Основы финансового менеджмента

Финансовый менеджмент - управленческая деятельность, связанная с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия.

Задачи финансового менеджмента:

n Обеспечение высокой финансовой устойчивости предприятия в процессе его развития.

n Оптимизация денежного оборота и поддержание постоянной платежеспособности предприятия.

n Обеспечение максимизации прибыли предприятия.

n Обеспечение минимизации финансовых рисков.

Финансовый менеджмент как наука базируется на ряде фунда­ментальных концепций. К ним отно­сятся следующие концепции:

- денежного потока,

- временной ценно­сти денежных ресурсов,

- компромисса между риском и доходностью,

- стоимости капитала,

- эффективности рынка капитала,

- асимметрич­ности информации, агентских отношений,

- альтернативных затрат,

- временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта,

- имущественной и правовой обособленности субъекта хо­зяйствования.

Концепция денежного потока означает, что с любой финансовой операцией может быть ассоциирован некоторый денежный поток (cash flow), т.е. множество распределенных во времени выплат (оттоков) и поступлений (притоков), понимаемых в широком смысле. В качестве элемента денежного потока могут выступать денежные поступления, доход, расход, прибыль, платеж и др. В подавляющем большинстве случаев речь идет об ожидаемых денежных потоках. Именно для таких потоков разработаны формализованные методы и критерии, позволяющие принимать обоснованные решения финансового характера.

Концепция временной ценности состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к по­лучению через какое-то время, не равноценны. Эта неравноценность определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью. Суть действия этих причин достаточно очевидна. В силу инфляции происходит обесценение денег, т.е. денежная единица, получаемая позднее, имеет меньшую покупательную способность. Поскольку в экономике прак­тически не бывает безрисковых ситуаций, всегда существует ненуле­вая вероятность того, что по каким-либо причинам ожидаемая к полу­чению сумма не будет получена. По сравнению с денежной суммой, которая, возможно, будет получена в будущем, та же самая сумма, имеющаяся в наличии в данный момент, может быть немедленно пу­щена в оборот и тем самым принесет дополнительный доход.

Концепция компромисса между риском и доходностью состо­ит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопря­жено с риском, причем связь между этими двумя взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше обещаемая, требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный ка­питал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполу­чением этой доходности; верно и обратное. Финансовые операции являются именно тем разделом экономических отношений, в кото­ром особенно актуальна житейская мудрость: «бесплатным бывает лишь сыр в мышеловке»; интерпретации этой мудрости могут быть различны – в данном случае плата измеряется определенной степе­нью риска и величиной возможной потери.

Большинство финансовых операций предполагает наличие не­которого источника финансирования данной операции. Концепция стоимости капитала состоит в том, что практически не существует бесплатных источников финансирования, причем мобилизация и об­служивание того или иного источника обходится компании не одинаково. Иными словами, во-первых, каждый источник финансиро­вания имеет свою стоимость в виде относительных расходов, кото­рые компания вынуждена нести за пользование им, и, во-вторых, значения стоимости различных источников в принципе не являются независимыми. Эту характеристику необходимо учитывать, анали­зируя целесообразность принятия того или иного решения.

В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынками капитала, на которых можно найти дополнительные источники финансирования, получить неко­торый спекулятивный доход, сформировать инвестиционный порт­фель для поддержания платежеспособности и др. Принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность опе­раций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка, под ко­торой понимается уровень его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную. В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают лишь динамику цен предшествующих периодов. В усло­виях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодос­тупную участникам информацию. Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен.

Концепция асимметричности информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, не­доступной всем участникам рынка в равной мере. Именно эта кон­цепция отчасти объясняет существование рынка, ибо каждый его участник надеется, что та информация, которой он располагает, воз­можно, не известна его конкурентам, а следовательно, он может принять эффективное решение.

В тех случаях, когда некоторое лицо или группа лиц нанимает другое лицо или группу лиц для выполнения некоторых работ и на­деляет нанятых определенными полномочиями, с неизбежностью возникают так называемые агентские отношения. Концепция агент­ских отношений означает, что в условиях присущего рыночной эко­номике разрыва между функцией распоряжения и функцией текуще­го управления и контроля за активами и обязательствами предпри­ятия могут появляться определенные противоречия между интере­сами владельцев компании и ее управленческого персонала. Для преодоления этих противоречий владельцы компании вынуждены нести агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

Смысл концепции альтернативных затрат, или затрат упу­щенных возможностей (opportunity cost), состоит в том, что приня­тие любого решения финансового характера в подавляющем боль­шинстве случаев связано с отказом от какого-то альтернативного варианта, который мог бы принести определенный доход. Этот упущенный доход по возможности необходимо учитывать при при­нятии решений. Например, организация и поддержание любой сис­темы контроля безусловно стоит определенных денег, т.е. налицо затраты, которых в принципе можно избежать; с другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к го­раздо большим потерям.

Концепция временной неограниченности функционирования хозяйствующего субъекта (going concern concept) означает, что компания, однажды возникнув, будет существовать вечно. Эта кон­цепция служит основой стабильности и определенной предсказуе­мости динамики цен на рынке ценных бумаг.

Смысл концепции имущественной и правовой обособленности субъекта хозяйствования состоит в том, что после своего создания этот субъект представляет собой обособленный имущественно-правовой комплекс, т.е. его имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств как его собственников, так и других предприятий. Хозяйствующий субъект является суве­ренным по отношению к своим собственникам. Эта концепция, тес­но связанная с концепцией агентских отношений, имеет исключи­тельно важное значение для формирования у собственников и контрагентов предприятия реального представления в отношении, во-первых, правомочности своих требований к данному предпри­ятию и, во-вторых, оценки его имущественного и финансового по­ложения. В частности, одной из ключевых категорий во взаимоот­ношениях между предприятием, с одной стороны, и его кредитора­ми, инвесторами и собственниками, с другой стороны, является пра­во собственности. Это право означает абсолютное господство соб­ственника над вещью и выражается в совокупном наличии прав владения, пользования и распоряжения данной вещью. В соответствии с данной концепцией любой актив, внесенный в качестве взноса в уставный капитал, поступает в собственность предприятия и, как правило, не может быть востребован собственником, например, в случае его выхода из состава учредителей (собственников).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: