1. Понятие управленческих решений.
2. Понятие технологии принятия управленческих решений.
Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда говорят о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях: 1) найденный, но еще не осуществленный вариант действий; 2) сам процесс разрешения проблемы, т.е. устранение некоторых препятствий и трудностей на этом пути; 3) итог деятельности.
Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Можно выделить три взаимосвязанных аспекта управленческого решения.
Во-первых, управленческое решение — это вид деятельности, протекающей в управляющей системе и связанной с подготовкой, нахождением, выбором и принятием определенных вариантов действий.
|
|
Во-вторых, управленческое решение — это вариант воздействия управляющей системы на управляемую, формула воздействия.
В-третьих, управленческое решение — это организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой системе.
Управленческое решение как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно представить в виде последовательности определенных операций. Это, прежде всего разработка вариантов действий, выбор варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.
Принятие управленческого решения— это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя.
Управленческое решение — это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.
В зависимости от целей и методов разработки различают следующие основные разновидности управленческих решений:
по масштабам объекта — глобальные, охватывающие все звенья управляемой системы; локальные, адресованные определенному звену или подразделению;
по характеру целей — стратегические, определяющие генеральные задачи; тактические, в которых разрабатываются более частные задачи, направленные на осуществление ранее выработанной стратегии; оперативные, направленные на осуществление первоочередных задач;
по периоду осуществления— перспективные (долгосрочные), рассчитанные на длительный период времени; текущие (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией и уточнением перспективных; регулировочные (краткосрочные), направленные на обеспечение выполнения текущих и перспективных решений;
|
|
в зависимости от круга проблем, которые рассматриваются в решении, — комплексные, связанные с изменением многих сторон деятельности управляемого объекта; частные (тематические), относящиеся к одной из сторон деятельности управляемого объекта; в их составе по преобладающему содержанию различают технические, экономические, социальные, организационные решения;
по методам обоснования (с определенной степенью условности) — формализуемые, при обосновании которых широко используются математические методы; неформализуемые, которые обосновываются главным образом эвристическими методами;
по условиям, в которых они принимаются,— решения, принимаемые в условиях определенности (они, как правило, являются хорошо структурированными (детерминированными);
решения, принимаемые в условиях риска, относящиеся к разряду вероятностных;
решения, принимаемые в условиях неопределенности, относящиеся к разряду поисковых (они часто связаны с качественными скачками в развитии производства);
по способу воздействия на управляемый объект — прямые директивные, которые доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения; косвенного воздействия, разработка и реализация которых осуществляется на основе использования средств стимулирования повышения эффективности производства.
В процессе принятия любого решения обычно присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.
Принимая чисто интуитивное решение, люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен.
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого.
Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно прежде, чем приступить к принятию решения, менеджеры имеют сформулированную исходную идею. Авторы импульсивных решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Поэтому решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются с наскока, рывками.
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рисковые решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, не пугаются опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, новы и оригинальны.
Рассмотренные решения принимаются в основном в процессе оперативного управления. Стратегическое и тактическое управление в системе менеджмента осуществляется посредством принятия рациональных решений, основанных на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
В понятие технология принятия решения входят следующие элементы:
зачем делать (идея, цель);
что делать (количество и качество объекта);
с какими затратами (ресурсы);
как делать (по какой технологии);
кто должен делать (исполнители);
когда делать (сроки);
для кого делать (потребители);
|
|
где делать (место);
что это даст (экономический, социальный, экологический, технический эффект).
Этапы и операции процесса принятия решения.
1. Выявление управленческой проблемы или задачи.
2. Предварительная постановка цели.
3. Сбор необходимой информации.
4. Анализ информации.
5. Определение исходных характеристик проблемы с учетом установления ограничений.
6. Уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка.
7. Обоснование и построение формализованной модели проблемной ситуации.
8. Разработка альтернативных вариантов решения проблемы.
9. Выбор метода решения.
10. Экономическое обоснование выбранного решения.
11. Согласование решения с органами управления и исполнителями.
12. Окончательное оформление и утверждение решения.
13. Организация выполнения решения.
14. Контроль выполнения решения.
15. Стимулирование повышения качества работ, экономии ресурсов и соблюдения сроков.
16. Установление обратной связи с лицом, принимающим решение, и при необходимости корректировка цели и задач.
Каждый этап состоит из ряда операций. Например, первый этап «Выявление управленческой проблемы» требует выполнения следующих операций:
1.1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.
1.2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми достижениями в данной области.
1.3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов.
1.4. Анализ специальной литературы, патентного фонда, отчетов о НИОКР, рекламаций и претензий потребителей.
1.5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и потребителя.
1.6. Формирование направлений развития объекта и т.д.