Для двигателей автомобилей

Этап 1 маркетинговых исследований. Проблема – увеличение затрат на топливо при перевозке грузов и/или пассажиров. Цель исследования – обоснование возможности снижения затрат на топливо.

Этап 2 маркетинговых исследований. Отбор источников информации.

Этап 3 маркетинговых исследований. Предполагает практи-ческую реализацию второго этапа маркетинговых исследований.

Этап 4 маркетинговых исследований. В результате исполь-зования преимущественно вторичных данных должна быть дана характеристика альтернативных видов топлив и примеры их использования в мировой практике. Анализ собранных данных должен позволить получить количественные показатели по затратам на перевозку грузов и/или пассажиров.

За последнее время в работе предприятий, занимающихся различными видами деятельности в различных отраслях производства, произошли большие изменения. За счёт увеличивающегося объёма оказываемых услуг, расширения производства и введения в эксплуатацию новых производств увеличился объем перевозок.

В связи с большим годовым пробегом автомобилей доля затрат предприятия на горючесмазочные материалы в общих расходах предприятия велика. Для более эффективной деятельности предприятия необходимо снизить затраты на топливо либо увеличить затраты на услуги и продукцию. При увеличении стоимости услуг предприятие может стать неконкурентоспособным и потерять всех своих клиентов. Для повышения рентабельности предприятия необходимо перевести подвижной состав на более дешевое моторное топливо. Сейчас в стране проводятся значительные исследо-вательские работы среди производителей и научных организаций в области создания наиболее оптимальных с точки зрения экологичности, высокой эффективности, низких издержек производства и запасов различных видов топлив.

При выполнении перевозочной деятельности доля затрат на горючесмазочные материалы составляет в среднем 30 % от всех видов затрат. Желательно этот показатель снизить. Это можно сделать при использовании взамен бензина и дизельного топлива газовых видов топлив.

В России до настоящего времени не существует концепции производства и использования альтернативных моторных топлив, что в значительной степени усложняет решение задач развития отечественного моторостроения и экологизации автотранспорта. Очевидно, что первым шагом в решении этой проблемы является учет всех видов возможных альтернативных топлив и анализ перспективности их исследования в условиях России.

Очевидно, на сегодняшний день из возможных альтернативных топлив можно отметить:

1. Водород.

В настоящее время все более широко ведутся работы по применению в качестве топлива водорода, а также его смесей с бензином. Важно отметить наиболее характерные особенности: по своей массовой энергоемкости водород превосходит углеводородные топлива в 2,5 – 3 раза; водород обладает способностью моментально смешиваться с другими газами, в частности, с воздухом; смесь водород–воздух воспламеняется при содержании водорода от 4 до 74 %; водород горит в газообразном состоянии при температуре выше 500 °С; отработавшие газы при работе на водороде не содержат окиси углерода, углеводородов, а окислы азота присутствуют в меньших количествах, чем при работе на бензине; запасы водорода в природе огромные.

В то же время при всех преимуществах применения водорода в качестве моторного топлива в настоящее время его использование сопряжено с рядом существенных трудностей. Основной проблемой применения чистого водорода является отсутствие инфраструктуры его производства в необходимом объеме, средств хранения, транспортировки и заправки автомобилей. Учитывая положение нашей страны на данном этапе развития, можно прогнозировать, что интерес к крупномасштабному применению водорода в качестве моторного топлива возникнет только через 25 – 30 лет.

2. Биогаз.

Одним из продуктов переработки биомассы являются биогазы– продукт анаэробного (без доступа воздуха) брожения. Их состав: 50–80 % метана, 20 – 50 % диоксида углерода, остаток – сернистые соединения и азот. Брожение 1 т органического вещества (по сухому весу) дает до 350…600 м3 биогаза. Теплотворность биогаза составляет 15,5 – 24 МДж/м3. Октановое число – до 136. Из всех видов моторных топлив, получаемых из местного сырья, только биогаз с точки зрения промышленного производства и применения в двигателях транспортных средств представляет серьезный практический интерес для России, но на данном этапе развития в стране не существует предприятий, вырабатывающих биогаз.

3. Электроэнергия.

Интерес к электромобилю, работающему на электричестве от аккумуляторных батарей, в конце ХХ в. обеспечен, прежде всего, развитием технологий хранения энергии, которые позволили увеличить срок работы батарей между подзарядками и сократить время самой подзарядки, увеличить срок жизни аккумуляторов и снизить их стоимость. Пока источником энергии в электромобиле служат в основном свинцово-кислотные батареи. Стандартный комплект свинцово-кислотных аккумуляторов для электромобиля средней массы стоит порядка 3 000 долларов США. Однако на подобных батареях без подзарядки нельзя проехать более 150 км и менять их приходится раз в три года. Цена электромобилей значительно превышает цену бензинового аналога. В России работы по созданию электромобилей практически не ведутся.

4. Сжиженный нефтяной газ.

В широком обиходе под сжиженным нефтяным газом (СНГ) понимают пропан-бутановую смесь. СНГ является наиболее высококачественным продуктом переработки нефти и нефтяного попутного газа. Как моторное топливо СНГ обладает важным преимуществом перед другими видами газовых моторных топлив (например, природным газом, биогазом и т.д.): пропан-бутановая смесь при нормальной температуре и давлении в 1,6 МПа переходит в жидкое состояние. Следует отметить и более низкую себестоимость производства этого топлива по сравнению с традиционными моторными топливами – бензинами.

При рассмотрении перспективы применения СНГ в качестве моторного топлива в России следует иметь в виду, что эти газы являются химическим сырьем для производства целого ряда важных продуктов и незаменимым технологическим материалом в ряде производств. Необходимо также учитывать, что СНГ широко используется для бытовых нужд в местах, удаленных от газопроводов природного газа. Таким образом, ресурсы СНГ, которые могут быть выделены для использования в качестве моторного топлива, ограничены. В то же время на переходном периоде можно высвободить из ЖКХ больше объема СНГ и направить их для автомобильного топлива, учитывая, что уже развита инфраструктура сети заправочных станций СНГ и предприятий для обслуживания АТ, работающего с использованием СНГ. Вместо СНГ в ЖКХ желательно использовать природный сжатый газ.

5. Природный газ.

Уникальные физико-химические свойства природного газа (ПГ), его значительные естественные запасы, развитая сеть доставки от месторождения во многие регионы страны по магистральным газопроводам и экологические преимущества в сравнении с традиционными видами топлив позволяют рассматривать ПГ как наиболее перспективное и универсальное моторное топливо России в нашем веке.

Природный газ является наиболее дешевым видом моторного топлива. Использование природного газа как моторного топлива – интенсивно развивающееся направление, которое уже в ближайшее время превратится в самостоятельную высокорентабельную отрасль газовой промышленности.

Таким образом, из вышесказанного очевидно, что в настоящее время среди множества вариантов альтернативных топлив большие шансы вступить в конкуренцию с нефтяными топливами в России имеет природный газ прежде всего из-за своей низкой себестоимости, налаженного производства газобаллонного оборудования и значительных сырьевых запасов.

Использование сжиженного природного газа ограничено отсутствием автомобильных заправок этим топливом и сложностью конструкции газобаллонного оборудования и ее специфическим использованием (криогенный баллон с газом, находящимся под температурой –173 °С). Следовательно, конкуренцию бензину составляют СНГ и КПГ. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования (ГБО) для переоборудования автомобиля для работы на СНГ дешевле и требует меньшего внимания, чем комплект ГБО для работы на КПГ. На сегодняшний день наблюдается рост стоимости 1 л сжиженного газа. Стоимость СНГ стремится к стоимости 1 л бензина А-80. Наблюдаются сезонные перебои поставки СНГ, он является побочным продуктом переработки нефти, его количество напрямую зависит от количества перерабатываемой нефти. В ближайшие годы прогнозируется дефицит нефтяных моторных топлив.

Стоимость переоборудования автомобилей для работы на КПГ дороже на 30 – 40 % стоимости переоборудования автомобиля для работы на СНГ, но окупаемость вложений наступает гораздо раньше. Сравним стоимости переоборудования автомобилей для работы на СНГ и КПГ. Следовательно, организация на предприятии автомобильной заправки КПГ будет оправдана. В первую очередь будет обеспечен топливом собственный подвижной состав. Отсутствие конкурентов и экономическая привлекательность принесут значительный экономический вклад в развитие предприятия. Таким образом, на предприятии будут значительно снижены затраты на топливо. Организация заправки способствует развитию рынка КПГ в городе и его окрестностях. Пример оформления «листа обоснования» при замене штатного топлива на альтернативные представлен на рис. 10.

При экономической оценке проектных решений (замена топлива автомобиля) необходимо выполнить:

1. Расчет капитальных вложений.

2. Расчет дохода.

3. Расчет эксплуатационных затрат до и после мероприятия.

4. Расчет налогов.

5. Расчет прибыли до мероприятия и после мероприятия.

6. Расчет рентабельности.

7. Расчет срока окупаемости проектных решений.

При расчёте использовать данные прил. А, Б, В, Г, Д.

1. Расчет капитальных вложений. Определяется величина затрат, необходимых для внедрения в производство предлагаемых мероприятий, в том числе на БЖД (см. вариант I).

2. Расчет дохода. По данным предприятия, за отчетный период величина дохода составила

, (40)

где - тариф на перевозку 1 т груза, руб./т;

Q – годовой объем перевозок, т.

Рис. 10. Пример оформления «листа обоснования» при использовании альтернативных топлив (замена штатного топлива)

3. Расчет эксплуатационных затрат предприятия. Необходи-мые исходные данные для расчета эксплуатационных затрат предприятия приведены в табл. 14.

Таблица 14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: