Радиограмма Российского Общества Красного Креста Международному Комитету Красного Креста

4 ноября 1920 г.

Подтверждаем получение Вашей телеграммы от 20 октября №92. Несмотря на гуманный характер деятельности Американского Красного Креста, распространяющейся исключительно на части России, занятые белогвардейцами, нам трудно усмотреть что-либо гуманное в насильственном увозе детей и принуждении их совершать кругосветное путешествие. Мы располагаем свидетельствами очевидцев о плохом обращении, которому подвергаются этн дети со стороны агентов Американского Красного Креста в России, н о возмутительной эксплуатации этих детей в коммерческих целях.

Председатель Российского Общества

Красного Креста

Соловьев

Печат, по арх.

170. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании *

9 ноября /920 г.

В ноте лорда Керзона Российскому Правительству от 9-го октября Британское Правительство настаивает на немедленном прекращении всех враждебных действий и пропаганды, якобы направленных против Британской Империи на Востоке, основывая эти требования на соглашении, предложенном британской нотой от 30-го июня ** и принятом Российским Правительством в его ноте от 7-го июля ***. Одновременно Британское Правительство заявляет, что оно будет требовать от Советского Правительства «добросовестного выполнения его обязательств» и что оио в свою очередь «снова подтверждает свою верность взаимным обязательствам, одновременно ими принятым».

* Передана через Председателя Советской Торговой делегации в Лондоне Л. Б. Красина на имя Министра Иностранных Дел Великобритании Керзона.

** См. стр. 17—19. *** См. док. № 6.


Во избежание каких-либо недоразумений Российское Правительство считает необходимым повторить, что проведение в жизнь взаимного соглашения на основе нот от 30-го июня и 7-го июля неотделимо и зависит от заключения торгового соглашения между Российским и Британским Правительствами. Это ясно вытекает из самого текста британской ноты от 30-го июня, в которой Британское Правительство требует категорического ответа от Российского Правительства, «готова ли Россия заключить торговое соглашение с Британской Империей и другими державами на следующих условиях», после чего в йоте следует перечисление этих условий, а именно: взаимное прекращение враждебных действии и пропаганды, обмен военнопленных и т. п. Поэтому ие подлежит никакому сомнению, что само Британское Правительство в соответствии со своей нотой от 30-го июня рассматривало содержащиеся в ней обязательства зависимыми от заключения торгового соглашения и, следовательно, считало, что пункты относительно пропаганды, враждебных действий, военнопленных и признания Российским Правительством некоторой категории частных долгов должны считаться вступающими в силу лишь в том случаев только тогда, если и когда торговое соглашение между этими обеими странами будет заключено и вступит в силу.

Такого же взгляда придерживалось и продолжает придерживаться Российское Правительство. Желая ускорить проведение в жизнь соглашения, предложенного Британским Правительством в его ноте от 30-го июня, Российское Правительство в ноте от 6-го октября, посланной г, Красиным лорду Керзону*, просило Британское Правительство назначить срок возобновления торговых переговоров и в то же время заявило о своей готовности освободить всех британских подданных, задержанных в России, даже не дожидаясь заключения торгового соглашения, хотя фактически ничто' не обязывало его поступать таким образом. Британское Правительство не дало определенного ответа на вопрос о возобновлении торговых отношений, но поставило это.возобновление в зависимость не только от подтверждения Российским Правительством обязательств, вытекающих из обмена нотами от 30-го июня и 7-го июля, но также от согласия с толкованием этих обязательств, содержащихся в ноте лорда Керзона от 9-го октября.

Российское Правительство уже заявляло и теперь повторяет, что оно согласно принять соглашение от 30-го июня и 7-го июля во всем его объеме и выполнять его со всей добросовестностью и точностью. Российское Правительство заявляет далее, что оио будет считать вышеупомянутое соглашение

* Нота была направлена Ллойд-Джорджу, см. док. № (28.


вступившим в силу только в его полном объеме, т. е. после подписания торгового соглашения. Российское Правительство считает, что Британское Правительство в данное время, т. е. до подписания торгового соглашения, не имеет какого-либо права основывать на соглашении от 30-го июня и 7-го июля какие-либо протесты против действий и политики Российского Правительства на Востоке, против которых оно могло бы возражать.

Российское Правительство в свою очередь также могло бы привести многочисленные доказательства крайне недружелюбной политики Британского Правительства по отношению к Российской Республике за последние несколько месяцев. Но оно воздерживается от этого, ожидая заключения торгового соглашения. Российское Правительство твердо убеждено, что окончательное устранение поводов к обоюдным жалобам и протестам возможно только при.дальнейшем развитии и приведении в более конкретную форму условий соглашения от 30-го июня и 7-го июля, относящихся к воздержанию обеих сторон от враждебных действий и пропаганды. Целью Российского Правительства является с полной ясностью определить свои отношения к Британскому Правительству и устранить всякую возможность двусмысленного или неправильного понимания или толкования обязательств, принятых обеими сторонами. Однако конкретное решение этих задач не может быть осуществлено путем обмена нотами, а требует личных официальных переговоров между уполномоченными делегатами и экспертами, назначенными обоими Правительствами.

К сожалению, Российское Правительство вынуждено указать на тот факт, что приведение в исполнение соглашения 30-го июня — 7-го июля замедлилось из-за позиции, занятой Британским Правительством, уклонившимся от необходимых переговоров и оттягивавшим их, возражая против личного состава Российской делегации и настаивая на отводе некоторых ее членов или отказывая им во въезде. Несмотря на это, Российское Правительство, побуждаемое искренним желанием достигнуть скорейшего установления прочных дружественных отношений, вновь предлагает Британскому Правительству немедленно по заключении торгового соглашения начать необходимые переговоры по упомянутым выше пунктам, Относящимся к политическому соглашению. Российское Правительство не сомневается, что эти переговоры приведут к результатам, желательным для обеих сторон, н оио готово с этой целью направить политическую делегацию в Англию или в другую страну по взаимному согласию.

[Красин]

Печат. по арх. Опубл. в бюлл. «Soviet Russia», vol. ill, December //, 1920, p. 595.


В упомянутой ноте Правительства Великобритании от 9 октября 1920 г говорилось:

«Я получил через г. Красина ответ Советского Правительства на мою ноту от 1-го октября* относительно условий, составляющих предпосылку тля заключения торгового соглашения. Думаю, что не ошибусь, усматривая в этом ответе доказательство искреннего желания Советского Пра-пительства выполнять те условия, которые оно само приняло 7-го июля сего года **.

Немедленное и полное выполнение этих обязательств, однако, не облегчалось бы. а наоборот, может быть, было бы отсрочено пространными •шалектическими спорами по многочисленным пунктам, затронутым в советском ответе Некоторые из этих возражений представляются тривиальными и несущественными. Другие либо основаны на ошибочных сведениях, либо далеко отступают от фактов.

Например, абсурдно утверждать, что с 30-го июня до отправки моей недавней ноты Британское Правительство никогда не возвращалось к упоминаемым ранее условиям. Естественно, они не упоминались техническими экспертами, специально назначенными для этой цели н чисто торговых переговорах с г. Красиным. Но они служили основой постоянных протестов, жалоб и обращений относительно британских пленных и большевистских действий в Персии и других местах, которые были направлены и г. Красину, и г. Литвинову, и Советскому Правительству.

Никогда не было пи малейшего сомнения, что Британское Правительство имело в виду выполнение этих условий и намеревалось на этом настаивать; оно не желает также делать упрек Советскому Правительству в том, что его намерения не были столь же искренними.

В русском ответе делается попытка утверждать, что именно Британское Правительство в отношении Польши, Данцига, ген. Врангеля и русских подданных не выполняло своих обязательств воздерживаться о г враждебных действий против Советской России. Эти предположения в каждом отдельном случае яппо противоречат фактам. Всем хорошо известно, что Великобритания больше, чем какая-либо другая держава, стремилась к установлению мира между Советской Россией и Польшей. Она была призвана выполнить свои собственные договорные обязательства в отношении своих союзников лишь вследствие недобросовестности, которая характеризовала как военные, так и дипломатические шаги советских властей.

Что касается обвинения в использовании Данцига для переправки военного снаряжения, то составители советской ноты забыли, что это было обязательством, возложенным на союзников Версальским договором.

Заявления о ген. Врангеле также всецело противоречат фактам, и каждое из них может быть без труда объяснено или опровергнуто. Если бы Правительство Его Величества предоставляло этому генералу ту помощь, о которой говорится -в русском ответе, то положение в Южной России, вероятно, значительно отличалось бы от того, которое существует там в настоящее время.

Что'касается репатриации русских подданных, то Великобритания не щадила усилий, чтобы довести эту задачу до успешного завершения. Все замеченные случаи задержки являлись лишь следствием постоянно меняющихся требований и недостаточно точных данных советских властей.

Британское Правительство поэтому возражает против утверждения, будто с его стороны были какие-то отступления от основных условий соглашения, принятого в июле. Напротив, оно подвергалось широкой критике по поводу того уже чрезмерного терпения, с которым оно продолжало вести торговые переговоры с делегацией г. Красина и которое встретило весьма недостаточную взаимность, а в случае с г. Каменевым было

* См док. № 128 и стр. 242—244. ** См. док. № 6 и стр. 17—19.


вознаграждено открытым нарушением главного условия, под которым он был допущен как гость в нашу страну

В течение всего этого периода Советское Правительство не только невнимательно относилось к вопросу о возвращении британских пленных— оно и теперь, но-видимому, имеет крайне недостаточное представление о тех глубоких и ожрсточрнных чувствах, которые этот вопрос возбудил в нашей стране,— но, явно нарушая свои обещания, оно продолжало посылать и в данный момент посылает русские войска в Персию; оно осуществляет военный заговор, сопровождаемый отправкой значительного количества большевистских войск, сообща с турецкой националистической партией в Малой Азии — движением, явно направленным против британских интересов; оно угрожало и продолжает угрожать походом на Хорасан, оно создало обширную организацию в Ташкенте для организации сил Центральной Азии с целью нападения на сферу британских интересов; оно устроило революцию в Бухаре с той же целью; оно в течение многих месяцев держит ряд посланников в Афганистане, которые заняты попыткой заключить с эмиром Афганистана договор, целью которого явно является возбуждение восстания среди туземных племен на границе Индии. На съездах, организованных в Москве, в Баку и в других местах, оно подняло настоящий ураган пропаганды, интриг и заговоров против британских интересов и британской власти в Азии. Большие суммы денег тратились и нее еще тратятся на антибританскую пропаганду во всех этих странах, и эти операции в одних случаях происходили открыто, в других — тайно, темными путями, в то время когда русские представители пользовались гостеприимством Британского Правительства и вели дружественные переговоры с британскими делегатами в Лондоне.

Таково положение, которому должен наступить конец, если торговые переговоры, которым обе стороны придают столько значения, должны быть завершены. Правительство Его Величества не желает заниматься дальнейшими пререканиями с советскими представителями, и оно с удовольствием воздержалось бы от вышеуказанного перечня, если бы оно не было вынуждено к этому извращенным изложением последних событий в советской ноте, на которую является ответом настоящая нота. В данный момент несравненно важнее позаботиться о точном и полном соблюдении обязательств, которые уже категорически были подтверждены С своей стороны Правительство Его Величества будет искренне придерживаться обязательств, которые оно взяло на себя в своей ноте от 30 июня Вследствие этого оно предлагает следующие меры, на основании которых эти обязательства и обязательства Советского Правительства теперь могут быть быстро и эффективно выполнены

[ Пленные

В числе русских подданных, ожидающих возвращения на родину в различных частях Британской Империи, имеется группа г Бабушкина и несколько других в Великобритании, 14 человек в Канаде и несколько лиц в Индии, желание которых вернуться на родину до сих пор не выяснено, но может быть удовлетворено, как только о нем будет заявлено; кроме того. 129 человек, ожидающих репатриации в Кантаре в Етипте, насчет якобы тяжелого положения которых нам ничего неизвестно, но срочно наводятся справки. Если в Константинополе, как утверждается, находятся еще какие-либо из них,—хотя мы сегодня утром по телеграфу были уведомлены, что таковьи там нет. — и если кто-либо из них находился в Батуме во время его оккупации британскими властями, то они могут быть возвращены.

С другой стороны, в России, согласно недавно просмотренным спискам чатержаны следующие британцы

a) Сибирская миссия — (5;

b) пленные в Баку — 72;


c) гражданские пленные, так называемые «серьезные преступники» — 12-15,

d) частные лица, желающие вернуться на родину — 220.

Относительно упомянутых категорий пленных Правительство Его Величества делает следующее предложение. Оно примет меры, чтобы устроить их проезд в Ригу или Ревель, в зависимости от того, как будет удобнее для г. Бабушкина и его друзей и для всех русских и Великобритании, желающих уехать до 20-го октября. Меры будут приняты по соглашению с латвийским или эстонским правительствами, чтобы они были задержаны в распоряжении Правительства Его Величества в порту при. бытия до того момента, когда Правительство Его Величества Г>удет уведомлено, чго 15 членов Сибирской военной миссии и «серьезные преступники» перешли русскую границу. Среди последних находится следующие:

В Петрограде: Макензи Кенэди, Исайа, Слэс Генрн, Винтер Мэри, Дик Альберт, Вильям, Сайке Горацио, Джонсон Виктория.

В Москве: Макферсон Нора, Максвелл Джэймс, Максвелл Энпи, Гиб-сон Джордж; профессор Шарп Вильсон, ранее находившийся в тюрьме и местопребывание которого неизвестно; Аткннс Джоблинг, Уорди Роппер Анни.

Таким же образом все русские приверженцы Советского Правительства в Египте и Константинополе, известные Правительству Его Величества, будут направлены в Одессу как только меры для их пересылки будут приняты. Точный срок будет объявлен представителю Его Величества в Тифлисе, который также будет уполномочен немедленно войти в сношение с представителем Азербайджана в этом городе для того, чтобы освобождение британских пленных в Баку могло совпасть со сроком прибытия транспорта в Одессу.

14 русских, задержанных и Канаде, немедленно будут доставлены в Англию для отпраплеиии и Россию; будет оказано содействие возвращению па родину также' всех других русских па территориях под британским ко|прочем, о ко юр им уже имеются сведения, что они желают возвратиться и Соиетскую Россию или которые будут ука^ны Правительству Его Величества в будущем

С своей стороны Советское Правительство должно объявить всем британским подданным, имена которых переданы ему или могут быть переданы в будущем, что они могут выехать из России с их движимым имуществом, причем в удовлетворительных условиях переезда. Не ожидается, что нее они пожелают уехать, но, вероятно, подавляющее большинство их изъявит такое желание. По отношению к отдельным лицам, которых в некоторых случаях, возможно, будет трудно разыскать, Правительство Его Величества должно принять заверение Советского Правительства, что оно предполагает действовать справедливо.

Что касается британских пленных в Баку, по вопросу о которых Советское Правительство отвергает обвинение, что оно когда-либо налагало вето на их осообождение, то Советское Правительство более не может уклоняться от ответственности ввиду того факта, что оно только что заключило военный и экономический союз с Азербайджанской Советской Республикой, в силу чего произошло полное слияние между -этими двумя Правительствами не только в сфере военного командования, но и в отношении всех местных организаций, транспорта и продовольствия, торговли и финансов

Г. Красин в своем ответе заявляет, что Советское Правительство уполномочило г Литвинова уладить вопрос об обмене пленными. Сведения в печати указывают, что этот господин теперь возвращается в Россию Во всяком случае Правительству Его Величества невозможно было бы терпеть повторение топ волокиты, продолжающейся уже более года, которая была следствием избрания Советским Правительством для этой цели г. Литвинова в качестве своего посредника. Для Правительства Его Величества безразлично, кто из русских правительственных лиц будет


руководить этими мерами и проводить их в жизнь. Но, кажется, можно найти веские причины для того, чтобы это дело было передано кому-нибудь в Москве, а не представителю, находящемуся на далеком расстоянии, в нейтральной стране.

II Пропаганда и враждебные действия

Правительство Его Величества отмечает, что Советское Правительство готово полностью признать соглашение, намеченное в британской ноте от 30 июня, и провести в жизнь все пункты этого соглашения. Необходимо повторить, что уверения, заключающиеся в этих пунктах, относятся не толыш к репатриации, но также к воздержанию от враждебной пропаганды, прямой или косвенной, и в особенности от военных действий il пропаганды, направленной против британских интересов или Британской Импернн в Азии. Выполнение этого обещания, к отношении которого Советское Правительство теперь подтвердило свое обязательство, означает немедленное прекращение тех разнообразных действий, которые были перечислены в предыдущей части этой ноты

Правительство Его Величества будет требовать от Советского Правительства добросовестного выполнения его обязательств, и со своей стороны снова подтверждает свою верность взаимным обязательствам, одновременно ими принятым.

Советское Правительство в заключении своей ноты ставит вопрос, когда Британское Правительство будет готово возобновить торговые отношения. На это дается ответ, что это произойдет, как только британские подданные, перечисленные выше под категориями a, b и с, перейдут русскую границу на суше или на море и когда будет ясно, что не будет никаких препятствий к освобождению остальных британских подданных, перечисленных под категорией d, a также, когда Советское Правительство примет толкование, которое в этой ноте дается более общим гарантиям, заключавшимся в ноте от 30 нюня и еще раз категорически подтвержденным теперь советскими властями».

171. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании *

9 ноября 1920 г.

Российское Советское Правительство настоящим обращает внимание Британского Правительства на крайне неудовлетворительное положение, в котором в настоящее время пребывают переговоры о возобновлении торговых сношений и о восстановлении нормальных отношений между обеими странами.

Прошло уже более 10 месяцев с тех пор, как Союзный Верховный Совет обратился с предложением к Российскому Советскому Правительству вступить в переговоры относительно возобновления экономических сношений48, и более 4 месяцев с тех пор.-кяк посредством начатого по инициативе Британского Правительства обмена нот было достигнуто формальное соглашение, определяющее условия, на которых должна была

* Передана по радио на имя Министра Иностранных Дел Великобритании Керзона.


возобновиться торговля и должно было быть приступлено к мирным переговорам между Великобританией и Россией.

В течение всего этого времени Советское Правительство действовало с такой готовностью и проявляло такой примирительный дух и такую лояльность, которые ясно доказали его искреннее стремление к миру и к мирному труду. Несмотря на все нападения, враждебные кампании и заговоры, устраиваемые против него союзниками с момента перехода в его руки власти ровно три года тому назад, Российское Советское Правительство тем ие менее было готово забыть и простить все старые обиды для того, чтобы дать мир и возможность возрождения не только своей многострадальной родине, но и всей остальной Европе, а также Азии, измученным неслыханными бедствиями последних войн. Несмотря на то, что иа Россию нападали враги, получавшие оружие и деньги и моральную помощь от Великобритании, ие нашедшей для них ни одного порицающего и сдерживающего слова даже и во время ведения фактических переговоров с представителями Советского Правительства, последнее продолжало проявлять на деле величайшее терпение и действительное стремление к миру, которым оно одушевлено.

К своему крайнему сожалению, Советское Правительство должно отметить тот факт, что в отношении к нему не было проявлено такого же стремления со стороны Британского Правительства. Напротив, оно было свидетелем того, как все препятствия, какие только можно себе представить, воздвигались для того, чтобы помешать успеху переговоров, и многократно приходилось ему чувствовать, что Бритаиское Правительство как будто не только далеко от желания достигнуть удовлетворительного разрешения спорных вопросов, но даже ищет предлога для оттяжки переговоров или даже для полного их срыва. Последнее иллюстрируется высокомерным тоном многих нот Британского Правительства, небывалым в истории дипломатических сношений двух суверенных государств обыкновением его предъявлять Советскому Правительству ультиматумы при каждом удобном и неудобном случае, многочисленными попытками повлиять на выбор российских делегатов и исключить из состава делегаций всех политических представителей Советского Правительства для того, чтобы поставить его в невыгодное положение во всех политических дискуссиях, которые Британское Правительство само же постоянно виосило в переговоры, целью которых первоначально предполагалось сделать, по крайней мере в первый их период, исключительно экономические вопросы.

Обструкционный характер политики Британского Правительства проявлялся равным образом и в многочисленных попытках оттянуть переговоры под всякими предлогами, какие только можно вообразить.


Первую крупную проволочку Британское Правительство создало необычным в практике международного права распространением, как в случае с г-ном Литвиновым, на каждого участника торговых и мирных переговоров понятия о необходимости персонального их одобрения правительством, к которому они посылаются.

Далее проволочка была вызвана введением в экономические переговоры целого ряда не относящихся к ним политических вопросов, как-то: об обмене пленными и о политической пропаганде, по отношению к которым глава Делегации, состав которой был таким образом урезан, Красин не располагал необходимыми сведениями или же не имел надлежащих полномочий.

Затем, несмотря на заключение соглашения, содержащего в себе основные принципы торгового договора, внезапно был выдвинут польский вопрос, являющийся вопросом исключительно политическим, и был выставлен в качестве предлога для дальнейшей отсрочки экономических переговоров и даже для отказа в разрешении вернуться в Англию г-ну Ротштейну, члену Делегации, выехавшему в Москву с одобрения Британского Правительства для доклада о ходе переговоров. Британское Правительство в то время придерживалось языка ультиматумов и угроз, не имевшего ничего общего с той целью, для которой Советская делегация была приглашена в Лондон. Однако и тогда, когда советские войска эвакуировали польскую территорию и непосредственно предстояло заключение предварительного мира между Россией и Польшей, экономические переговоры все-таки не были возобновлены, и вместо того Председателю Делегации Каменеву было предложено покинуть Англию по совершенно необоснованному обвинению во вмешательстве во внутренние дела страны.

Продолжая блокаду России путем невыдачи разрешений на вывоз товаров, предназначавшихся для России, и даже путем захвата пароходов с грузами, предназначенными для русских гаваней, как это имело место с итальянским пароходом «Анкона», Британское Правительство тем не менее потребовало от Советского Правительства выполнения взятых им на себя обязательств по освобождению пленных и по прекращению пропаганды, каковые обязательства должны были вступить в силу лишь по заключении торгового соглашения и по завершении политических переговоров, которые, к сожалению, были прерваны Британским Правительством с момента высылки господина Каменева из Англии.

Британское Правительство решилось даже предложить Советскому Правительству принудительные меры к независимой Азербайджанской Республике в вопросе об освобождении некоторых британских пленных, за задержание которых Советское Правительство не является ответственным, н Совет-


екое Правительство, действуя в качестве посредника перед Азербайджанским Правительством, добилось освобождения этих пленных. Тем не менее оно и до сих пор еще ничего не слышит о возобновлении переговоров для осуществления торгового соглашения, заключенного еще 7-го июля*. Действительно, некоторые из недавних заявлений членов Британского Правительства, сделанные ими в палате общин, производят впечатление, будто бы ищут новых предлогов для дальнейшей отсрочки заключения этого соглашения.

Не для того, чтобы выступить с обвинениями, Советское Правительство считает нужным напомнить обо всех этих актах Британскому Правительству. Теперь, как и раньше, Советское Правительство воодушевлено исключительным желанием дать своей стране мир и восстановить его во всей Восточной Европе и в Азии и, перечисляя вышеупомянутые инциденты, оно лишь желает показать, что оно не несет никакой ответственности за бесконечные проволочки в достижении жоиомического и политического соглашения с Британским Правительством, долг которого в настоящее время, казалось бы, состоит в тем, чтобы доказать Советскому Правительству, британскому пароду и всему миру, искренно ли оно в своих заявлениях о том, что оно стремится к миру и к экономическому возрождению.

Приложив все усилия к тому, чтобы удовлетворить желание Британского Правительства по ричпмм вопросам, проявив упорное терпение по отношению к многочисленным провокационным выступлениям и, наконец, понеся расходы и преодолев неудобства, связанные с отправкой в Лондон и содержанием там в течение почти семи месяцев Делегации, члены которой крайне нужны в самой России, где важнейшая работа требует преданного и энергичного сотрудничества каждого российского гражданина, Советское Правительство считает, что было бы недопустимо далее оттягивать дело таким образом, каким оно оттягивалось в течение последних десяти месяцев, и что если Британское Правительство не согласно приступить к переговорам об окончательном торговом соглашении, оно, к сожалению, сочтет себя вынужденным сознаться, что его длительные усилия, несмотря на его добрую волю, потерпели и на этот раз такую же полную неудачу, как п до сих пор, из чего оно сделает соответствующие выводы.

Оно поэтому предлагает Британскому Правительству дать прямой и скорый ответ на вопрос, готово ли оно принять его предложения немедленно же приступить к переговорам для достижения вышеуказанных целей. Ввиду громадной важности затронутых вопросов Советское Правительство надеется получить удовлетворительный ответ и, кроме того, ожидает, что

* См, док. № G и стр. 17—19.


за торговым соглашением немедленно же последуют или его будут сопровождать переговоры о заключении мира и о восстановлении нормальных сношений, через посредство соответствующим образом составленных и уполномоченных делегаций, назначенных обеими сторонами по собственному усмотрению, н что Британское Правительство согласится на то, чтобы конференция имела место в Лондоне или в каком-либо нейтральном городе, избранном по взаимному соглашению.

Народный Комиссар по Иностранным Делам

Чичерин

Печс. по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 255(1102), 13 ноября 1920 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: