Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с интерактивными и активными методиками преподавания направлены на улучшение учебного процесса. Они изменяют фундаментальную основу, требуя иного подхода к образовательному процессу.
Современное обучение студентов в юридических вузах предполагает освоение ими нескольких уровней, к которым относятся как лекционные, так и практические занятия. На лекционных занятиях, студенты овладевают необходимым объемом знаний, благодаря передаче информации от преподавателя к студенту. Практические занятия помогают студентам более глубоко уяснить теоретический лекционный курс, овладеть основными юридическими понятиями и категориями, выработать навыки правильного изложения теоретического материала, умение правильно задавать и грамотно, четко отвечать на вопросы, применять свои теоретические знания для решения практических задач.
Передача знаний, выработка умений и навыков у студентов при изучении источников права будет гораздо эффективней, если преподаватель сможет использовать программные средства современных информационных технологий. Так как одним из способов достижения высокого уровня и качества как лекционных, так и практических занятий является применение для подготовки и проведения рассматриваемых занятий программных средств информационных технологий.
|
|
Содержание многих юридических дисциплин меняется достаточно динамично. Это обуславливается процессом регулярного изменения действующего законодательства. В связи с этим рассматриваемый дидактический материал как на лекционных, так и на практических занятиях должен постоянно обновляться. Причем форма подачи научного материала должна быть современной, с использованием не только интерактивных методик преподавания, но и с применением, например, мультимедийной установки.
Мультимедийная установка позволяет достаточно удачно использовать приложения к Microsoft Office – программы MS Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
Затрачивая минимальное количество времени, в достаточно короткие сроки можно составить слайды с тезисами выступлений, схемы, таблицы, алгоритмы, а также обеспечить их необходимыми иллюстрациями. MS Power Point предлагает широкие возможности по оформлению презентации, с использованием не только текста научного материала, но и изображение различных диаграмм, кино-фото-аудио документов, таблиц.
Выступление лектора на лекциях, дополняется показом слайдов с тезисами выступлений, схемами, диаграммами, таблицами, алгоритмами, кино-фото-аудио документами, что позволяет студентам синхронизировать вербальное и визуальное восприятие лекционного материала. Подобное сопровождение научного материала демонстрацией, позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
|
|
Практические занятия проводятся в форме беседы, когда вся группа готовится по предложенным вопросам и участвует в обсуждении в равной мере. Уточнения, дополнения, комментарии, аргументированное опровержение сказанного выступающим – вот перечень возможностей проявить свои знания и свое понимание обсуждаемого вопроса каждым участником семинара. Именно на практических занятиях отрабатываются и проверяются, полученные на лекциях знания, после чего они превращаются в умения и навыки, которые студенты могут применить уже в будущей практической работе. Придать более живой характер практическим занятиям помогает применение слайдов, приготовленных не только с помощью MS Power Point, но и с помощью Microsoft Word, Microsoft Excel.
С помощью программы Microsoft Word можно разместить условия задачи или задания. При этом преподаватель не пересказывает содержимое задания, что сохраняет время занятия. Кроме того, в данной программе студентами готовятся образцы юридических документов.
С помощью Microsoft Excel возможно составление схем и таблиц по пройденным темам, а также проведение всевозможных расчетов, например, неустойки.
Отдельно необходимо указать на выработку у студентов юридических вузов навыков работы с справочно-правовыми системами «Консультант Плюс», «Кодекс», «Гарант». Так как юридическая профессия требует умения от будущих юристов не только находить необходимую нормативно-правовую базу, судебную практику, но и грамотно применять ее, поэтому преподаватель должен помочь выработать подобный навык у студентов при работе с источниками права.
Табличный вариант пошагового отображения технологии образовательного процесса:
Тема | Вид занятия | Образовательные технологии | Компетен-ции | |
Традицион-ные | Активные и интерактивные | |||
Раздел 1. | ||||
Тема 1. Гражданское право как отрасль российского права, наука и учебная дисциплина. | Лекция | Вводная | - | ОК-1, ОК-8, ОК-9 |
Практическое занятие | Традиционное | - | ||
Тема 2. Источники гражданского права. | Лекция | Традиционная | - | ОК-1, ПК-1, ПК-15 |
Практическое занятие | - | Составление таблиц, алгоритмов и схем | ||
Тема 3. Гражданское правоотношение. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. | Лекция | Традиционная | - | ОК-2, ОК-3, ПК-6 |
Практическое занятие | - | Составление таблиц, алгоритмов и схем | ||
Тема 4. Граждане – субъекты гражданского права. | Лекция | Традиционная | - | ОК-1-4, ПК-2 |
Практическое занятие | - | Позитивное комментирование ответов студентов; творческие задания; работа в малых группах. | ||
Тема 5. Юридические лица – субъекты гражданского права. | Лекция | - | Лекция - электронная презентация с использованием электронного учебника | ОК-1-4, ПК-1, ПК-4, ПК-7 |
Практическое занятие | - | Работа в малых группах; творческие задания; составление учредительных документов | ||
Тема 6. Публично-правовые образования – субъекты гражданского права. | Лекция | Традиционная | - | ОК-1-4, ПК-7 |
Практическое занятие | Традиционное | - | ||
Тема 7. Объекты гражданских прав. | Лекция | Традиционная | - | ОК 2, ОК-3, ПК-6 |
Практическое занятие | - | Составление схем; мозговой штурм; подготовка обзора научной литературы по теме | ||
Тема 8. Сделки. Недействительность сделок. | Лекция | - | Лекция с элементами дискуссии и постановкой проблем, с использованием метода провокации | ОК-3, ОК-4, ПК-4-6, ПК-15 |
Практическое занятие | - | Позитивное комментирование ответов студентов; анализ конкретных ситуаций | ||
Тема 9. Осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей. Представительство. Доверенность. | Лекция | Традиционная | - | ОК-2-4, ПК-7 |
Практическое занятие | - | Позитивное комментирование ответов студентов; составление доверенности. | ||
Тема 10. Сроки. Исковая давность. | Лекция | Традиционная | - | ОК-2, ПК-4, ПК-6 |
Практическое занятие | - | Творческие задания; работа в малых группах. | ||
Тема 11. Гражданско-правовая ответственность. | Лекция | Традиционная | - | ОК-9, ПК-2, ПК-6 |
Практическое занятие | - | Анализ конкретных ситуаций | ||
Раздел 2. | ||||
Тема 12. Вещное право. Общие положения о праве собственности. | Лекция | Традиционная | - | ОК-3, ПК-2, ПК-5 |
Практическое занятие | - | Составление схем; подготовка обзора научной литературы по теме | ||
Тема 13. Право частной собственности. | Лекция | Традиционная | - | ОК-9, ПК-6 |
Практическое занятие | Традиционное | - | ||
Тема 14. Право государственной и муниципальной собственности. | Лекция | Традиционная | - | ОК-8, ПК-4 |
Практическое занятие | Традиционное | - | ||
Тема 15. Право общей собственности. | Лекция | Традиционная | - | ПК-4-6 |
Практическое занятие | - | Позитивное комментирование ответов студентов; анализ конкретных ситуаций | ||
Тема 16. Ограниченные вещные права. | Лекция | Традиционная | - | ОК-3, ПК-6 |
Практическое занятие | - | Составление таблиц, схем; мозговой штурм; подготовка обзора научной литературы по теме | ||
Тема 17. Защита права собственности и других вещных прав. | Лекция | Традиционная | - | ПК-1, ПК-5-7 |
Практическое занятие | - | Анализ конкретных ситуаций; составление процессуальных документов | ||
Тема 18. Общие положения об обязательственном праве и обязательстве. | Лекция | Традиционная | - | ОК-8, ПК-2, ПК-7 |
Практическое занятие | Традиционное | - | ||
Тема 19. Исполнение обязательств. | Лекция | Традиционная | - | ПК-5-7 |
Практическое занятие | - | Анализ конкретных ситуаций; подготовка обзора научной литературы по теме | ||
Тема 20. Понятие и способы обеспечения исполнения обязательств. | Лекция | Традиционная | - | ПК-4-7 |
Практическое занятие | - | Позитивное комментирование ответов студентов; составление юридических документов | ||
Тема 21. Ответственность за нарушение обязательств. | Лекция | Традиционная | - | ОК-9, ПК-2, ПК-6 |
Практическое занятие | - | Анализ конкретных ситуаций | ||
Тема 22. Прекращение обязательств. | Лекция | Традиционная | - | ОК-3, ПК-6 |
Практическое занятие | - | Анализ конкретных ситуаций; мозговой штурм; составление схем | ||
Тема 23. Общие положения о договоре. | Лекция | Традиционная | - | ОК-8, ПК-7, ПК-15 |
Практическое занятие | - | Составление гражданско-правового договора; работа в малых группах. | ||
Тема 24. Общие положения о праве интеллектуальной собственности. | Лекция | - | Лекция - электронная презентация | ОК-8, ПК-2 |
Практическое занятие | Традиционное | - | ||
Тема 25. Авторское право и смежные права. | Лекция | - | Лекция - электронная презентация | ОК-1, ОК-8, ПК-15 |
Практическое занятие | - | Анализ конкретных ситуаций; подготовка обзора научной литературы по теме | ||
Тема 26. Промышленная собственность. Патентное право. | Лекция | - | Лекция - электронная презентация | ОК-9, ПК-6, ПК-15 |
Практическое занятие | Традиционное | - | ||
Тема 27. Исключительные права на средства индивидуализации товаров, услуг и их производителей. | Лекция | - | Лекция - электронная презентация | ОК-1, ПК-6 |
Практическое занятие | - | Составление схем и таблиц; работа в малых группах | ||
Тема 28. Понятие и виды нематериальных благ. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав. | Лекция | Традиционная | - | ОК-3, ПК-6, ПК-15 |
Практическое занятие | - | Составление схем; подготовка обзора научной литературы по теме | ||
Тема 29. Общие положения наследственного права. | Лекция | Традиционная | - | ОК-2, ПК-15 |
Практическое занятие | Традиционное | - | ||
Тема 30. Наследование по завещанию. Наследование по закону. | Лекция | Традиционная | - | ОК-1, ОК-4, ПК-7 |
Практическое занятие | - | Анализ конкретных ситуаций | ||
ИТОГО: | 10 часов |
|
|
|
|