Содержание. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Стерлитамакский филиал

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

С.А. Мустафина, Н.Г. Алексеева

ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

010200.65 – "Прикладная математика и информатика"

080116.65 – "Математические методы в экономике"

Уфа

РИЦ БашГУ

УДК 001.4

ББК 22.я8 98

Печатается по решению учебно-методической комиссии

экономического факультета СФ БашГУ

(протокол №6 от 25 января 2010г.)

Авторы-составители: МУСТАФИНА С.А., АЛЕКСЕЕВА Н.Г.

ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: Учебно-методические указания для студентов по специальностям 010200.65 «Прикладная математика и информатика», 080116.65 «Математические методы в экономике». – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 2010 – 56с.

Указания имеют целью оказать методическую помощь дипломникам всех форм обучения (очной, заочной, очно-заочной) в подготовке, написании и защите дипломной работы по специальностям 080116.65 - «Математические методы в экономике», 010200.65 - «Прикладная математика и информатика», независимо от специализации.

Методические указания по написанию дипломной работы могут быть полезны также преподавателям, осуществляющим руководство студентами-дипломниками, и руководителям преддипломной практики студентов.

  © Башкирский государственный университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 4

2. Подготовка дипломной работы.. 7

3. Тема и структура дипломной работы.. 12

3.1. Выбор темы дипломной работы.. 12

3.2. Структурные элементы дипломной работы.. 13

3.3. Введение, основная и заключительная части работы.. 14

4. Оформление дипломной работы.. 20

4.1. Построение работы.. 23

4.2. Нумерация страниц. 24

4.3. Нумерация разделов и подразделов работы.. 25

4.4. Рисунки. 27

4.5. Таблицы.. 29

4.6. Формулы и уравнения. 31

4.7. Ссылки. 32

5. Предварительная защита дипломной работы.. 33

6. Рецензирование дипломной работы.. 34

7. Документы, представляемые на защиту. 36

8. Защита дипломной работы.. 37

Литература. 40

Приложение 1. 42

Приложение 2. 44

Приложение 3. 46

Приложение 4. 47

Приложение 5. 48

Приложение 6. 50

Приложение 7. 51

Приложение 8. 54


1. Общие положения

1.1. Написание и защита выпускной квалификационной работы является заключительным этапом подготовки студента по выбранной специальности.

Подготовка дипломной работы (выпускной квалификационной работы – ВКР) состоит из нескольких этапов:

- Выбор темы и обоснование актуальности.

- Подбор литературы, составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме дипломной работы.

- Сбор фактического материала на предприятиях различных форм собственности, в статистических органах, в рыночных структурах и других организациях.

- Обработка и анализ полученной информации с применением современных методов финансового и хозяйственного анализа, программных средств, математико-статистических методов. Этот этап ориентирован на решение конкретной задачи по совершенствованию деятельности предприятия или подразделения. Он может включать разработку или модификацию методов управления, анализа и прогнозирования, совершенствование компьютерного обеспечения и другие задачи.

- Формулировка выводов и выработка рекомендаций по использованию результатов работы.

- Оформление дипломной работы в соответствии с установленными требованиями.

- Подготовка доклада (презентации) и раздаточного материала для членов экзаменационной комиссии.

- Предварительная защита дипломной работы.

- Защита дипломной работы.

1.2. Студент является единоличным автором дипломной работы и несет полную ответственность за ее подготовку.

1.2.1. Студент обязан:

- В период преддипломной практики собрать исходные материалы для дипломной работы, сдать отчет и зачет по преддипломной практике в течение одной недели после ее окончания, но не позднее государственного междисциплинарного экзамена.

- Совместно с руководителем составить развернутый план работы (расчетно-пояснительной записки) и графики индивидуальных консультаций с руководителем и консультантами и выполнять дипломную работу в соответствии с ними, информируя руководителя о ходе выполнения.

- В соответствии с заданием оформить разделы дипломной работы.

- Не позднее, чем за месяц до защиты в ГАК сдать дипломную работу на кафедру для предварительной проверки в сброшюрованном виде с подписями руководителя и консультантов.

- После проверки работы устранить замечания и передать дипломную работу руководителю для отзыва не позднее, чем за три недели до предварительной защиты (назначается кафедрой не позднее, чем за неделю до заседания ГАК), а после предварительной защиты на внешнюю рецензию.

- Не позднее, чем за три дня до заседания государственной экзаменационной комиссии сдать на выпускающую кафедру: ВКР, отзыв руководителя, внешнюю рецензию с подписью рецензента и печатью организации, в которой работает рецензент, два экземпляра задания на ВКР (один экземпляр вшивается в ВРК после титульного листа, второй вкладывается в работу), демонстрационный материал (в количестве равном количеству членов ГАК).

1.2.2. Студент имеет право:

- Запрашивать у выпускающей кафедры предоставления своевременной информации о тематике ВКР, предполагаемых руководителях, графике защит.

- Просить выпускающую кафедру о переносе сроков защиты дипломной работы в связи с невыполнением графика дипломного проектирования по уважительным причинам.

- Представлять ВКР на предварительную защиту при получении отрицательного отзыва руководителя.

- Самостоятельно определять содержание разделов ВКР, демонстрационного материала доклада.

- Высказывать на заседании экзаменационной комиссии по защите ВКР мнение, отличное от мнения руководителя и рецензента.


2. Подготовка дипломной работы

Выпускающая кафедра проводит следующие организационные мероприятия:

- собрание студентов – выпускников по ознакомлению студентов с формой и условиями государственных итоговых испытаний;

- ознакомление студентов, руководителей и рецензентов с методическими требованиями к содержанию и оформлению дипломной работы;

- периодический промежуточный контроль намеченного графика выполнения дипломной работы на заседаниях кафедры с отражением его результатов на информационном стенде кафедры (не реже одного раза в 4 недели);

- проведение предварительных защит дипломных работ;

- организация защиты дипломных работ на заседаниях аттестационных комиссий согласно графику, утвержденному деканом факультета.

При существенном отставании от намеченного графика или при неудовлетворительных результатах предварительной защиты студент по представлению кафедры может быть не допущен к защите дипломной работы и отчислен из университета.

Научный руководитель назначается дипломнику из числа профессоров, доцентов, преподавателей, а также высококвалифицированных специалистов учреждений и предприятий в области, связанной с тематикой дипломной работы. Руководитель выдает задание на выполнение ВКР, оказывает студенту помощь в разработке графика выполнения работы, рекомендует структуру и устанавливает объем разделов, проводит консультации, контролирует ход выполнения работы (с отметкой в графике).

Дипломник периодически (по обоюдной договоренности, но не реже 1 раза в 1-2 недели) информирует научного руководителя о ходе подготовки дипломной работы и консультируется по вызывающим затруднения вопросам.

Следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломной работы, и дипломник не должен рассчитывать на то, что руководитель исправит все имеющиеся в дипломной работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения дипломной работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки дипломной работы научный руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить.

К рекомендациям и замечаниям научного руководителя дипломник может относиться критически. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, т.к. теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления дипломной работы целиком и полностью лежат на ответственности дипломника.

После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель выступает в качестве эксперта. Научный руководитель подписывает дипломную работу и составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломной работы, отмечает положительные стороны работы, особое внимание обращает на имеющиеся отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломной работы в ГАК. При этом руководитель не выставляет оценку дипломной работы, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в ГАК. В отзыве руководителя содержится и оценка качеств студента-дипломника, выявленных руководителем в процессе подготовки ВКР: его работоспособности, самостоятельности, уровень профессиональной подготовки, способность работать ритмично и др.

Научный руководитель выносит начальную рекомендацию о возможности продолжения обучения выпускника в аспирантуре и по внедрению или публикации результатов работ.

Консультантами по специальным разделам ВКР назначаются преподаватели соответствующих кафедр, включая специалистов выпускающей кафедры.

Консультант рекомендует перечень необходимой литературы, определяет содержание и структуру специального раздела (или вопроса) дипломной работы, определяет порядок и время проведения индивидуальных консультаций, ставит подпись на титульном листе.

Рецензентами ВКР назначаются ведущие специалисты предприятий, институтов и организаций по представлению выпускающей кафедры.

Рецензент отражает в рецензии актуальность темы, дает развернутую характеристику каждого раздела с выделением положительных и отрицательных сторон, практическую значимость ВКР и дает общую оценку работы.

Комиссия по предварительным защитам назначается распоряжением заведующего выпускающей кафедрой. Комиссия по предварительным защитам дипломных работ просматривает и оценивает соответствие расчетно-пояснительной записки и демонстрационного материала предъявляемым к ним требованиям, наличие необходимых подписей, выслушивает доклад студента и задает вопросы по теме работы, дает рекомендации по содержанию доклада, демонстрационного материала и формулирует подлежащие устранению замечания по расчетно-пояснительной записке, демонстрационному материалу, докладу.

Комиссия выносит решение для утверждения на заседании кафедры (допустить к защите на ГАК, допустить после устранения замечаний, перенести защиту) и назначает рецензента из списка рецензентов, представленных выпускающей кафедрой.

Комиссия имеет право ставить вопрос о недопуске студента к защите. Окончательно возможность допуска квалификационных работ к защите определяет заведующий кафедрой.

Государственная аттестационная комиссия по защите дипломных работ проводит заседания в соответствии с графиком, выносит решение об оценке дипломной работы, присвоении студенту квалификации и выдаче диплома о высшем образовании.


3. Тема и структура дипломной работы

3.1. Выбор темы дипломной работы

Выбор темы дипломной работы осуществляется выпускающей кафедрой, исходя из интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, а также наличия специальной научной литературы. Студентам предоставляется право выбора темы дипломной работы. Студент может предложить свою тему дипломной работы, если она соответствует специальности и специализации, по которой он обучался, и согласовать ее с заведующим кафедрой, а затем с научным руководителем. При выборе темы студент руководствуется примерным перечнем тем дипломных работ, утвержденным выпускающей кафедрой для данной специальности (Приложение 1, Приложение 2).

При выборе темы, студенту, прежде всего, необходимо выяснить возможность получения конкретных статистических данных по предполагаемой теме, так как перед составлением плана дипломной работы надо четко представлять себе всю статистическую информацию, которая требуется для выполнения дипломной работы.

Перед составлением плана дипломной работы, студент должен определить объект и цель исследования, выяснить возможность рассмотрения интересующих его вопросов по регионам мира, РФ в целом, области, городу, району, группе предприятий или категории населения по тому или иному признаку.

Далее необходимо установить границы рассматриваемого материала во времени, показать развитие изучаемого явления в динамике. Всегда перед изложением современного состояния проблемы целесообразно сделать небольшой исторический экскурс и кратко изложить развитие изучаемого явления за более или менее длительный период.

3.2. Структурные элементы дипломной работы

Структурными элементами ВКР являются:

- Титульный лист.

- Задание на выполнение дипломной работы.

- Реферат.

- Содержание (оглавление).

- Введение.

- Основная часть (состоит из двух или трех разделов с выделением в каждом от двух до четырех параграфов).

- Заключение.

- Список использованных источников.

- Приложения.

Пример оформления содержания приведен в Приложении 3.

Объем дипломной работы, как правило, составляет 30-80 страниц текста, подготовленного на компьютере в формате Word. Объем каждого из параграфов работы должен быть не менее 8-10 страниц. Объем приложений не ограничивается.

Титульный лист содержит информацию о вузе (факультете, кафедре) и вышестоящей организации, наименование работы, ФИО участников работы (руководитель, консультанты (если есть), студент). Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 4.

Пример оформления задания на выполнение дипломной работы приведен в Приложении 5.

Текст реферата должен отражать:

- объект исследования или разработки;

- цель работы;

- метод или методологию проведения работы;

- результаты работы;

- область применения;

- рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов работы;

- экономическую эффективность или значимость работы;

- прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Пример оформления реферата приведен в Приложении 6.

3.3. Введение, основная и заключительная части работы

Во введениидается общая характеристика дипломной работы: обоснование актуальности выбранной темы, цели, задачи, практическая значимость.

Во введении также нужно написать об объекте и предмете исследования, информационной базе, охарактеризовать исходную статистическую информацию. Целесообразно остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала, в чем выразилось личное участие автора.

Объем введения около 2-4 страниц.

Первый раздел (глава),как правило, носит теоретико-методологический характер. Здесь можно дать историю вопроса, показать степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы.

В первом разделе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др.

Описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений должны иллюстрироваться справочными и обзорными таблицами, выполненными, главным образом, самостоятельно. Только в отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник. Наряду с таблицами следует применять графики, которые обладают определенными преимуществами перед таблицами, так как позволяют более наглядно представить наиболее существенное и тем самым облегчить восприятие материала.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.

Вторая и последующие главы- основная часть дипломной работы. Общая постановка задачи здесь, как правило, конкретизируется для конкретного предприятия или производства.

Например, если дипломная работа посвящена управлению запасами на предприятии, то в первой части можно представить обзор существующих методов управления запасами, описать существующие математические модели (для выпускников – математиков) или программные средства и информационные системы, оптимизирующие управление запасами. Во второй же части в этом случае следует описать данную проблему для того предприятия, на базе которого собирался материал работы, т.е. охарактеризовать само предприятие, затем перейти к видам сырья, количественным характеристикам необходимого объема, порядке и способах закупки хранения, экономическим характеристикам данных процессов. Далее следует описать используемую модель и ее надлежащую модификацию для данного производства, привести результаты расчетов.

Для студентов-информатиков типична ситуация, когда дипломная работа посвящена использованию (внедрению, адаптации, модификации и др.) конкретной информационной системы предприятия. В этом случае первая часть работы может содержать обзор существующих информационных систем аналогичного назначения, описание их возможностей, преимуществ и недостатков, а во второй части описываются проблемы, которые внедрение или модификация такой системы должно решить на конкретном предприятии и собственно проблемы, связанные с необходимой модификацией и внедрением. Как правило, приводится экономическая оценка эффекта от внедрения.

Обращаем внимание на то, что описание конкретного проекта, реализуемого на предприятии, будь то решение задачи повышения эффективности производства путем совершенствования логистической цепочки, ее отдельных звеньев, внедрение информационной системы или разработка сайта компании и др. составляет лишь основу работы, но совершенно не идентично работе в целом. В дипломной работе студент должен продемонстрировать понимание места решаемой конкретной проблемы в кругу иных задач предприятия или отрасли, эрудицию и понимание возможных подходов и методов решения.

В тексте дипломной работы не обязательно приводить формулы и описывать методы, содержащиеся в специальной литературе. При этом ссылка на использованную литературу обязательна.

Следует отметить и необходимость экономической составляющей в дипломных работах экономистов-математиков. В частности, если работа посвящена разработке или модификации существующих моделей некоторого явления или процесса, необходимо остановиться на экономической природе моделируемых объектов, дать экономическую интерпретацию результатов моделирования, если возможно, оценить экономический эффект от использования предлагаемых, основанных на моделях процедур на практике.

Аналогично, и при разработке, модификации или адаптации существующих программных средств в дипломных работах, типичных для студентов специальности «Прикладная математика и информатика» следует остановиться на физико-химической или социально-экономической сущности проблем, на решение которых направлено программное обеспечение, на экономическом эффекте от внедрения.

Все расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, следует вынести в приложение.

Объем этой части дипломной работы - 50-60% общего объема.

Заключениедолжно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. Примерный объем заключения 5-10% от общего объема работы

После заключения дается список использованных источников.

Список использованных источниковвключает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати.

Специальная научная и учебная литература оформляется в порядке поступления на нее ссылок. Номер работы располагают в квадратных скобках.

В описании статей обязательно указываются названия журнала, сборника или собрания законов и нормативных документов, где они опубликованы, год, номер и страницы. Правила оформления литературных источников приведены в Приложении 9.

Список литературы, как правило, включает в себя не менее 20-30 источников. Следует отметить, что не все приводимые литературные источники могут использоваться автором непосредственно для обоснования тех или иных выводов и результатов. Полезно привести работы с описаниями проблем и методов, близких к исследуемым, в дипломной работе, а также работы, содержащие ранее полученные результаты по тематике исследования. Названные методы и результаты можно описать во вводной части диплома, снабдив описание соответствующими ссылками.

Приложенияпомещают после списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа. Примерами оформления приложений являются Приложения данной работы.


4. Оформление дипломной работы

Написание и оформление дипломной работы должно проводиться в строгом соответствии с требованиями к оформлению текстовой документации (с соблюдением основных положений Госстандартов).

Общими требованиями к работе являются:

- четкость и логическая последовательность изложения материала;

- убедительность аргументации;

- краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначность толкования;

- обоснованность рекомендаций и предложений.

Дипломная работа должна быть выполнена согласно ГОСТ 2.105–95 и ГОСТ 7.32–91 способом компьютерного набора и распечатки с одной стороны на листах белой бумаги формата А4 (размер 210×297 мм). Допускается применение в работе отдельных листов формата А3 (297×420 мм) для иллюстраций, таблиц, распечаток.

Текст работы оформляется с соблюдением следующих размеров полей страниц: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее и нижнее — по 20 мм.

Общий объем работы не регламентируется, но необходимо придерживаться объема в 60–80 страниц основной части.

Для компьютерного набора (верстки) рекомендуется использовать следующие программные продукты:

- текстовый процессор Microsoft Word 6.0 (и выше) совместно с редактором формул Math Type 4.0 (и выше);

- систему верстки математических текстов LATEX2;

- другие продукты, позволяющие правильно набирать и передавать математические символы и знаки, например Adobe Page Maker.

Основной текст работы должен быть напечатан романским стилем шрифта (Times New Roman, прямой, обычный шрифт) с кеглем (размером) не менее 12 pt (пунктов), межстрочный интервал — полуторный, абзацный отступ 1 см, выравнивание — по ширине текста.

Для основного текста дипломной работы должна быть установлена опция автоматического переноса слов.

Для оформления элементов текста использовать следующие установки:

Заголовок 1: 16 pt, полужирный, первая строка отступ – 0, выравнивание – по левому краю, интервал перед – 6 pt, интервал после – 9 pt, без переноса.

Заголовок 2: 14 pt, полужирный, первая строка отступ – 0, выравнивание – по левому краю, интервал перед – 9 pt, интервал после – 6 pt, без переноса, не разрывать абзац, не отрывать от следующего.

Заголовок 3: 12 pt, полужирный, первая строка отступ – 0, выравнивание – по левому краю, интервал перед – 9 pt, интервал после – 6 pt, без переноса.

Основной текст (обычный): 12 pt, межстрочный интервал – полуторный, первая строка отступ — 1 см, запрет висячих строк.

Формула: первая строка отступ – 0 pt, интервал перед – 2 pt, интервал после – 2 pt. Позиции табуляции – 8 см, выравнивание по центру; 16,5 см, выравнивание по правому краю.

Основной текст (обычный) без отступа: то же, что основной, но отступ первой строки равен 0 (чаще всего используется для продолжения фразы после формул и пр., где не нужен абзацный отступ).

Список литературы–заголовок: 14 pt, межстрочный интервал — одинарный, первая строка отступ – 0, выравнивание – по левому краю, интервал перед – 6 pt, интервал после – 6 pt.

Список литературы: 12 pt, выступ, первая строка отступ – 0,7 см, межстрочный интервал – одинарный. Нумерованный список с выравниванием текста списка по ширине, от номера до текста 0,2 см.

Подписи к рисункам: 10 pt, первая строка отступ – 0, межстрочный интервал – минимум 10 pt, выравнивание – по ширине текста.

Рекомендуется установить следующие значения настроек в редакторе формул Math Type. Оформление стиля:

- греческие (прописные и строчные) и символы – шрифт Symbol;

- остальные – шрифт Times New Roman Cyr;

- переменные – курсив;

- матрица-вектор – полужирный курсив.

Интервалы: 120; 120; 100; 40; 25; 25; 100; 100; 35; 100; 1; 0,5; 0,25; 0,001; 100; 8; 2; 1,5; 45.

Размеры: обычный – 12 pt; крупный индекс – 7 pt; мелкий индекс – 5 pt; крупный символ – 18 pt; мелкий символ – 12 pt. Дипломная работа должна быть тщательно отредактирована и переплетена. Исходный электронный вариант работы сдается на кафедру.

Целесообразно использовать специальные дипломные папки. На обложке дипломной папки (переплете) прикрепляется ярлык с фамилией и инициалами студента и годом окончания обучения.

Дипломная работа должна быть распечатана на лазерном или струйном принтере с разрешением не ниже 600 dpi.

При подготовке макета в текстовом процессоре Microsoft Word, во избежание нарушения макетирования отдельных страниц или всей работы в целом, целесообразно создавать и распечатывать pdf–файл.

Все страницы работы нумеруются, начиная с титульного листа (пропуская отзыв научного руководителя, рецензии на работу и задание на подготовку работы). На титульном листе номер не ставится.

4.1. Построение работы

4.1.1. Наименования структурных элементов «Задание на выполнение дипломной работы», «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Раздел» (или Глава), «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов работы.

4.1.2. Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

4.1.3. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: