Нота Председателя Советской Торговой делегации в Лондоне Премьер-Министру Великобритании Ллойд-Джор-джу

20 декабря 1920 г.

Г-iH Красин свидетельствует свое уважение достопочтенному Давиду Ллопд-Джорджу п счщиет, 'по с целью ускорении юр гоны х переговоров и Пьк* I ро) о заключения Англо-Российского тргового соглашения было бы полезным сообщить лично г-ну Ллойд-Джорджу об основных разногласиях, мешающих сейчас полному взаимопониманию. Г-н Красин считает также своим долгом сообщить Премьер-Министру о позиции Российского Правительства по наиболее важным вопросам, вызывающим разногласия.

!. Британский проект торгового соглашения содержит преамбулу, с которой Российское Правительство не может согласиться. Эта преамбула, содержащаяся в британском проекте, имеет своей целью заложить основу для торгового соглашения. Но такая основа уже была заложена в британской ноте от 30 июня*, на которую Российское Правительство ответило согласием в своей ноте от 7 июля**.

Преамбула британского проекта торгового соглашения очень существенно отличается от условий, предусмотренных в ноте от 30 июня и, кроме того, содержит некоторые односторонние положения, которые не могут быть приняты или выполнены ни одним правительством.

Различие между текстами британской преамбулы к торго вому соглашению и британской ноты от 30 июня ясно показано в приложение к настоящей ноте.

* См стр 17- 19. ** См. док. Nu 6.

3Ü9


Позиция Российского Правительства по этому вопросу заключается в следующем:

Основа торгового соглашения была сформулирована самим Британским Правительством в его ноте от 30 июня и поэтому очевидно, что установленные тогда условия и по форме и по содержанию включают все потребности Британского Правительства. В своей ноте от 7 июля Российское Правительство сообщило о своем принятии этих условий. Поэтому Российское Правительство считает, что необходимо лишь подтвердить без каких-либо изменений условия, содержащиеся в британской поте от 30 июня. Учитывая то соображение, что условия, установленные в этой ноте (со ссылкой иа взаимное воздержание от враждебных действий, прекращение пропаганды, освобождение заключенных и признание некоторых категорий частных долгов), не относятся к самому торговому соглашению, нет необходимости включать их в торговое соглашение. Вполне достаточно сослаться на обязательства, принятые на себя Правительствами в результате обмена йотами от 30 июня и 7 июля. Если, однако, Британское Правительство считает, что условия, содержавшиеся в ноте от 30 июня, нуждаются в изменении или дополнении, Российское Правительство не отказывается обсудить такие изменения или дополнения на специальной конференции, созванной сразу же после подписания торгового соглашения.

2. Вполне очевидно, что само торговое соглашение должно быть составлено таким образом, чтобы позволить действительное возобновление торговли между обеими странами.

В какой степени может быть развита торговля между двумя странами, если суда, собственность и средства одной стороны могут в любой момент подвергнуться опасности конфискации или аресту в другой стране?

Российское Правительство считает, что в таких условиях регулярная торговля была бы исключена, но именно в таком положении, согласно условиям британского проекта, будут находиться в Англии суда, товары и средства Российского Правительства. В любой момент любое частное лицо сможет даже без справедливой претензии добиться наложения ареста или секвестра на российскую собственность в Великобритании,

Есть только две альтернативы:

Либо порядок вещей, предусмотренный британским проектом, сохранится и в будущем — ив этом случае Российское Правительство не сможет экспортировать в Англию какие-либо товары или ценности, — либо Российское Правительство должно получить в самом тексте соглашения гарантию того, что до взаимного урегулирования претензий обеих сторон на будущей конференции, посвященной вопросам общего мира, собственность Российского Правительства не будет подвергаться конфискации нли аресту в Англии!


Учитывая разъяснения Британского Правительства относительно того, что суды в Великобритании являются независимыми, единственный способ добиться этого заключается, по мнению г-на Красина, в том, чтобы Британское Правительство внесло в Парламент специальный законопроект о моратории, предусматривающий, что урегулирование всех претензий частных британских лиц по отношению к России или российским гражданам откладывается до тех пор, пока этот вопрос не будет решен Мирной конференцией.

Принятие такого законопроекта о моратории явилось бы, по мнению Российского Правительства, вполне естественным шагом, поскольку на нынешнем этапе переговоров уже достигнута договоренность о моратории в отношении взаимных претензий обоих государств, урегулирование которых должно быть отложено впредь до мирных переговоров.

Российскому Правительству очень трудно понять, каким образом в момент, когда оба Правительства соглашаются отложить урегулирование взаимных претензий, с тем чтобы обеспечить немедленное установление торговых связей между двумя пародами, установление торговых связей может ставиться под угрозу по той причине, что некоторые частные лица считают необходимым обращаться в суд со своими претензиями по отношению к Российскому Правительству, независимо от гого, являются ли эти претензии разумными или неразумными.

Поэтому в российском проекте предлагается, чтобы Британское Правительство внесло в Парламент законопроект о моратории в течение одного месяца после подписания торгового соглашения.

Очевидно, что отказ пойти на такой шаг сделал бы ведение торговли между обеими странами фактически невозможным.

3. Ввиду особых условий, существующих в России в результате интервенции и блокады, торговля в течение первых месяцев сможет вестись только на основе золотых фондов, принадлежащих Российскому Правительству. Важным условием использования этого золота является то, чтобы Российское Правительство могло реализовывать свое золото по полной цене, преобладающей на мировом рынке. Для этого, по мнению финансовых экспертов, необходимо, помимо отсутствия на британском рынке какой-либо особой дискриминации против российского золота, получить экспортные лицензии на золото, ввезенное в Англию из России, как предусмотрено в пунктах И и 12 русского проекта торгового соглашения.

Основное возражение, которое выдвигается против этого предложения, заключается в том, что Британское Казначейство не может менять своей политики в отношении золота из-за торгового соглашения с Россией. Но следует учесть, что


поскольку Российское Правительство просит о выдаче экспортных лицензий только на золото, ввезенное в Англию из России, то политика Британского Казначейства в отношении золота не будет ни в коей мере задета выдачей Российскому Правительству экспортных лицензий. Российское Правительство получило бы право экспортировать только золото, которое оно само ввезло в Англию, и золотой резерв Великобритании ни в малейшей степени не пострадает в результате такой меры.

4. Некоторые существенные разногласия существуют также в вопросе о способе и времени денонсации торгового соглашения. Учитывая желания русского народа. Российское Правительство стремится к установлению с британским народом постоянных дружественных торговых связей. Поэтому первоначальное русское предложение, сделанное г-ном Красиным в беседе с Ллойд-Джорджем, предусматривало определенный срок действия торгового соглашения без каких-либо специальных положений о денонсации. Учитывая, однако, желания Британского Правительства, Российское Правительство не возражает против предоставления каждой стороне права денонсировать торговое соглашение, если у нее будут основания жаловаться на серьезное нарушение основы, заложенной в условиях торгового соглашения; но, учитывая жизненно важные интересы обоих народов, необходимо предусмотреть на этот случай период, в течение которого между обеими сторонами все еще смогут осуществляться нормальные торговые связи в соответствии с торговым соглашением.

Российское Правительство предлагает 12-месячный срок в качестве минимального периода для этой цели, считая, что трехмесячный срок, предложенный первоначально Британским Правительством, и предложенный позднее шестимесячный срок являются слишком короткими.

Российская Делегация не выдвинула никаких предложений по основным вопросам, которые не были бы представлены Британскому Кабинету во время второй встречи британских министров с г-ном Красиным, которая состоялась 7 июня.

Русские предложения воплощены теперь в русском проекте торгового соглашения, который был представлен Британскому Правительству 13 декабря. Ни один из пунктов русского проекта не рассматривается как окончательный, и Российское Правительство будет, несомненно, готово обсудить любые поправки к любому из этих пунктов, при условии сохранения изложенных выше общих принципов.

Российское Правительство дало г-ну Красину указание принять все необходимые меры для того, чтобы ускорить завершение переговоров, и г-н Красин позволяет себе в заключение выразить свою уверенность в то-м, что Британское


Правительство, со своей стороны, пойдет навстречу упомянутым пожеланиям и заключит торговое соглашение, восстановив, таким образом, торговые связи между обеими странами на широкой и прочной основе.

[Красин]

Приложение к ноте

Преамбула

(a) Что каждая Сторона воздерживается от враждебных действий или мер против другой Стороны и от проведения за пределами своих собственных границ любой (официальной) пропаганды, прямо или косвенно направленной против.институтов другой Стороны, и что, в частности, Советское Правительство отказывается и воздерживается от любых враждебных действий или пропаганды и оказания содействия враждебным действиям или пропаганде в Соединенном Королевстве или в любой части Британской Империи против институтов Британской Империи, а также от любых попыток поощрения любого из народов Азии, путем действий в военной, дипломатической или любой другой форме или пропаганды, к враждебным действиям в какой-либо форме против британских интересов или Британской Империи, особенно в районах Каиказа и Малой Азии, Персии, Афганистана и Индии, и будет также удерживать российских граждан от любых таких действии или пропаганды

(b) Что все британские подданные в России (немедленно) получают разрешение на возвращение домой, и что всем российским гражданам в Великобритании или в других час-тих Британской Империи, желающим вернуться в Россию, будет подобным же образом разрешено сделать это. (Будут освобождены).

Слова в скобках содержатся в ноте от 30 июня, но их нет в проекте соглашения. Подчеркнутые слова есть в проекте соглашения, «о их нет в ноте от 30 июня.

Пункт 8

Британский проект Британская н о т <j

торгового соглашения от 30 июня 1920 г.

Тем временем и без ущерба 3. Что Советское Правитель-

для приведенных выше поло- ство, в ответ па соотвстству-

жений Российское Советское ющее обязательство Британ-

Правительство заявит, что ского Правительства, согла-

очо признает свою ответст- шается признать в принципе,

венность по уплате компенса- что оио должно выплатить

ции британским подданным в компенсацию частным граж-


отношении товаров, которые данам, которые предостав-были предоставлены ему или ляли России товары и ока- любым прежним Правитель- зывали услуги, оставшиеся ствам России и которые не неоплаченными. были оплачены, а также за товары, которые были предоставлены, или услуги, которые были оказаны российским гражданам и которые не были оплачены, в тех случаях, когда неуплата вызвана Русской Революцией или каким-либо актом Советского Правительства. Подробная форма выполнения этой ответственности будет установлена Договором, упомянутым в преамбуле. Британское Правительство выступит с соответствующим заявлением.

NB. Основные спорные вопросы подчеркнуты.

Печат. по арк.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: