Государственный контроль за использованием земель

Контроль за рациональным использованием и охраной земель осуществляется государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, а также иными (невластными) субъектами – общественными организациями, собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями, арендаторами. В настоящее время проблема усиления государственного земельного контроля наиболее актуальна. Практика показывает: ослабление земельного контроля создало благоприятную обстановку для разбазаривания земель, незаконного их перевода из одной категории в другую с целью устранения препятствий для дальнейшего предоставления в собственность (землепользование), что повлекло за собой рост числа земельных правонарушений. Все это не могло не сказаться на качественном состоянии земель. Поэтому основная задача государственного контроля в этой области – это обеспечение исполнения земельного законодательства, соблюдения установленных требований, выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, гражданами.

В числе функций государственного земельного контроля можно выделить информационную, превентивную, а также функцию пресечения.

Информационная функция государственного земельного контроля заключается в получении, обобщении, анализе сведений о состоянии и использовании земель, об исполнении контролируемыми субъектами предписаний земельного законодательства, а также направлении материалов о выявленных земельных правонарушениях на рассмотрение уполномоченных органов для решения вопроса о привлечении виновного лица к юридической ответственности.

Превентивная функция состоит в профилактике нарушений земельного законодательства путем вынесения обязательных предписаний, направленных на устранение причин и условий, их порождающих.

Функция пресечения направлена на приостановление неправомерных действий лиц, виновных в совершении земельных правонарушений. Так, в исключительных случаях государственный инспектор по контролю за использованием и охраной земель вправе самостоятельно принять решение о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица. К таким случаям можно отнести приостановление промышленного строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и других работ.

Понятие земельных споров и их классификация

При использовании земель могут возникать такие ситуации, когда между заинтересованными сторонами возникают конфликты или разногласия по поводу обладания и использования того или иного земельного участка. Заинтересованными сторонами таких разногласий могут выступать граждане, юридические лица и государственные органы.

Причиной споров могут быть как действительные злонамеренные действия (бездействия), так и заблуждения одной из сторон по поводу своих прав, обязанностей, интересов, то есть неправильного их понимания. Поэтому нарушения прав обладателей земельных участков, а стало быть, и сами земельные споры могут быть как действительными, так и мнимыми. В первом случае земельный спор разрешается путем восстановления нарушенных прав и интересов, во втором – путем разъяснения истинных правомочий.

Нельзя считать земельным спором разногласия о принадлежности земельного участка к тому или иному административно-территориальному образованию (району, селу и т.д.), в границах которого осуществляются полномочия той или иной местной администрации. Территория – категория государственного права, когда речь идет о государственной границе субъекта Российской Федерации, и административного права, когда речь идет о полномочиях органа государственного управления на подведомственной ему территории. Все вопросы о территориальной принадлежности земельного участка разрешаются в административном порядке и вне процедуры земельного спора. Под земельными спорами понимаются также конфликты, возникающие по поводу нарушения земельного законодательства. Обычно различают три категории таких споров. Конфликты, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан и юридических лиц на землю, включая права по владению, пользованию и распоряжению землей. Это, так называемые собственно земельные споры. Вторую категорию составляют земельно-имущественные споры, когда нарушение земельного законодательства тесно связано с возмещением убытков, вызванных земельным правонарушением. Третья группа споров охватывает имущественные конфликты, возникающие из земельных отношений, в которых отсутствует спор по поводу владения, пользования и распоряжения землей.

Можно также согласиться, что земельный спор – это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленных процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Мы, со своей стороны, дополнили это определение указанием, что предметом земельного конфликта могут быть не только права заинтересованных сторон, но и исполнение возложенных на них земельных обязанностей, в том числе обязанностей по сбережению, рациональному использованию, поддержанию экологического качества земельного участка.

Земельные споры могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основаниям возникновения они делятся на споры:

- о праве собственности на земельный участок;

- о праве владения и пользования им;

- об истребовании земельного участка или части его из чужого незаконного владения;

- об устранении помех в использовании земельного участка;

- о сервитутах и др.

Земельные споры классифицируются также по субъектам, между которыми эти споры возникают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: