Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦП

Психологическое сопровождения ребенка с дизартрией и его семьи начинается с самого рождения при наличии при­знаков ДЦП.

При рождении реализуется генетическая связь мать-дитя. Эта связь обеспечивается значительным участием множества сенсорных функций (тактильные ощущения, запах, визуали­зация, слуховые ощущения и т.п.). При рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей, меняет эти взаимоотношения. Со стороны ребенка происходит сни­жение сенсорных ощущений, а со стороны матери — резкое изменение эмоционального отношения к ребенку. Реакции родителей по отношению к их «особому» ребенку являются важным фактором последующего развития его личности. Ра­зочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабочен­ность его судьбой существенно отражаются на формирующей­ся личности ребенка. Поэтому работа не только с ребенком, но и с его семьей является необходимой.

Цель психологического консультирования в роддоме: сня­тие послеродового стресса с женщины, родившей ребенка с ДЦП. В дальнейшем психологом проводятся мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, гармони­зации отношений между супругами.

Психологическое сопровождение преследует следующие задачи:

разработка методики психодиагностики и изучение ин­дивидуально-психологических особенностей больного ребенка;

составление плана психокоррекционной работы;

профилактика психосоматических заболеваний;

психологическая коррекция личностных особенностей;

методы реконструктивной психотерапии по В.Н. Мясищеву (2004);

профориентационная помощь;

семейное консультирование.

Любое индивидуальное психотерапевтическое / психо-коррекционное воздействие на членов семьи преследует цель позитивного влияния на семью в целом. Психолог, выслу­шивая пациента, выдвигая гипотезу о семейном диагнозе, мыслит в категориях целостной структуры и «следователь­но, предварительно оценивает, как то или иное воздейс­твие отразится на семейных взаимоотношениях в целом» (В.В. Столин, 1981).

Стиль общения, характер взаимодействия, тип воспита­ния, с одной стороны, и личностные особенности членов се­мьи — с другой, образуют замкнутый постоянно воспроизво­дящий цикл. Семейная психотерапия направляется на разру­шение этого цикла в случае его дезадаптивности и создание конструктивных вариантов семейного функционирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: