Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Посольству Германии в СССР

20 декабря 1930 г. № 1393

В ответ на вербальную ноту Германского Посольства от 5 ноября с, г. Л? 533 Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь обратить внимание Посольства на нижеследующее:

Высказывая в ноте от 13 сентября с. г.** просьбу о продол-женин деятельности германских консульств в Китае по защите интересов Союза Советских Социалистических Республик, Народный Комиссариат имел в виду охрану лишь конкретных объектов, именно: зданий посольства и консульств Союза ССР, а равно обстановки этих зданий и архивов, а не защиту имущественных интересов Союза ССР вообще. Именно такое толкование пожеланий советской стороны было дано

* См. док. Л*° 464. ** См. док. Ле 319-


в свое время в устных беседах с представителем Германского Посольства. Нотой от 5 ноября с г. Германское Посольство сообщило о невозможности осуществления дальнейшей зашиты интересов Союза ССР и Китая. При этом Германское Посольство ссылается на позицию китайского правительства, которое считает, что, согласно теории международного права к международной практике, зашита имущественных интересов не может быть отделена от защиты интересов граждан.

Вследствие того что. как указано выше. Народный Комиссариат не имел в виду продолжение деятельности германских консульств в Китае по зашнте имущественных интересов Союза ССР, а лишь охрану принадлежащих Союзу ССР здании и архивов, возможно, что налицо имеется недоразумение.

Обращая внимание Германского Посольства на это обстоятельство, Народный Комиссариат по Иностранным Делам полагает, что осуществление германскими консульствами столь ограниченной по объему охраны здании и архивов без осуществления защиты имущественных интересов Союза ССР не может встретить каких-либо препятствий со стороны китайских властен, так как подобная охрана вполне допускается международной теорией и практикой.

Народный Комиссариат просит сообщить, согласно ли Германское Правительство на осуществление охраны зданий и архивов посольства н консульств211.

Печат. г.о арх.

В упоминаемой ноте германского посольства в СССР К? 533 от 5 ноября 1930 г. говорилось:

«Германское Правительство приняло к сведению заявление Народного Комиссариата Иностранных Дел, содержащееся в вербальной ноте от 13 сентября с. г, К° 3 П/969, о том, что Народный Комиссариат не видит оснований к осуществлению Германским Правительством защиты интересов китайских граждан, проживающих на территории СССР, и что Правительство Союза просит Германское Правительство об осуществлении защиты советских интересов лишь применительно к охране принадлежащего СССР имущества н зданий в Китае.

Далее, Германское Правительство получило сведения о циркуляре внутренгшм ведомствам, опубликованном в бюллетене Комиссариата внутренних дел от 30 августа с. г.. ь котором указывается о прекращении полномочии германских учреждений в Советском Союзе осуществлять защиту [нктересоз] китайских граждан.

Китайская миссия в Берлине, которой было сообщено содержание упомянутых вербальной ноты и циркуляра, высказалась в вербальной ноте, копия которой прилагается *, в том смысле, что национальное правительство Китая считает, что в соответствии с издавна сложившейся международной практикой государство может поручать третьей державе защиту своих интересов за границей до официального восстановления нормальных дипломатических отношений с соответствующей страной; национальное прави-

* Не публикуется.


тельство Китая не может признать, чтобы этот принцип ограничивался лишь охраной государственной собственности, в то время как право на защиту личных интересов отрицается.

Таким образом. Германскому Правительству ничего не остается, как прекратить всякую деятельность германских учреждений по защите интересов в Советском Союзе и Китае.

Оно даст соответствующие инструкции этим учреждениям и просит Народный Комиссариат Иностранных Дел сообщить, каким органам должны быть переданы имущество и здания, принадлежащие СССР в Китае».

473. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Турции Я. 3. Сурицу

20 декабря 1930 г.

Ваша телеграмма от 18 декабря*. Заключение итало-турецкого протокола, несомненно, весьма для нас выгодно, ибо, если оно не удерживало бы н Турцию и Италию от новы:; неблагоприятных для нас комбинаций, то давало бы нам возможность информироваться вовремя о новых тенденциях. Давая, однако, Тевфнку Рюштю советы в этом направлении и подтверждая итальянскому послу нашу заинтересованность в протоколе, Вам следует указывать последнему, что наши советы недостаточно убедительны для Турции, поскольку у нас самих нет с Италией даже пакта о ненападении. Грандн действительно говорил, что подписание пакта во время нашего миланского свидания** означало бы трату слишком большого количества пороха на один выстрел и поэтому предлагал считать пакт следующим этапом. Я, со своей стороны, давал понять о своей готовности немедленно подписать пакт, но на этом не настаивал.

Литвинов

Печаг. по арх.

474. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Турции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

20 декабря 1930 г.

На телеграмму от 17 декабря ***. Переговорил с Тевфнком Рюштю. Он разделяет ваше отрицательное отношение к кандидатуре Бенеша. Он намерен лансировать в печати кандидатуру Мотта ****t руководствуясь, с одной стороны, вашим

* См. док. Лз 467. ** См. док. №425. *** См. док. № 465. **** Начальник политического департамента Швейцарпи.


указанием о желательности нейтрала, а с другой стороны, авторитетностью Мотта.

Такой же совет Тевфик Рюштю преподал и итальянскому послу.

Суриц

Печат, по арх-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: