Характерные черты лжеучений

Павел предостерегает через своих адресатов верных против «иных учений», «басней» (1 Тим. 1:4), «родословий бесконечных» (1 Тим. 1:4; Тит. 3:9) и прочего «пустословия». Исходя из этих слов, которые употребил Апостол Павел, можно очень поверхностно догадываться о характерных чертах обличаемых лжеучений.

Так, слово басни («muqoi») может указывать на мифологию гностических учений. Упоминание родословий («genealogiai») можно отнести к гностическому учению об эманации, в котором говориться об истечении множества духовных сущностей из некоторого верховного Существа.

Далее, поскольку некоторые из них уклонились в пустословие, желая быть законоучителями («nomodidaskaloi») (1 Тим. 1:7), а также из упоминания «обманщиков из обрезанных» (Тит. 1:10) и «прений о Законе» (Тит. 3:9), можно говорить об иудаистическом направлении того гностицизма, с которым столкнулся Апостол Тимофей в Ефесе, а Тит на Крите.

Этому пустословию (mataiologia) Павел противополагает здравое учение (ugiainh didaskalia) (1 Тим. 1:10 и Тит. 2:1), здравые слова Господа Иисуса Христа (1 Тим. 6:3).

В 1 Тим. 4:1-5 говориться о некоторых лжецах, которые запрещают вступать в брак и заставляют воздерживаться от разных видов пищи. Отрицание брака и крайнее пищевое воздержание, которому Апостол Павел противополагает свое убеждение, что «всякое творение Божие хорошо», показывает, что мы имеем дело с гностическим дуализмом, для которого материя была злом (ср. новое предупреждение в ст. 7 против мифов). Этот дуализм приводил, в истории гностицизма, к двоякой практике – к крайнему аскетизму или, наоборот, к крайнему либерализму, предельной распущенности. Из 1 ого послания к Тимофею 4 ого стиха вытекает, что те гностические течения, о которых Апостол Павел осведомляет Тимофея, отличались аскетическим характером. Вооружая Тимофея для борьбы с лжеучениями, Апостол предостерегает его и против преувеличенной оценки аскетизма.

В заключении послания к Титу, Апостол Павел отмечает особенность, которую необходимо учитывать при общении с еретиком – «отвращаться после второго вразумления» (Тит. 3:10). Такой еретик остается безответным и сам осуждает себя, ибо не может сказать, что никто не вразумил и не научил его (блаженный Феофилакт).


Вопрос №51.

Догматические утверждения Пастырских посланий: о Боге, о Христе,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: