Вопрос 13

Теории социального конфликта (Р. Дарендорф)

Теории социального конфликта создавались на основе критики метафизических элементов структурного функционализма Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на комфортности, в забвении социального конфликта, в неумении учесть центральное место материальных интересов в человеческих делах, в неоправданном оптимизме, в подчеркивании значения интеграции и согласия за счет радикального изменения и нестабильности.

У истоков теории «социального конфликта» стоял американский социолог Ч. Р. Миллс (1916—1962). Опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, В. Парето и Г. Моска, Миллс утверждал, что любой макросоциологический анализ чего-то стоит лишь в том случае, если он касается проблем борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.

Более четкую формулировку теория «социального конфликта» получила в работах германского социолога Р. Дарендорфа, английского — Т. Боттомора, американского — Л. Козера и других западных социологов.

Обосновывая главные положения теории социального конфликта, Ральф Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Аналогия биологической и социальной систем, да и идея системы как таковой, превращается в концепцию «императивно координированной системы», являясь развитием веберовских понятий «господствующей» (authority) или «властной» (power) систем, синонимичных для Р. Дарендорфа. Он определяет «императивно координированные ассоциации» как организации, в которых существует «господство» (что присуще для всех организаций вообще), создающее условия для конфликта.

Рассматривая власть и господство, он соглашается с Т. Парсонсом относительно их необходимости для общества, но не разделяет его концепции «функционально необходимых условий». Признавая, что функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.

Обладающий властью или влиянием заинтересован в сохранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой.

Вопрос 14.

Становление социологии продолжается в XX в., когда уже более четко определилось ее место в системе наук. Ныне принято выделять гуманитарные, естественные и технические науки. Грани, отделяющие их друг от друга, имеют относительный характер, ибо есть науки, которые трудно отнести к той или иной группе. Среди них психология, экология, охрана труда и т. п. О социологии можно сказать, что это социально-гуманитарная наука, ее объектом является современное общество. В то же время она имеет много общего с естественными и техническими науками. Во-первых, все науки обобщенно, наиболее адекватно, объективно отражают глубинные, сущностные процессы в изучаемом объекте. Во-вторых, они имеют общую методологию. В-третьих, социология, как и ряд других, в том числе естественных и технических наук, использует математические методы, моделирование, эксперимент. В-четвертых, как и многие науки, особенно технические, она имеет прикладной характер, выход на практику. Объект науки — это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами; Предмет — это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии — результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило принципы нового знания. Первопричинами предмета социологии являются два понятия — статус и роль. Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества.

Общество, общественные явления изучаются и другими гуманитарными науками: социальной философией, экономикой, политологией, культурологией и т. д. В отличие от других гуманитарных наук социологию и социальную философию сближает то, что они рассматривают общество в Целом. В то же время, в отличие от социальной философии, социология — эмпирическая наука. Социология, во-первых, глубоко изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рассматривает общество, общественные явления в аспекте отношений между социальными группами, в аспекте взаимоотношений людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования.

Социология кроме общества в целом и социальных отношений может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Человек — основное звено общественной системы, и социальный аспект имеется во всех сферах, явлениях общества. Исходя из этого, можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей. Также можно определить социологию как отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействия и взаимосвязей между индивидами и группами.

Поэтому можно конкретнее отмечать, что объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив; неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей), макрогруппа (население города, рабочего поселка села рабочего поселка, села, коллектив крупной организации,объединения), общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность. Двигаясь от, отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и получить возможность выявления тенденций, закономерностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: