Разделение властей как принцип правового государства

Одним из основополагающих признаков правового государства является принцип разделения властей. Он предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом.

Принцип разделения властей позволяет действовать государственной власти на правовой основе, регулировать действия каждой из них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Кроме того, разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованные действия на основе общих принципов. Принцип разделения властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.

Разделение ветвей государственной власти возможно только при сохранении ее единства. Каждая ветвь имеет тот же социальный характер и действует в заданных единством государственной власти направлениях.

Разделение властей не может рассматриваться как их разрыв, полная обособленность, ветви государственной власти обречены на взаимодействие друг с другом и «проникают» друг в друга, периодически возлагая на себя функции другой власти.

Главная суть принципа разделения властей проявляется в следующем:

1) каждая ветвь (каждый уровень) власти занимается своими, юридически порученными ей (ему) делами;

2) ветви (уровни) власти самостоятельны, не имеют права вмешиваться взаимно в деятельность и подменять друг друга;

3) каждая ветвь (уровень) власти обладает средствами воздействия на другие ветви (уровни) власти, чтобы они принимали решения, в которых у данной ветви (данного уровня) власти есть интерес, и чтобы обеспечивался баланс властей, а также соблюдалась законность в их деятельности.

В каждой стране данная модель проявляется по-своему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: