От главы к главе разворачивается в «Живых и мертвых» широкая панорама первого периода Отечественной войны. Все персонажи романа (а их около ста двадцати) сливаются в монументальный коллективный образ - образ народа. Сама действительность: потери огромных территорий, колоссальные людские утраты, страшные муки окружений и плена, унижения подозрительностью и многое, что увидели и через что прошли герои романа, заставляет их задаться вопросами: отчего же произошла эта трагедия? Кто виноват? Хроника Симонова стала историей сознания народа. Этот роман убеждает, что, слившись воедино в чувстве собственной исторической ответственности, народ способен одолеть врага и спасти от гибели свое отечество.
В.Н. Костецкий. Возвращение. 1945-1947
В 1947 году Костецкий закончил свою лучшую картину «Возвращение», задуманную
еще в годы войны. В трогательной сцене встречи с семьей вернувшегося домой
солдата, запечатленной художником, проявились свойственная искусству
Костецкого психологическая убедительность образов, умение живописца с большой
|
|
искренностью передать чувства человека.
А.И. Лактионов. Письмо с фронта.1947
Простота и жизненность - главные черты произведения; они и в позах людей, и
в выражении улыбающихся лиц, и в самом незамысловатом сюжете: мальчик
завладел письмом и, окруженный слушателями, читает им вслух страницу за
страницей рассказ отца о фронтовой жизни. Художник утверждал своим
произведением светлое, оптимистическое начало в людях и в жизни, и это простое
и верное содержание, выраженное в понятной, доходчивой и убедительной форме,
выдвинуло картину Лактионова в ряды лучших произведений советской бытовой
живописи. В 1948 году автору была за нее присуждена Государственная премия
первой степени.