Выбор темы дипломной работы

Существует определенный порядок выбора и определения студентами тем ВКР. Примерная тематика разрабатывается выпускающей кафедрой и утверждается деканом психолого-педагогического факультета. Примерный перечень тем представлен в приложении 1. Общий перечень тем ВКР периодически обновляется.

Выбор темы ВКР может осуществляться тремя способами:

-по рекомендации научного руководителя;

-самостоятельный выбор темы с учетом научных и профессиональных интересов;

-выбор студентом тем из предложенного перечня.

При выборе темы имеет смысл учитывать тематику предыдущих исследовательских работ, выполненных на более ранних курсах, личные научные предпочтения, интересы. Выбор темы должен проходить в соответствии со специализациями, в рамках которых проводится подготовка специалистов, бакалавров.

Назначаются научный руководитель, рецензент. Изменение тем работ и смена научных руководителей производится лишь в порядке исключения. Повторение тем ВКР не допускается. Кафедра и научный руководитель обязаны обеспечить студентам консультирование по содержанию тем ВКР.

С целью оптимизации процесса выбора и формулировки темы студент может воспользоваться рекомендациями, предлагаемыми ниже.

Дипломные работы могут быть нескольких видов. В зависимости от выбора вида будут различны структура и специфика работы.

Для специальности «Педагогика и методика начального обучения» работа может носить методический или интегрированный психолого-педагогический характер.

Методическая работа. Выделяется методическая категория, которая рассматривается применительно к методике в целом, далее данная категория рассматривается применительно к специфике ее формирования в определенном возрастном периоде (например, «Развитие речевых умений младших школьников на уроках русского языка при работе со сложным синтаксическим целым».).

Интегрированная психолого-педагогическая работа. Выбирается психологическая (педагогическая) категория, далее рассматривается ее особенность развития или формирования на определенном возрастном этапе развития, после чего изучается выбранная психологическая или педагогическая категория у детей определенной возрастной группы с использованием материала одной из методик преподавания (например, «Формирование универсальных коммуникативных учебных действий у детей первого школьного года обучения на уроках математики».«Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения».).

Для специальности «Логопедия» работа может быть выполнена по направлениям логопедия, логопсихология.

Для формулировки темы дипломной работы студенту необходимо определить общее приоритетное направление диплома (логопедия, логопсихология).

При выборе логопедического, логопсихологического направления дипломной работы необходимо выделить для рассмотрения основную логопедическую категорию: вид устной речевой патологии по психолого-педагогической классификации (ФФН, ОНР, заикание) или вид нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

В направлении «Логопедия» после выделения логопедической категории определяется компонент речевой системы (лексико-грамматический строй речи, связная речь, звукопроизношение и т.п.), который в дальнейшем будет экспериментально изучен. В направлении «Логопсихология» для рассмотрения выделяется психологическая категория (познавательные психические процессы, индивидуально-личностные особенности, особенности общения).

Далее не зависимо о направления (логопедического, логопсихологического) определяется экспериментальная группа детей (возрастной этап, вид образовательного учреждения). После этого следует окончательное формулирование темы дипломной работы. (Примерные формулировки тем представлены в приложениях 2, 8)

Не зависимо от выбранного направления в дипломе должно быть представлено логопедическое обследование, речевые карты испытуемых.

Для специальности «Социальная педагогика» работа выполняется по направлениям социальная педагогика и методика и технология работы социального педагога, или интегрированная психолого-педагогическая с методикой работы социального педагога.

При формулировании темы необходимо определиться с социально-педагогической или социально-психологической проблемой, например, агрессивное поведение, наркомания, алкоголизм, девиантное поведение, неблагополучные семьи, самооценка, уровень притязаний, тревожность. Далее определяется категория детей. В теме может быть отражена специфика социальной ситуации развития, например, детский дом («Работа социального педагога по оптимизации детско-родительских отношений в неблагополучных семьях». «Формирование адекватной самооценки у детей, воспитывающихся в условиях детского дома». «Агрессивное поведение как форма проявления девиантного поведения у подростков».).

Дипломная работа должна обязательно включать в себя теоретическую и экспериментальную части.

Допускаются разные варианты экспериментальной части исследования.

Наиболее распространенным является вариант, когда эксперимент включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап направлен на изучение предмета исследования. Формирующий этап направлен на качественное улучшение предмета исследования путем создания специальных условий формирования предмета исследования. Контрольный этап эксперимента предполагает выявление степени эффективности формирующих воздействий.

Существуют темы дипломных работ, при раскрытии которых экспериментальная часть выстраивается определенным образом. Это относится к сравнительным исследованиям, когда целью работы является выявление различий в развитии изучаемых категорий (например, «Динамика развития мыслительных операций анализа, сравнении, обобщения у детей младшего школьного возраста», «Сравнительный анализ развития теоретического мышления у детей 8-9 лет, обучающихся по традиционной системе обучения и по системе обучения Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б.). В подобных работах не будет формирующего и контрольного этапа эксперимента. Однако, подобные работы предполагают либо сбор большого количества фактического материала, либо выявление связей между изучаемыми явлениями, либо разработку практических рекомендаций по улучшению состояния предмета исследования. Рекомендации должны выстраиваться с учетом проведенного анализа методического материала.

Обязательным требованием к любому типу дипломных работ является ориентация на будущую специальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: