или тестовой комиссией, в состав которой входят преподаватели вуза и специалисты по составлению тестов. Это дает возможность пользоваться обобщенным критериям оценки, а не мнением одного педагога.

Однако тестовый экзамен является только одним из методов оценки профессиональной компетентности студентов, добываемую в процессе обучения. Полученные при измерении разными методами оценки, баллы, проценты составляют конце комплексную оценку профессиональной компетентности обучающихся. В процессе определения такой оценки недостатки одного метода измерения нивелируются достоинствами другого, а субъективная оценка приближаться к объективных критериев.

4. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
Структурно-логические схемы ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

Основой для создания учебного и рабочего учебного планов должна быть структурно-логическая схема программы подготовки (СЛС), которая является необходимым условием внедрения кредитно-модульной организации учебного процесса. СЛС является составляющей информационного пакета факультета и обеспечивает возможность реализации гибкой индивидуальной траектории обучения отдельным студентом при условии обеспечения необходимой последовательности изучения учебных дисциплин (кредитных модулей).

На первом этапе составления СЛС содержание обучения по определенной программе распределяется на кредитные модули. При формировании кредитных модулей необходимо руководствоваться следующими рекомендациями.

На первом этапе составления СЛС содержание обучения по определенной программе необходимо распределить на кредитные модули по следующим принципам:

- сокращение общего количества кредитных модулей (учебных дисциплин) путем интеграции содержательно-связанных дисциплин;

- минимальный объем кредитного модуля должно быть, как правило, не менее 2 кредитов ЕСТS;

- учебные дисциплины объемом более 8 кредитов (288 часов) необходимо разделить на определенные кредитные модули для изучения в отдельных семестрах с указанием их порядковых номеров и названий. Например, Математика для экономистов: 1. Высшая математика. 2. Теория вероятностей и математическая статистика. 3. Математическое программирование);

- оптимальный объем кредитного модуля - 6... 8 кредитов;

- каждый кредитный модуль обозначается соответствующим кодом и названием.

Нормативные кредитные модули (нормативная составляющая) являются общими в пределах определенного бакалаврского направления.

По свободному выбору студентов возможно введение определенного блока кредитных модулей (факультативов) для студентов, успешно усваивают модули индивидуального учебного плана и хотят специализироваться в определенной области знаний для выполнения дипломной работы или получить углубленную подготовку для дальнейшего усвоения магистерской программы специальностей научного направления, хотят иметь более углубленную подготовку по иностранному языку и т.д..

Исходной информацией для разработки СЛС является перечень кредитных модулей (таблица 1 Приложение 6) с указанием их кодов, названий и объемов в кредитах ECTS.

Все кредитные модули распределяются:

- за циклами подготовки (гуманитарной и социально-экономической, математической и естественнонаучной, профессиональной и практической);

- по статусу (нормативные, по выбору вуза, по свободному выбору студентов).

Код дисциплины (кредитного модуля) определяется ее статусом (первая буква) и циклом (вторая буква), а также ее порядковым номером (через черточку указывается номер кредитного модуля многомодульной дисциплины).

По статусу:

Н - нормативный кредитный модуль;

С - кредитный модуль по выбору вуза;

В - кредитный модуль по свободному выбору студентов.

По циклам:

Г - гуманитарная и социально-экономическая подготовка;

Ф - математическая и естественнонаучная подготовка;

П - профессиональная и практическая подготовка.

Например:

- НГ-03 - нормативный модуль цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки (№ 03 по списку)

- НФ-05 - нормативный модуль (№ 05 по списку) цикла математической и естественнонаучной подготовки;

- НП-17/1 - первый модуль многомодульных нормативной дисциплины (№ 17 по списку) цикла профессиональной и практической подготовки;

- СП-06 - кредитный модуль по выбору вуза (№ 06 по списку) цикла профессиональной и практической подготовки;

- ВП-02 / а - модуль цикла профессиональной и практической подготовки (№ 02 по списку) по свободному выбору студентов (блок «а» или «б»).

На СЛС статус кредитного модуля отображается определенными фигурами:

Модуль нормативной дисциплины
Модуль выбора ВУЗа
Модуль свободного выбора студентов

В фигурах (кредитных модулях) через черту указывается объем дисциплины в кредитах ЕСТS.

На СЛС в виде определенных траекторий закладывают природно-логическую последовательность усвоения кредитных модулей предусматривает предшествующего кредитных модулей, владение инструментарием которых необходимо для понимания учебного материала последующих модулей.

Жесткая последовательность изучения кредитных модулей (дисциплин) отмечается сплошными стрелками. Кредитные модули с рекомендуемой последовательностью связываются пунктирными стрелками. Кредитные модули, последовательность изучения которых не определен (может быть произвольной), стрелками не связаны.

Таким образом, с помощью СЛС обеспечивается образование массивов образовательных траекторий (индивидуальных учебных планов), по которым возможно обучение студентов.

В формирование СЛС заложены такие основные принципы обучения:

- принцип опережающего обучения - учебные дисциплины, которые наиболее существенно влияют на понимание студентами учебного материала базовых дисциплин, должны изучаться в полном или достаточном объеме до начала изучения базовых дисциплин;

- принцип непрерывности и последовательности обучения - изучение специальных дисциплин начинается со второго года обучения и продолжается до его завершения;

- принцип преемственности обучения - изучен в данной дисциплине материал используют при изучении следующих дисциплин, в процессе прохождения педагогических практик студентов и при написании курсовых работ.

Фрагмент СЛС программы подготовки приведены в приложении 6.

5. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебный план (НП)согласно Положению об организации учебного процесса в высших учебных заведениях - это нормативный документ вуза, который составляется на основании образовательно-профессиональной программы (ОПП) и структурно-логической схемы (СЛС) подготовки и определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и их объем, график учебного процесса, формы и средства проведения текущего и итогового контроля.

Учебный план разрабатывается ведущими преподавателями выпускающей кафедры во главе с заведующим кафедрой и деканом факультета.

Особенностью составления учебного плана по требованиям Европейской системы накопления и перезачета зачетных кредитов (ECTS) и кредитно-модульной системы организации учебного процесса (КМСОНП) является определение учебной нагрузки студента в европейских кредитам (один европейский кредит равен 36 академическим часам общего нагрузки). Такие же кредиты присваиваются дисциплинам (модулям). Количество часов, выделяемых на дисциплину, должна быть кратная 36 (или 18). Общая сумма кредитов, которые определяют учебную нагрузку студента в семестре, составляет: за семестр - 30, за год - 60 кредитов ECTS. Эта нагрузка включает: лекции, практические, лабораторные и семинарские занятия, учебную и производственную практику, написание курсовых работ, самостоятельную работу как в университете, так и дома, государственную аттестацию и т.п..

Общий учебное время подготовки специалистов по образовательно-квалификационному уровню (ОКР) бакалавра с четырехлетним сроком обучения составляет 240 кредитов или 8640 академических часов. При этом общий учебное время подготовки не учитывает каникулы и складаеться из учебного времени усвоения нормативной части содержания ОПП (содержания обучения) и выборочной части. Соответственно для ОКР специалиста (Магистра) с годовым сроком обучения (на базе ОКУ бакалавр) Общий учебное время подготовки составляет 2160 академических часов или 60 кредитов. Подробнее распределение общего учебного времени показано в табл. 5.1-5.5.

В учебном плане указывается общий объем каждой дисциплине в академических часах и кредитах согласно ОПП.

Нормативные учебные дисциплины устанавливаются ГСВО. Соблюдение их названий и объемов является обязательным для учебного заведения. Увеличениеобъемов часов в нормативные учебные дисциплины может происходить только за счет часов, отведенных на цикл дисциплин самостоятельного выбора ВУЗа. Учебное время, предусмотренный на усвоение нормативной части содержания ОПП (содержания обучения), должен составлять 60-65% от общего учебного времени подготовки студента.

Нормативную составляющую цикла планируют соответствии с приказами МОН от 09.07.2009 г. № 642, от 05.08.2011 г. № 939, от 21.10.2010 г. № 969/922/216, от 21.05.2004 г. № 414, № 4 от 11.01.2006 г., 20.10.2004 г. № 811):

А) цикла социально-гуманитарной подготовки для ОКУ «бакалавр»:

Название Форма контроля Кредитов ECTS Всего часов Распределение учебных часов Рекомендуемый семестр
Украинский язык (по профессиональному направлению) экзамен     соотношение лекционных и практических занятий 1:2 4.... 8
Иностранный язык экзамен     только практические занятия 1... 4
История Украины экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 2:1 1... 5
История украинской культуры экзамен     только лекционные занятия 2... 8
Философия экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 3... 6
Физическая культура (позакредитна) зачеты в 2,4,6 и 7 сем.   476[13] 4 час. лекционных занятий в 7 семестре, остальные - практические занятия 1... 7
Политология экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 3... 6

Б) цикла п профессиональной и практической подготовки для ОКУ «бакалавр»:

Безопасность жизнедеятельности дифференцированный зачет 1,5   соотношение лекционных и семинарских занятий 2:1 1... 4
Основы охраны труда экзамен 1,5   соотношение лекционных и семинарских занятий 1:2 7... 8

В) цикла профессионально-ориентированной гуманитарной и социально-экономической подготовки для ОКР «магистр» и «специалист»:

Название Форма контроля Кредитов ECTS Всего часов Распределение учебных часов Рекомендуемый семестр
Высшее образование и Болонский процесс зачет     лекции - 10 час., семинары - 2 часа., практические - 6 часов., самостоятельная работа - 18 час.  
Охрана труда в отрасли экзамен     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  
Интеллектуальная собственность зачет     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  
Гражданская оборона дифференцированный зачет     соотношение лекционных и семинарских занятий 1:1  

При этом общий объем учебного времени цикла гуманитарной и социально-экономической подготовки для физико-математических и естественных направлений составляет 24 кредита ЕСТS, а для гуманитарных и социально-экономических направлений - 36 кредитов ЕСТS.

Предполагается отклонения объема отведенного учебного времени на изучение каждого цикла в пределах 2 кредитов ЕСТS.

Если нормативная дисциплина этого цикла является профильной для данного направления подготовки, она может быть удалена из списка, и включена в цикл профессиональной и практической подготовки, с соответствующим увеличением объема последнего.

Выборочные учебные дисциплины устанавливаются высшим учебным заведением, состоят из циклов самостоятельного выбора ВУЗа и свободного выбора студента и вводятся для удовлетворения образовательных и квалификационных потребностей личности, эффективного использования возможностей и традиций Университета, региональных потребностей и т.д.. Учебное время, предусмотренном для усвоения содержания обучения самостоятельного выбора учебного заведения, не должен превышать 70% учебного времени усвоения выборочной части содержания обучения.

С целью унификации структуры рабочего учебного плана и облегчения процесса составления структурно-логической схемы специальности рекомендуем принять следующие условные обозначения циклов дисциплин, предусмотренных отраслевыми стандартами образования для изучения:

- по статусу:

Н - нормативная учебная дисциплина;

С - учебная дисциплина по выбору вуза;

В - учебная дисциплина по свободному выбору студентов;

- по циклам (для бакалавров):

Г - гуманитарная и социально-экономическая подготовка;

Ф - математическая и естественнонаучная подготовка;

П - профессиональная и практическая подготовка;

- по циклам (для магистров и специалистов):

- Г - профессионально-ориентированной гуманитарной и социально-экономической подготовки;

- П - профессиональной и практической подготовки;

Учебный план должен состоять по таким схемам ступенчатой ​​подготовки: бакалавр специалист, магистр.

Срок обучения и квалификация для ОКР бакалавра, специалиста, магистра определяются соответствующими ОПП ГСВО или стандарта высшего образования Львовского национального университета имени Ивана Франко.

Учебный план подписывается проректором, деканом факультета, начальником учебно-методического отдела Университета. Утверждается учебный план ректором, его подпись скрепляется печатью.

Один экземпляр учебного плана хранится в учебно-методическом отделе, два - соответственно в деканате и выпускающих кафедр.

Процесс составления учебного плана. Особенностью разработки учебного плана в Университете является составление на уровне факультета унифицированной, общей для всех специальностей одного или нескольких направлений, части, которая включает блоки нормативных дисциплин (кредитных модулей). Вариативная часть учебного плана составляется для каждой специальности соответствующей выпускающей кафедрой и деканатом. В структуру учебного плана входят: график учебного процесса со сводным бюджетом времени, план учебного процесса, планы проведения практик и государственной аттестации (приложение 7).

График учебного процесса оформляется в виде таблицы, в которой учебный год традиционно разделен на два семестра. Установленными отметками отмечают сроки основных видов деятельности по курсам: теоретическое обучение, контрольные мероприятия, экзаменационная сессия, каникулы, практика, государственная аттестация и т.д..

Традиционно сводные данные бюджета времени оформляются в виде отдельной таблицы, в которой основные виды деятельности, указанные в графике учебного процесса, количественно обобщаются по каждому курсу обучения за каждый учебный год и в целом за весь период обучения по соответствующей специальности.

Согласно решению Коллегии Министерства образования и науки Украины от 27.02.2004 г. № 3/1-4 и приказом ректора ЛНУ имени Ивана Франко № 685 от 29.03.2004 г. продолжительность недельной нагрузки студента для образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» не должна превышать 30 часов в неделю, «специалист» - в пределах 24 часов., «магистр» - в пределах 18 часов.

При составлении учебных планов направлений подготовки (специальностей) рекомендуется уменьшать количество учебных дисциплин и практик профессиональной и практической подготовки путем сочетания содержания, имеет общую предметную направленность. При составлении учебных планов в рамках одного факультета и родственных направлений подготовки (специальностей) следует планировать изучение одной и той же дисциплины в одном и том же семестре с целью объединения лекционных потоков. Кроме этого, целесообразно сосредоточить изучение нормативных дисциплин, общих для направления подготовки, на первых двух курсах обучения.

При разработке учебного плана следует придерживаться следующих требований:

- начало учебного года планируется, как правило, с 1 сентября, окончание зависит от количества недель практик и каникул на соответствующем курсе;

- количество экзаменов в экзаменационную сессию не должна превышать 5-ти, зачетов - 6. Интервал между экзаменами должен быть не менее 3 дней;

- суммарная продолжительность каникул в течение учебного курса, кроме последнего, должна составлять не менее 8 недель;

- продолжительность практики планируется в зависимости от характера направления подготовки и квалификации (в неделях)

- государственная аттестация студентов осуществляется после завершения обучения;

- максимально унифицировать дисциплины циклов гуманитарной и социально-экономической и математической и естественно-научной подготовки с целью обеспечения возможности формирования лекционных потоков общих для нескольких факультетов;

- предусмотреть составление таких учебных планов, где часть перечня дисциплин 1-2 курсов являются общими для всех направлений подготовки в определенной области знаний;

- предусмотреть сокращение количества учебных дисциплин путем интеграции определенных (содержательно связанных) дисциплин. Минимальный объем учебного модуля должно быть, как правило, не менее трех кредитов ЕСТS.

План учебного процесса конкретизирует по каждой дисциплине следующую информацию:

- общее количество часов на определенные виды учебных занятий (всего, в т.ч.: аудиторные, из них лекции, лабораторные занятия, практические (семинары) самостоятельная работа студентов);

- количество контрольных мероприятий (экзамен, зачет, курсовой проект, курсовая работа и т.д.).

Основными формами организации учебного процесса в высших учебных заведениях являются: учебные занятия, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельная работа студентов (СРС), практическая подготовка, контрольные мероприятия.

Лекция - Это логично вивершену, научно-обоснованный и систематизированное изложение определенных научно-методических вопросов, предназначенных для усвоения теоретического материала. Это основная форма проведения учебных занятий в вузе.

Лекционные потоки, как правило, формируются из студентов определенного курса одного направления подготовки (специальности). В необходимых случаях, по решению ректора высшего учебного, несколько лекционных потоков могут объединяться в один или, наоборот, большие потоки могут быть разделены на меньшие.

Лабораторное занятие - Это форма учебного занятия, на котором студенты под руководством преподавателя проводят натурные или имитационные эксперименты или опыты в специально оборудованных учебных лабораториях с использованием оборудования, приспособленного для условий учебного процесса.

Лабораторное занятие проводится со студентами, количество которых не превышает половины академической группы.

Перечень тем лабораторных занятий определяется рабочей программой учебной дисциплины. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий, как правило, не разрешается.

Практическое занятие - Это форма учебного занятия, на котором преподаватель организует детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнил согласно сформулированных задач.

Практическое занятие проводится со студентами академической группы. Допускается деление на подгруппы с учетом требований к проведению практического занятия.

Самостоятельная работа является основным средством усвоения студентом учебного материала во время, свободное от обязательных учебных занятий.

Подходы к определению соотношения объема аудиторного времени и самостоятельной работы студентов определяется спецификой конкретной дисциплины, ее принадлежности в соответствующий блок дисциплин учебного плана.

Существуют различные организационные формы СРС. В частности, традиционная - непосредственно самостоятельная работа студента, выполняемая, как правило, самостоятельно в свободное от занятий, удобный для студента время, вне аудитории, иногда с учетом специфики дисциплины в лаборатории или мастерской. Она включает подготовку студента к лекций, семинарских занятий, защиты лабораторных и практических работ, контрольных мероприятий (составление содержательных модулей и экзаменов и т.д.), а также выполнение индивидуальных заданий.

Индивидуальные задания (рефераты, расчетные, графические, курсовые и выпуску работы) по отдельным дисциплинам выдаются студентам в сроки, предусмотренные вузов. Индивидуальные задания выполняются студентом самостоятельно при консультации преподавателя. Допускаются случаи выполнения комплексной работы несколькими студентами.

Индивидуальные занятия проводятся по отдельному графику с учетом индивидуального учебного плана студента и могут охватывать часть или полный объем занятий из одной или нескольких учебных дисциплин, а в отдельных случаях - полный объем учебных занятий для конкретного образовательного или квалификационного уровня. Виды индивидуальных занятий, их объем, формы и методы проведения, формы и методы текущего и итогового контроля (кроме государственной аттестации) определяются индивидуальным учебным планом студента.

Учебные занятия по физическому воспитанию следует планировать в объеме четырех часов в неделю в 1 семестре и двух часов в неделю в 2-7 семестрах как позакредитну дисциплину.

Формы проведения текущего и итогового контроля. В организации учебного процесса высших учебных заведений применяется текущий и итоговый контроль.

Текущий контроль осуществляется во время проведения практических, лабораторных занятий и имеет целью проверку уровня подготовленности студентов по определенным разделам учебной программы, а также для выполнения конкретных задач.

Итоговый контроль проводится с целью оценки результатов обучения студентов на определенном образовательно-квалификационном уровне или на отдельных его этапах. Итоговый контроль включает семестровый контроль и государственную аттестацию студента. Семестровый контроль проводится в форме экзамена, зачета или дифференцированного зачета.

Практическая подготовка студентов высших учебных заведений является обязательным компонентом образовательно-профессиональной программы для получения квалификационного уровня и имеет целью приобретения студентом профессиональных навыков и умений.

Организация практической подготовки регламентируется Положением о проведении практики высших учебных заведений Украины, утвержденным приказом Министерства образования Украины от 8.04.1993 г. № 93.

Зависимости от направления подготовки студентов в высших учебных заведениях практика может быть: учебная (1-3 курсы), производственная, педагогическая (четное количество недель, согласно нормам времени). Завершающим звеном практической подготовки является преддипломная практика.

Практика студентов предусматривает непрерывность и последовательность ее проведения при получении нужного достаточного объема практических знаний, умений и навыков в соответствии с разных образовательно-квалификационных уровней: бакалавр, специалист, магистр.

В планах подготовки магистров необходимо предусмотреть проведение ассистентской педагогической практики.

Содержание, сроки и последовательность практики определяются образовательно-профессиональной программе подготовки специалистов по соответствующему направлению, графиком учебного процесса и рабочей программой практики.

Рабочие программы практики разрабатывает кафедра с последующим утверждением на Ученом совете факультета, а сквозные, включающие весь цикл практик, утверждает проректор по научно-педагогической работы.

Государственная аттестация студента осуществляется государственной комиссией после завершения обучения на определенном образовательном (квалификационном) уровне или его этапе с целью установления фактического соответствия уровня образовательной (квалификационной) подготовки требованиям ОКХ.

Форма государственной аттестации студентов определяется отраслевым стандартом высшего образования и отражается в учебных планах. Соблюдение определенных отраслевым стандартом высшего образования форм государственной аттестации является обязательным.

Дипломная работа предусматривает проведение анализа и теоретической разработки (моделирование и исследование процессов и объектов) актуальных проблем в соответствующей области знаний. Для инженерных направлений подготовки дипломная работа должна иметь характер прикладного научного исследования объекта деятельности.

Дипломный проект, как правило, выполняется по инженерным направлениям подготовки и предусматривает синтез объекта (физического или идеального) проектирование (системы в широком смысле, устройства, технологического процесса, компьютерной программы и т.д.), который оптимально соответствует требованиям задания на квалификационную работу.

Тестовый аттестационный (государственный) экзамен является вспомогательной нормативной формой государственной аттестации и используется, если установление уровня сформированности определенных умений при защите квалификационной работы невозможно. В этом случае уровень сформированности умений устанавливается косвенно с помощью критериально-ориентированных тестов достижений, которые состоят из целенаправленных наборов тестовых заданий, предназначенных для оценки уровня сформированности знаний по ориентирующих основ действий, которые являются адекватными деятельности решения проблемных ситуаций, присущие будущий социальной и производственной деятельности выпускников вузов. Количество и формы тестовых заданий в таком тесте могут быть достаточно разнообразными, но возможно использование и одной формы. Порядок размещения тестовых заданий в ситуационном тесте определяется действиями, которые тот, кто тестируется, должен осуществлять для решения проблемной ситуации.

Ситуационный тест целесообразно использовать при диагностировании степени усвоения сложной и адекватной деятельности по решению типовых задач деятельности. В этом случае ситуационный тест является аналогом комплексного квалификационного задания (ККЗ). Разовые тестовые задания, из которых состоят ситуационные тесты, составляющих систему тестов объективного контроля степени достижения конечных целей ОПП подготовки специалистов.

6. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
Рабочий учебный план

Рабочий учебный план (РНП) - это нормативный документ, который составляет Университет на текущий учебный год, где конкретизированы формы проведения учебных занятий, их объем, формы и средства проведения текущего и итогового контроля семестрам. Рабочий учебный план рассматривает Ученый совет факультета, согласовывает учебно-методический отдел и утверждает проректор Университета.

РНП для каждого курса того или иного направления подготовки (специальности) - это извлечение из учебного плана, действующего в определенном учебном году, соответствующего направления подготовки (специальности). Таким образом, количество рабочих учебных планов по направлению подготовки (специальности) равна количеству учебных лет для данного образовательно-квалификационного уровня.

Особенность составления рабочего учебного плана состоит в обязательном указании в соответствующей графе шифра кафедры, обеспечивает преподавание дисциплины, и шифра дисциплины.

Изменения (название дисциплины, сетка часов и т.п.) и дополнения (введение новых дисциплин по приказам МОНМС Украина) до рабочего учебного плана вносятся только на основе приказов ректора, решений Ученого совета факультета. Копии приказов (выдержки) прилагаются к действующих учебных планов.

При разработке рабочих учебных планов декан совместно с выпускающей кафедрой

- устанавливают график учебного процесса в зависимости от количества недель теоретических занятий, времени и продолжительности проведения итоговых контролей и практик, государственной аттестации и т.д.;

- устанавливают объем аудиторных занятий и их соотношения с объемом самостоятельной работы для различных дисциплин;

- определяют время и продолжительность проведения итоговых контролей, учебных, производственных и других видов практик, меняют при необходимости порядок изучения дисциплин, устанавливают для выборочных дисциплин формы контроля, придерживаясь соответствующих норм и т.д..

Для равномерного распределения учебной нагрузки преподавателей в семестрах на отдельных кафедрах, обслуживающих все специальности желательно в рабочих учебных планах планировать изучение соответствующих дисциплин в разных семестрах. Такое планирование дает возможность изучать дисциплину на одном факультете в первом семестре, на другом - во втором, что ликвидирует неравномерность загрузки преподавателей в семестрах выше упомянутых кафедр.

Учебная нагрузка студента-заочника, которое выполняется в Университете (аудиторные занятия, контрольные мероприятия, итоговый контроль и т.п.), не должно выходить за пределы установленных сроков оплачиваемого отпуска. Количество сессий и график их проведения разрабатывает соответствующий деканат и согласовывает его с начальником учебно-методического отдела. При составлении учебного плана для студентов заочной формы обучения количество часов на аудиторные занятия устанавливается в пределах 25-30% объема аудиторных занятий по дневной форме обучения в соответствии с Положением об организации учебного процесса.

Особенностью организации обучения в экстернате является разработка индивидуальных учебных планов на основе учебного плана дневной формы обучения с соблюдением структурно-логической последовательности изучения учебных дисциплин, определяющих содержание образования соответствующей специальности. Индивидуальный учебный план экстерна составляется на каждый учебный год, согласовывается с соответствующими кафедрами и утверждается деканом факультета в течение первого месяца учебного года.

При составлении рабочего учебного плана необходимо учесть следующее:

- рабочий учебный план составляется на текущий учебный год и каждый курс соответствующего направления подготовки (специальности) на основе учебного плана;

- количество студентов разбивают на количество групп для практических и лабораторных занятий;

- в рабочем учебном плане отражают нормативные и выборочные дисциплины на семестр согласно учебному плану;

- в рабочий учебный план вносят те выборочные дисциплины, которые выбирает вуз и студенты;

- конкретизируют формы отчетности по семестрам: экзамен - устный или письменный, зачет или дифференцированный зачет, курсовая работа - общеобразовательная или профессиональная;

- указывают кафедру, которая обеспечивает чтение дисциплины;

- определяют сроки (дата) проведения экзаменационных сессий, практики, каникул и государственной аттестации;

- указывают формы государственной аттестации: государственный экзамен (название), квалификационная работа (бакалаврская, дипломная, магистерская)

- подписывает рабочий учебный план декан факультета.


Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ [14]

А

Аккредитация процедура - Предоставление высшем учебному заведению определенного типа права осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в соответствии с требованиями стандартов высшего образования, а также государственным требованиям относительно кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения.

Аттестация (Государственная аттестация) лиц, которые заканчивают высшие учебные заведения - Установление соответствия уровня качества полученной ими высшего образования требованиям стандартов высшего образования по окончании обучения по направлению, специальности.

В

Вид деятельности (человека) - Характеристика деятельности в зависимости от способов и форм ее осуществления. Вид деятельности определяется состоянием взаимодействия специалиста с обобщенным объектом деятельности на протяжении всего цикла существования объекта.

Валидность - Комплексная характеристика психо-диагностической методики (теста), включающая сведения относительно сферы явлений, которые исследуются, и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

Требование - Норма, правило.

Производственная функция (Трудовая, служебная) совокупность обязанностей, выполняет специалист соответствии с занимаемой должностью и определяемые должностной инструкцией или квалификационной характеристикой. Различают следующие производственные функции:

- Исследовательская функция - Направлена ​​на сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по направлению работы.

- Проектировочная (Проектно-конструкторская) функция - Направлена ​​на осуществление целенаправленной последовательности действий по синтезу систем или отдельных их составляющих, разработка документации, которая необходима для осуществления и использования объектов и процессов (конструирование является отдельным процессом проектирования, заключается в обосновании решений по принципу действия и конструкции объектов, разработки документации на их изготовление).

- Организационная функция направлена ​​на упорядочение структуры и взаимодействия составляющих элементов системы в целях снижения неопределенности, а также повышения эффективности использования ресурсов и времени (отдельным процессом организации деятельности можно считать планирования временное упорядочение выполнения работ, т.е. обоснование их последовательности, продолжительности и сроков выполнения).

- Управленческая функция направлена ​​на достижение поставленной цели, обеспечения устойчивого функционирования и развития систем благодаря информационному обмену (к специалисту информационные потоки поступают через обратные связи, к объекту управления в виде директивных решений).

- Технологическая функция направлена ​​на воплощение поставленной цели известными алгоритмами, есть специалист выступает как структурный элемент (звено) определенной технологии.

- Контрольная функция направлена ​​на осуществление контроля в пределах своей профессиональной деятельности в объеме должностных обязанностей.

- Прогностическая функция, Которая позволяет на основе анализа осуществлять прогнозирование в профессиональной деятельности.

- Техническая функция направлена ​​на выполнение технических работ в профессиональной деятельности.

Высшее образование - Уровень образования, который добывается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основанного на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.

Высшее учебное заведение - Образовательный, образовательно-научное учреждение, которое основано и действует в соответствии с законодательством об образовании, реализует в соответствии с предоставленной лицензией образовательно-профессиональные программы высшего образования по определенным образовательным и образовательно-квалификационным уровням, обеспечивает обучение, воспитание и профессиональную подготовку лиц в соответствии с их призванием, интересов, способностей и нормативных требований в области высшего образования, а также осуществляет научную и научно-техническую деятельность.

Г

Отрасль (в экономике) - совокупность всех производственных единиц, которые принимают участие преимущественно в одинаковых или подобных видах производственной деятельности.

Область знаний - Группа направлений подготовки, родственных по признаку общности обобщенных структур деятельности.

Д

Дипломный проект - Квалификационная работа, которая предназначена для объективного контроля степени сформированности умений решать типовые задачи деятельности, которые, в основном, отнесенные в ОКХ к проектировочной (проектноконструкторськои) и исполнительской (технологической, операторской) производственных функций.

Дипломная работа - Квалификационная работа, которая предназначена для объективного контроля степени сформированности умений решать типовые задачи деятельности, которые, в основном, отнесенные в ОКХ к организационной, управленческой и исполнительской (технологической, операторской) производственных функций.

Действие - Единица деятельности, не разлагается на более простые, в результате которого достигается конкретная осознанная цель.

Деятельность (Деятельность человека) - динамическая система взаимодействий человека с окружающим миром, в которых она достигает сознательно поставленных целей, которые появляются в результате возникновения у него определенных потребностей. В процессе деятельности человек выступает как субъект деятельности, а ее действия направлены на изменения объекта деятельности.

Е

Экономическая деятельность - Процесс соединения действий, которые приводят к получению соответствующего набора продукции или услуг. Вид деятельности (вид экономической деятельности) имеет место тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологические средства, сырье и материалы) для создания производства конкретной Таким образом, вид деятельности характеризуется использованием ресурсов, производственным процессом, выпуском продукции и предоставлением услуг.

С

Задача деятельности - Потребность, возникающая в определенных условиях и может быть удовлетворена в результате определенной структуры деятельности, к которой относится:

- предмет деятельности (Работы) - элементы окружающей среды, субъект до начала своей деятельности и подлежащих трансформации в продукт;

- средство деятельности (Труда) - объект, опосредует воздействие субъекта на предмет деятельности, или то, что, конечно, называют «орудием труда», и стимулы, используемые, например, в деятельности управления;

- процедура деятельности (Работы) - технология (способ, метод) получения желаемого продукта. Информация о порядке деятельности фиксируется в виде программы или алгоритма на определенных материальных носителях;

- условия деятельности (Работы) - характеристика окружения субъекта в процессе деятельности (температура, состав воздуха, уровень акустических шумов, приспособленность помещения к труду, мебель, а также социальные условия, пространственные и временные факторы);

- продукт деятельности (Работы) - то, что получено в результате трансформации предмета в процессе деятельности.

Есть три вида задач деятельности:

- профессиональные задачи - Задачи деятельности, непосредственно направленные на выполнение задачи (задач), что поставлено (и) перед специалистом как профессионалом;

- социально производственные задачи - Задачи деятельности, связанные с деятельностью специалиста в сфере производственных отношений в трудовом коллективе (например, интерактивное и коммуникативное общение и т.п.);

- социально-бытовые задачи - Задачи деятельности, возникающие в повседневной жизни и связанные с домашним хозяйством, отдыхом, семейным общением, физическим и культурным развитием и т.д. и могут влиять на выполнение специалистом профессиональных и социально производственных задач.

Способность -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: