Иначе оно вернется снова. 7 страница

04.04.92 г. премьер-министр Молдовы В.Муравски, Президент ПМР И.Смирнов и командующий 14-й Российской Армии Ю.Неткачев в Кишиневе подписали следующее соглашение.

С учетом сложившейся обстановки в г. Бендеры договари-

вающиеся стороны условились о нижеследующем:

1. Прекратить огонь, начиная с 18 часов 04.04.92 г. и в даль-

нейшем силу не применять.

2. В течение суток одновременно отвести в места постоян-

ной дислокации вооруженные формирования, включая подраз-

деления ОПОН, расположенные в отделе полиции.

3. Создать зону безопасности в г. Бендеры и вокруг него си-

лами 14-й Армии.

4. На территории Бендерского Совета (включая с.Варница,

Гиска, Протягайловка) отряды казаков, народного ополчения,

волонтеров, расформировываются и разоружаются под контро-

лем сил 14-й Армии, милиции и полиции.

5. Подразделение Республиканской Гвардии г. Бендеры обес-

печивает сдачу и хранение вооружения в местах постоянной дис-

локации, под контролем представителя 14-й Армии.

6. Территория Бендерского горсовета деблокируется и охрана

правопорядка в городе осуществляется горотделом милиции и

полиции при участии представителей 14-й Армии.

7. Разблокирование, разминирование и нормальное функцио-

нирование железной дороги обеспечить к 18 часам 04.04.92 г.

8. Для реализации настоящего протокола формируется рабо-

чая группа в составе: Гроссу Ю.И., Катан В.Д., Калько В.А.,

Гусляков В.В., представитель 14-й Армии.

9. Контроль за выполнением настоящего протокола осущест-

вляется согласительной комиссией.

Честно говоря, я до сих пор не могу понять, как можно вести переговоры о прекращении огня на одном участке фронта, ничего не предпринимая в отношении прекращения огня на другом. Все выглядело так, как будто воевали на разных участках фронта не одни и те же соперники.

На фронтах вокруг Дубоссар на какое-то время также наступило относительное затишье. Забрезжил долгожданный мир. Но в Дубоссарах ему не доверяли не только потому, что это соглашение выглядело странным (как можно между двумя воюющими государствами на одном фронте заключать мир, а на другом – нет? Что за “игра в мир” такая?).

Недоверие основывалось еще и на том, что дубоссарцев много раз обманывали, а заключавшиеся перемирия нарушались, когда не успевали высохнуть чернила подписей договаривающихся сторон. Помню, как приезжала тогда журналистка из Бендер Н.Воробьева и хвалилась успехами бендерчан на дипломатическом поприще, высказывала нам упреки, однако дубоссарцы посчитали ее наивной.

Промозглый март 1992 г. сменился теплым, приветливым апрелем. Изрядно померзшие в сырых и грязных окопах защитники Приднестровья радовались приходу настоящей весны. Выбираясь ближе к солнцу, они сушили солому, матрацы, постельные принадлежности и разные теплые вещи, которыми их снабдили жители Дубоссар и всего Приднестровья.

Трава, оживая, зеленела везде. Хороводы белоствольных березок распускали свои клейкие, пахучие листья. Абрикосы в цвету – словно невесты в свадебном убранстве. В нескольких сотнях метров от передовой, стремясь уберечь потомство от человеческого безумия, птицы заботливо готовили гнезда. Все радовалось приходу весны.

Потеплело и розовым цветом зацвел персиковый сад, подступавший вплотную к позициям приднестровцев. Казалось, живи и радуйся, но ходить в него не разрешалось. Его заминировали. Вся эта чарующая красота пробуждения жизни, располагающая к миру, согласию и любви, как-то не вязалась с нелепой войной, ракетами “Алазань”, переконструированными защитниками Приднестровья, готовыми к запуску с листов шифера, уложенных у окопов прямо на земле.

Чуть дальше над окопами лежали на земле железобетонные кольца с бойницами. За шоссе в вырытых укрытиях ждала своего применения боевая техника. Рядом возились женщины у полевой кухни. В сторонке прихорашивались девушки-медсестры, привлекая внимание мужчин. Плакучие ивы у дороги своим видом как будто переживали последствия войны, напоминая об убитых, калеках, сиротах, исковерканных судьбах.

За прошедший месяц война приняла очертания организованности. Даже казаки Кошницкого направления потихоньку окапывались. Добровольцы осваивали военную науку. Но люди истосковались по мирной жизни. Они надеялись, что после приезда в Приднестровье вице-президента России Руцкого и советника Президента России Станкевича, рассмотрения вопроса о Приднестровье на съезде народных депутатов России им скоро скажут: “Спасибо за службу! Сдавайте оружие”.

Не хотели люди браться за него, менять мирные гражданские профессии на окопную жизнь. Но нужно было защищать себя, матерей, жен, детей, свою Республику от незванных “защитников молдавского народа” (которого, по утверждению самих “защитников” из Молдовы, нет и никогда не было).

В ходе переговоров Молдова продолжала настаивать на возврате своей полиции в города и населенные пункты ПМР. Однако население ПМР не признавало ее. Для него она была уже органом правопорядка другого государства. А если точнее, то полиция Молдовы ассоциировалась с фашистскими карателями.

06.04.92 г. в Кишиневе состоялась встреча министров иностранных дел Республики Молдова, Российской Федерации, Украины и Румынии. Очередной ППР – поговорили, поговорили, разошлись.

Язык дипломатии – это, конечно, весьма условный, особый язык. Если политический деятель заявляет, что его правительство “не может безразлично относиться”, то это значит, что оно “непременно вмешается”. Правительство “смотрит с беспокойством” в переводе на обычный язык значит, что оно “намерено занять решительную позицию”. Оно “будет вынуждено пересмотреть свою позицию” следует понимать как “дружба в любой момент может превратиться в вражду”, а “считает необходимым сохранить за собой право” – “не позволит”. Разрыв отношений выражается внешне безобидной фразой “позаботиться о своих собственных интересах” или “оставляет за собой свободу действий”, а война или угроза войны у дипломатов выглядит в словесной оболочке “недружественным актом”.

Но даже с учетом таких дипломатических условностей следует сказать, что по итогам встречи 06.04.92 г. было обнародовано безликое, невразумительное сообщение в виде пожеланий. В нем не предусматривались гарантии и механизмы поддержания мира. Оно было “никакое”, плевок верблюда в пустыню.

Пока министры совещались, Молдова воздерживалась от активных военных действий, но стоило им занять кресла в самолетах, как возобновились обстрелы Дубоссар. Гибли мирные жители на улицах, площадях и у себя во дворе. Пули и осколки не разбирались ни в национальности, ни в политических убеждениях.

Большим уважением в Дубоссарах пользовались казаки. Жители проявляли неподдельное гостеприимство. Ну и, конечно, что за гостеприимство в Молдавии без вина?! Его приносили и на позиции. В соседнем Григориополе в эти дни кое-кто попытался, используя имя казаков, угрожая оружием, добыть себе вина. Казаки разыскали этого самозванца, всыпали ему 25 плетей и передали органам милиции.

Ходили слухи, что сами казаки пускали пулю в лоб казачкам, замеченным в мародерстве. Так это было или нет – история умалчивает, но когда такие слухи распространились по городу, с мародерством было покончено.

Несмотря на договоренности, в Бендерах обстановка оставалась напряженной. Там 12.04.92 г. в результате встречи представителей ПМР и Молдовы был подписан “Протокол рабочей группы по обеспечению стабилизации обстановки в городе Бендеры и его окрестностях”.

Рабочая группа, сознавая необходимость прекращения воору-

женного противостояния и кровопролития в городе Бендеры и

его окрестностях предлагает:

1. Осуществить отвод вооруженных формирований сторон в

места постоянной дислокации до 16.00 часов 15 апреля 1992 года.

2. Обеспечить сдачу оружия гвардейцами и гражданскими

формированиями, расположенными в городе Бендеры, селе Гыс-

ка, в место дислокации гвардии по ул. Бендерского Восстания,21,

гражданскими формированиями, расположенными в с. Варница

ВЫРОП, п. Н.Анены, а с. Хаджимус – Каушенский РОП.

Другие вооруженные формирования, расположенные вблизи

лежащих селах – в территориальные отделы полиции и милиции.

Расформировать и распустить вооруженные формирования

ополченцев и волонтеров на территории города Бендеры, с. Гыс-

ка, с. Варница, с. Хаджимус и других вблизи лежащих сел.

3. Обеспечить охрану общественного порядка и безопасности

народнохозяйственных объектов, членов наблюдательной комис-

сии и граждан – силами горотделов милиции и полиции.

Поручить начальнику отдела милиции тов. Калько В.А. и ко-

миссару отдела полиции т.Гуслякову В.В. до 12.00 13 апреля 1992

года разработать программу совместных мер по обеспечению

контрольно-пропускного режима в городе Бендеры, охрану об-

щественного порядка, а также выполнение функций по борьбе

с преступностью и другими правонарушениями.

4. Разминировать силами саперных подразделений сторон

участки местности и объекты до 16.00 часов 15 апреля 1992 года.

5. Разблокировать транспортные магистрали, дороги, участки

местностей и объектов до 16.00 часов 15 апреля 1992 года.

6. Городскому Совету народных депутатов обеспечить нор-

мальные условия функционирования отделов полиции и милиции.

Для осуществления контроля за ходом исполнения перечис-

ленных мероприятий, создать наблюдательную комиссию из чис-

ла народных депутатов города Бендеры, районов Каушень и

Анений Ной, других населенных пунктов и уровней, предста-

вителей общественных организаций по 25 человек с каждой

из сторон.

Рабочая группа принимает все зависящие меры по обеспече-

нию нормальных условий функционирования Согласительной

комиссии.

Итоги рабочей встречи представителей доложить руководст-

ву сторон для получения санкций по исполнению намеченных

мероприятий.

Рабочая группа: Вакарь Н.Д., Гусляков В.В., Захаров В.П.,

Калько В.А., Каранов К.Ф., Катан В.Д., Кицак С.Ф., Рыляков

В.М., Харченко В.И.

В Дубоссарах продолжались активные боевые действия, в других местах отмечались отдельные стычки формирований Молдовы и Приднестровья.

Обстановка в середине апреля изложена в Постановлении Верховного Совета ПМР № 168 от 14.04.92 г. “О мерах по стабилизации обстановки и прекращению вооруженного конфликта”. Мне запомнилась атмосфера, в которой оно принималось. От проекта этого акта в принятом документе почти ничего не осталось.

Информация, поступающая из зон конфликта, имеющиеся дан-

ные о намерениях и действиях руководства Республики Молдова

свидетельствуют о том, что обстановка продолжает оставаться

сложной и напряженной.

Руководством Республики Молдова игнорируются практи-

чески все конструктивные предложения Приднестровья и попыт-

ки урегулирования ситуации, не реализуются совместно подпи-

санные официальные документы, а также предложения, выска-

занные третьими странами. Декларация Министров иностран-

ных дел Молдовы, России, Украины и Румынии, предусматри-

вающая прекращение огня и дальнейшее разрешение конфликта

исключительно мирным путем не выполняется из-за нежелания

руководства Молдовы отвести свои вооруженные формирования

из Приднестровья. Постановление VI Съезда народных депута-

тов Российской Федерации, в котором съезд с уважением отнесся

к стремлению народа Приднестровья к самоопределению в со-

ставе Молдовы и призвал прекратить военные действия и тер-

рор против народа Приднестровья, расценено официальными

властями Молдовы как вмешательство во внутренние дела. Неод-

нократные договоренности о прекращении огня и отводе воору-

женных формирований в места постоянной дислокации Молдо-

вой нарушаются и, как следствие, продолжаются столкновения,

гибель и страдания людей.

В результате военных действий и террористических акций про-

тив Приднестровской Молдавской Республики с 1 марта теку-

щего года по настоящее время погибло 60 и ранено более 150

жителей Приднестровья, десятки числятся пропавшими без вести.

Даже в период объявленного перемирия террористические груп-

пы спецслужб и добровольцев Молдовы в окрестностях городов

Дубоссары, Бендеры и ряде других населенных пунктов совер-

шают акты насилия. Ими похищаются целые семьи, участвовав-

шие в голосовании на выборах и референдумах Приднестровской

Молдавской Республики, дома их подвергаются грабежу и под-

жигаются.

Полицейские и другие специальные формирования Молдовы

развязали кампанию запугивания мирного населения, задержи-

вают, пытают и убивают людей, причем подобные действия осу-

ществляются с особой жестокостью и являются по сути дела ге-

ноцидом. Они никак не согласуются со статусом Республики Мол-

дова как члена ООН и СБСЕ, ратифицировавшего Декларацию

прав человека.

Имеются случаи диверсий и вывода из строя жизненно важ-

ных объектов народного хозяйства.

В связи с постоянным обстрелом города Дубоссары более

40 дней практически не работают все его предприятия, органи-

зации, учреждения, по аналогичной причине много предприя-

тий остановлено и в других городах. На больших площадях не

ведутся сельскохозяйственные работы.

Исходя из вышеизложенного, Верховный Совет Приднест-

ровской Молдавской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Потребовать от руководства Республики Молдова незамед-

лительно прекратить вооруженные провокации и террор в от-

ношении мирного населения Приднестровья и приступить к

выводу вооруженных формирований в места их постоянной дис-

локации в соответствии с достигнутыми ранее соглашениями и

предложениями.

2. В целях недопущения разрастания военных действий в го-

роде Бендеры и его окрестностях и в качестве шага доброй воли

на пути к прекращению вооруженного конфликта считать необ-

ходимым реализацию мероприятий, предусмотренных прото-

колом совместной рабочей группы от 12 апреля 1992 года.

Поручить Бендерскому городскому Совету (т.Когут В.В.) обра-

зовать полномочную группу депутатов и представителей общест-

венных организаций для работы в составе совместной комиссии

наблюдателей.

3. Обратиться к органам государственной власти стран СНГ,

прежде всего России и Украины, с просьбой незамедлительно

рассмотреть вопрос о создании миротворческих сил для разде-

ления сторон до полного урегулирования конфликта.

4. Верховный Совет от имени народа Приднестровской Мол-

давской Республики выражает признательность народным де-

путатам, делегатам VI Съезда Российской Федерации за конструк-

тивную позицию в отношении оценки ситуации в Приднестро-

вье, а также за поддержку стремления и права народа Приднест-

ровья на самоопределение в составе Молдовы.

5. Обратиться к правительствам стран СНГ, руководителям

предприятий и организаций этих стран, имеющих деловые вза-

имоотношения с предприятиями Приднестровского региона,

оказать поддержку и помощь в поставке энергоресурсов, сырья,

материалов и комплектующих изделий с тем, чтобы предотвра-

тить лавинный спад производства и остановку промышленных

и сельскохозяйственных предприятий Приднестровья, что по-

влечет не только резкое понижение жизненного уровня населе-

ния, но одновременно сделает невозможным и выполнение вза-

имных договорных обязательств по поставке в эти страны про-

мышленных товаров и продуктов питания.

6. Настоящее постановление направить парламентам и пра-

вительствам стран СНГ и в средства массовой информации.

Председатель Верховного Совета ПМР Г.Маракуца

Рабочая группа ПМР по прекращению вооруженного конфликта в Приднестровье 17.04.92 г. направила Республике Молдова следующие предложения.

В целях прекращения вооруженного конфликта в Приднест-

ровье и, принимая во внимание рекомендации министров ино-

странных дел четырех государств от 17 апреля 1992 г. и VI Съезда

народных депутатов России, предлагаем:

1. Соблюдение ранее достигнутого соглашения о прекраще-

нии огня и боевых действий на всем протяжении района конфлик-

та и обеспечение контроля за ходом его исполнения.

2. Разъединение и незамедлительный отвод вооруженных фор-

мирований сторон в места постоянной дислокации под контро-

лем групп наблюдателей из числа депутатов всех уровней горо-

дов и районов, прилегающих к зоне конфликта (с 25.04.92 по

27.04.92 г.).

3. В целях недопущения возобновления конфликта и созда-

ния условий для полной нормализации взаимоотношений между

сторонами, обратиться к главам и правительствам стран СНГ с

просьбой приступить к реализации рекомендаций министров

иностранных дел четырех стран и направить в зону конфликта

наблюдателей и контингент миротворческих разделительных сил.

4. Разблокирование дорог и мостов. Контроль на дорогах

осуществляется силами правоохранительных органов (с 27.04.92

по 28.04.92 г.).

5. Разминирование территорий и объектов представителями

вооруженных формирований обеих сторон (с 27.04.92 по 30.04.92г.)

и обеспечение безопасности проведения сельхозработ.

6. Правопорядок на территории Григориопольского района

и левобережной части Дубоссарского районов обеспечивается

силами милиции; в селах Пырыта, Кошница, Новое Маловата,

Кочиеры и при необходимости и желании местных жителей пра-

вопорядок может быть обеспечен участковыми полицейскими

Криулянского РОП.

7. Работникам бывшего Дубоссарского РОП гарантируется

безопасность и трудоустройство.

8. Выполнение пп. 1-7 создает необходимые условия для ре-

шения конфликта политическими методами, определения в ходе

переговоров правового статуса Приднестровья.

Борисенко С.Г., Захаров В.П., Караман А.А., Леонтьев С.Ф.,

Порожан А.Г.

Несмотря на все эти “послания”, боевые действия в районе Дубоссар не прекращались. Во второй половине апреля-начале мая они приобрели тлеющий характер. Серьезных наступательных действий стороны не предпринимали, но на позициях шло накопление техники, заменялся личный состав. Из Румынии прибывали военные специалисты-артиллеристы. Молдова явно готовилась к новому наступлению с применением современной, более разрушительной техники. Одновременно она вела переговоры, подписывала протоколы о прекращении огня и не собиралась их выполнять. Около 20 тысяч гектаров земли в Дубоссарском районе не обрабатывалось в связи с ведущимися обстрелами и минированием.

Телевидение Молдовы транслировало пасхальные праздники, показывало неумело крестившегося М.Снегура. На фоне насилия, надругательств над массами людей это выглядело насмешкой над самим И.Христом, с именем которого все это делалось во главе с так называемым Христианско-Демократическим НФМ (ХДНФМ). Кощунство, лицемерие, плутовство. Ложь и бесчестие.

Если уж об этом говорить вообще без условностей, то и бывший 1-й секретарь ЦК КПМ М.Снегур, и так называемые “христианские демократы” уже давно были духовно мертвы и прекрасно обходились без веры, без религии. Они лишь заботились, боялись, как бы народ не перестал верить. Но не Богу, нет! Им! Их лжи! “Вор слезлив, а плут богомолен”.

Религия со своими идеалами для большинства из них давно уже превратилась, если не в нуль, то в кучу привычек, опустошенных ритуалов, а торжество алчности и принцип наживы с приходом к власти заслонили все, в том числе и веру в Бога. Бог наживы и тщеславия стал для них и Богом Отцом, и Богом Сыном, и Святым Духом.

Не любили “христианские демократы” ни иконы, ни на крестах распятых, ни человека, которому они, подстегиваемые болезненным самолюбием и патологической злобой, начертали нести тяжкий крест войны.

Если по большому счету, то не румынскую нацию обожествляли они, а себя в ней. Поклонялись они не Богу, а претендовали на Его место. Им хотелось, чтобы остальные поклонялись им, как богам. Им – фарисеям! Они готовы были повелевать Богом и обвинить Его в собственных преступлениях. Если бывшие первые лица КПСС, повелевавшие и казнившие, приписали свою вину рядовым коммунистам и даже беспартийным, то и Бог для них не мог быть исключением.

24.04.92 г. в с. Дороцкое был подписан протокол заседания рабочей группы по прекращению вооруженного конфликта в Приднестровских районах.

Рабочая группа решила:

1. Создать центральную группу наблюдательной комиссии

за ходом соблюдения соглашения о прекращении огня обеими

сторонами в составе: Порожан А.Г., Боднар В.Л., Атаманюк

В.И., Манойлов А.П., Северован М.С., Шестак Г.Ф., Чеботенко

Ф.В., Голбан Г.К., Гидуляну А.И.

2. Центральной группе определить количество постов наблю-

дения и наблюдателей из числа депутатов всех уровней городов

и районов, прилегающих к зоне конфликта.

3. Местом расположения центральной группы определить

сельский Совет с. Дороцкое. Начало работы центральной груп-

пы – 9.00 25 апреля 1992 года.

4. Сторонам обеспечить условия для нормальной работы цен-

тральной группы и безопасности ее членов.

5. Полномочия и правовой статус комиссии определяется в

соответствии с ранее принятыми нормативными актами.

Атаманюк В.И., Мицкул И.Т., Барбарошие А.Е., Оборок К.М.,

Боднар В.Л., Порожан А.Г., Борисенко С.Г., Рошка И.К., Заха-

ров В.П., Сувейкэ Ф.Е., Караман А.А., Финагин В.А., Леонтьев

С.Ф., Чобану В.М., Муравский Б.П.

Подписали очередную бумагу, а война не прекращалась.

Кровавый май

Их боль для сердца моего

Была нужней, чем ваше торжество.

В.Гюго

04.05.92 г. согласительная комиссия ПМР по урегулированию вооруженного конфликта в Приднестровье направила Республике Молдова свои предложения.

Исходя из необходимости скорейшего урегулирования воору-

женного конфликта, уносящего человеческие жизни, необходи-

мости принятия конкретных мер по урегулированию конфликта

с учетом рекомендаций и принципов, выработанных в ходе

четырехсторонних встреч Министров иностранных дел; безуслов-

ного отказа от применения силы в разрешении политико-этничес-

кого конфликта, решения проблемы правового статуса Приднест-

ровья с учетом волеизъявления народа и его права на самоопреде-

ление и необходимости участия депутатов Парламента Респуб-

лики Молдова от Приднестровья в решении проблемы Государст-

венного устройства Республики Молдова, предлагаем:

1. Незамедлительно приступить к разработке механизма отвода

и к отводу вооруженных формирований в места постоянной дисло-

кации, разблокировке мостов и дорог, разминированию террито-

рий и объектов, созданию необходимых условий для проведения

посевной кампании, проведения ремонтно-восстановительных работ

на плотине Дубоссарской ГЭС и ввода контингента военных наблю-

дателей четырех сторон.

Члены согласительной комиссии от ПМР

Та же комиссия 04.05.92 г. направила свои предложения по укреплению доверия между сторонами.

В качестве мер по укреплению доверия между сторонами пред-

лагаем:

1. Восстановить депутатские полномочия всем депутатам

от Приднестровья.

2. Включение в состав делегации Молдовы для участия в ра-

боте четырехсторонней комиссии представителей Приднестровья.

3. Приостановление на период работы согласительной комис-

сии действие Указа Президента Республики Молдова от 28 марта

1992 года.

4. Обмен всеми военнопленными.

5. Установление прямой связи между противоборствующими

сторонами на всех уровнях.

6. Создание совместной пресс-группы для объективного осве-

щения событий.

7. Прекращение всех форм экономической войны и блокад.

Согласительная комиссия ПМР

05.05.92 г. согласительная комиссия Верховного Совета и Правительства ПМР по урегулированию конфликта в Приднестровье сделала заявление.

В последнее время наметились обнадеживающие тенденции

в урегулировании вооруженного конфликта в Приднестровье

политическими методами. Согласительные комиссии сторон

призваны обеспечить соблюдение соглашения о прекращении

огня и отвод вооруженных формирований в места постоянной

дислокации и подготовить условия для ведения переговоров по

определению политического и правового статуса Приднестровья.

Однако, в условиях вооруженного противостояния, в послед-

нее время активизировались действия деструктивных сил, не за-

интересованных в мирном урегулировании конфликта.

Так, в настоящее время происходит замена на позициях фор-

мирований МВД Молдовы на части регулярной Национальной

Армии Республики Молдова. Первые подразделения вместе с пе-

реданной им техникой и вооружением появились в районе с. Ко-

чиеры. В течение дня 4.05.92 г. в районе с. Кошница шла откры-

тая демонстрация силы выдвижением на позиции трех танков.

Практически не прекращаются обстрелы позиций Гвардии При-

днестровской Молдавской Республики.

Активизировалась деятельность диверсионных групп, в ре-

зультате преступных действий которых причинен ущерб объек-

там народного хозяйства, погибло большое количество граж-

данских лиц, в том числе председатель Слободзейского район-

ного Совета народных депутатов, депутат Верховного Совета

Приднестровской Молдавской Республики Остапенко Н.И. Толь-

ко в течение последних суток не установленными лицами был

взорван мост через р. Днестр у с. Бычок, огнем из проезжавшего

автомобиля убиты двое молодых людей в с. Ташлык Григорио-

польского района.

Считаем, что все эти действия координируются и направля-

ются единым центром и направлены на сохранение и наращи-

вание военного присутствия Молдовы на территории Приднест-

ровской Молдавской Республики и дальнейшей эскалации кон-

фликта.

В связи с этим считаем, что только безотлагательный и пол-

ный отвод вооруженных формирований в места постоянной дис-

локации может создать и обеспечить условия для мирного реше-

ния конфликта. Отказ от такого пути равноценен отказу от мир-

ного урегулирования проблемы Приднестровья.

Караман А. А., Лицкай В. В., Волкова А. З., Мильман

И. А., Лучик Б. А., Захаров В. П., Финагин В. А., Акулов Б. Н.,

Большаков А. З.

Как уже было показано выше, убийство председателя Слободзейского райсовета, депутата Верховного Совета ПМР Н.Остапенко было произведено диверсионной группой “Бужор”. Ее возглавлял И.Илашку, который позже заявит, что выполнял задание министра национальной безопасности Республики Молдова А.Плугару и Президента Республики Молдова М.Снегура. В связи с этим становится ясным, почему усилия приднестровской стороны по прекращению огня не могли иметь положительного решения.

Согласительная комиссия Верховного Совета и Правительства ПМР 07.05.92 г. сделала новое заявление.

Согласительная комиссия Верховного Совета и Правитель-

ства Приднестровской Молдавской Республики уполномочена

заявить решительный протест в связи с грубым нарушением Рес-

публикой Молдова достигнутого соглашения о прекращении огня

и боевых действий на всем протяжении зоны конфликта.

Практически ежедневно производится обстрел позиций Рес-

публиканской Гвардии ПМР, плотины Дубоссарской ГЭС и жи-

лых кварталов города. Особенно крупномасштабное нарушение

достигнутого соглашения началось 6 мая 1992 года в 22 часа

20 минут, когда начался и практически по настоящее время не

прекращается обстрел вооруженными формированиями Респуб-

лики Молдова позиций, плотины и жилых кварталов города Ду-

боссары. При этом применяются все виды стрелкового оружия,

включая крупнокалиберные пулеметы, а также гранатометы,

минометы, ракеты “Алазань”, артиллерийские орудия.

В результате попадания снарядов в жилые дома во дворе сво

его дома убит Алатьев Михаил Семенович, 1952 года рождения,

получили ранения гражданка Оларь Ольга Семеновна, 1951 года

рождения и ее муж Оларь Иван Кириллович, 1952 года рождения.

От полученных ранений скончался ополченец Бульбук Влади-

мир Евгеньевич, 1969 года рождения.

Была предпринята попытка атаковать Республиканскую Гвар-

дию ПМР.

Подобные действия свидетельствуют о том, что под прикры-

тием переговоров и работы согласительной комиссии Респуб-

лика Молдова не отказалась от попыток разрешения конфликта

силой оружия.

В связи с этим еще раз заявляем, что только безотлагатель-

ный и полный отвод вооруженных формирований в места посто-

янной дислокации может стать предметом обсуждения в ходе пе-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: