Цель: Сформировать представление о структуре познавательной деятельности, познании окружающего мира человеком, которая является одной из важнейших мировоззренческих проблем.
Основные понятия: «идеология», «ощущение», «интеллектуальный фонд», «познавательный процесс», «восприятие», «представление».
Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании. Субъект и объект в научном познании.
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Что же такое познание?
1.Познание-это особый вид отражательной деятельности человека.
2.Познание-есть духовная сторона практической деятельности человека.
3.Познание-высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание- это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. Огромную роль в познании играет идеология. Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура). Восприятие - целостный образ предмета или явления. Представление - сохранение образов предметов в памяти.
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Суждение-связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение-связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
Это касается, прежде всего, познания социальных явлений. Обе ситуации познания тесно связаны между собой. Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем. 2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира. 3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами. 4. Противоречия между течениями в науке, между теориями. Рассмотрим основные особенности научного познания: Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.
1.На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, явл-ся важной отличительной чертой научного познания.
1. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.
2. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.
3.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания.
4. Научного познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке.
5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое научное оборудование. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и само себя таких идеальных средств и методов, как современная логика, мат. методы, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
7. Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.
Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру.
Структура н.позн. м.б. представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических ее элементов.
Рассматривая основную структуру научного познания, Вернадский считал, основной остов науки включает в себя следующие элементы:
- математические науки во всем их объеме
- логические науки почти всецело,
- научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат взятый в целом.
С т.зр. взаимодействия объекта и субъекта нау.позн., последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их ед-ве:
1) субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и.т.п., в конечном счете об-во в целом. Они и исследуют св-ва, стороны отношения объектов и их классов в данных условиях и в определенное время. 2) объект науки (предмет, предметная область) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и.т.п. В широком смысле понятие предмет, во-1, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, во-2, объект в совокупности своих сторон, св-в и отношений, противостоящий субъекту познания. Понятие предмет может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту. В гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные св-ва и признаки объекта. 3) система методов и приемов, характерной для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием из предметов. 4) свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).
При ином срезе научного познания в нем следует различать такие эл-ты его структуры:
1. фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта,
2. результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях,
3. основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы),
4. «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира,
5. философские установки (основания),
6. социокультурные ценностные и мировоззренческие основы,
7. метод, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы и императивы,
8. стиль мышления и некоторые другие элементы (напр., внерациональные).
Для углубленного понимания познания окружающего мира человеком, которая является одной из важнейших мировоззренческих проблем, следует тщательно разобрать структуру ее формирования. Кроме того, студентам необходимо четко определиться в системе типологизации категорий познания, содержании основных понятий по теме, а также в основных подходах, которые существуют в философской литературе по изучаемой проблематике.
& Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высшая школа, 1991
2. Философия: учебник. 2-е изд, перераб. и доп. Отв. ред. В. Д. Губин и др. – М.: ТОН-ОСТОЖЬЕ, 2001. [Введение; Ч. II-V: гл. 7, 10].
3. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ; СПб: Университетская книга, 2000.
4. Введение в философию. Учебное пособие для ВУЗов/авторский коллектив: Фролов И. Т., и др. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. М., 2002
5. Ильин В. В. Философия: Учебник для вузов. М., 1999. [Кн. 1 и 2].
6. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Монджян К. Х. Философия: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001
7. Философия: Учебник для ВУЗов / Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. [2003].
8. Философия: Учебник для ВУЗов / Под общ. ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. [введение; раздел II, гл 2-7; часть 2, разделы IV-VIII]
9. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. – М., 2000
10. Шаповалов В. Н. Основы философии. От классики до современности. 2-е изд. Доп. М., 2000
@ Задания СРСП № 12