Вопросы для обсуждения
1. Правовая природа и виды международного коммерческого арбитража.
2. Международный коммерческий арбитраж (МКА) – особый механизм рассмотрения международных коммерческих (хозяйственных) споров частноправового характера; суд, избранный в соответствии с волей сторон, для разрешения спора между ними.
3. Отличительная особенность международного коммерческого арбитража (третейского суда) – негосударственная природа.
4. Виды международного коммерческого арбитража: институционный (постоянно действующий) и изолированный (разовый – арбитраж ad hoc).
5. Право, применимое арбитражем.
6. Арбитражное соглашение.
7. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений.
Рекомендуемая литература
Основная
Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2012. – 704 с.
Международное частное право: учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева [и др.]; отв. ред. Г.К. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 688 с.
Дополнительная
Алешина А.В., Косовская В.А. Международное частное право: уч.-метод. комплекс. – М.: Феникс, 2009.
Зайцев Р.В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов. – М.: Волтерс Клувер, 2009.
Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве. – М.: Волтерс Клувер, 2009.
Карабельников Г.Р. Глоссарий международного коммерческого арбитража. – М.: Статут, 2009.
Комаров А.С. Международный коммерческий арбитраж: современные проблемы и решения. – М.: Статут, 2009.
Леанович Е.Б. Международное частное право: учебное пособие. – М.: Риор, 2010.
Международное частное право: сборник нормативных актов. – 3-е изд., перераб. и доп. / сост. Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. – М.: Велби, 2009.
Петрова Г.В. Международное частное право: вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2010.
Попова А.В. Международное частное право: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
Толстых В.Л. Нормы иностранного права в международном частном праве. – М.: Юридический центр, 2009.
ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ
Международное право (МП) | самостоятельный нормативный комплекс (правовая система), совокупность юридических норм, создаваемых государствами с целью регулирования их взаимоотношений и иных отношений в сфере их общих интересов | ||
Система международного права | целостный комплекс взаимосвязанных юридических норм: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных органов, рекомендательных резолюций международных органов, а также институтов международного права | ||
Нормы международного права | обязательные правила деятельности и взаимоотношений государства или иных субъектов международного права | ||
Координирующая функция международного права | установление с помощью норм международного права общеприемлемых для государств стандартов поведения в различных областях взаимоотношений | ||
Регулирующая функция международного права | принятие государствами твердо установленных правил, без которых невозможно их совместное существование в обществе | ||
Охранительная функция международного права | защита прав и интересов государств с использованием специально созданного для этого механизма | ||
Главная особенность международного права | регулирование с его помощью исключительно межвластных отношений между государствами | ||
Имплементация (реализация) | воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов МП, практическое осуществление нормативных предписаний | ||
Нормы juscogens (неоспоримого права) | нормы общего международного права, применяемые и признаваемые международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо; они обладают внешней юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит этим нормам | ||
Источники международного права | формы, в которых находят свое выражение нормы международного права | ||
Основные источники международного права | международный договор, международный обычай | ||
Международное частное право | комплекс правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер. Основная задача международного частного права состоит в разрешении коллизии между двумя правопорядками | ||
Частное право | Частное право - совокупность отраслей права, распространяющих свое действие на частных лиц и регулирующих: - имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, а также семейные отношения; - отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. К отраслям частного права относятся: гражданское право, семейное право, трудовое право, земельное право и международное частное право. | ||
Международный гражданский процесс | Международный гражданский процесс - составная часть международного частного права; совокупность правил процессуального характера, связанных с защитой прав иностранных граждан и юридических лиц в суде или в арбитраже | ||
Имплементация международного права | фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Имплементация осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты | ||
Международный договор | соглашение между двумя и несколькими государствами или инымисубъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей | ||
Международный обычай | доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Обычные нормы имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы | ||
Основные принципы международного права | концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни. К их числу относят: 1) принцип неприменения силы и угрозы силой; 2) принцип мирного разрешения споров; 3) принцип всеобщего уважения прав человека; 4) принцип суверенного равенства; 5) принцип невмешательства во внутренние дела государства; 6) принцип территориальной целостности государств; 7) принцип нерушимости границ; 8) принцип равноправия и самоопределения народов; 9) принцип сотрудничества; 10) принцип добросовестного выполнения международных обязательств | ||
Принцип суверенного равенства государств | уважение суверенитета всех государств и их равноправия в международных отношениях | ||
Принцип невмешательства | запрещение (согласно Уставу ООН) вмешательства в дела, но существу, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства | ||
Принцип равноправия и самоопределения народов | право всех народов (согласно Уставу ООН) свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и обязанность каждого государства уважать это право | ||
Принцип неприменения силы или угрозы силой | воздержание членами ООН в их международных отношениях от угрозы силой или се применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства | ||
Принцип мирного разрешения международных споров | обязанность государств решать все возникающие между ними споры и конфликты мирными средствами. Устав ООН оставляет за государством свободу выбора мирных средств решения конкретного спора | ||
Нерушимость границ | обязанность государства воздержаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или вкачестве средства разрешения международных споров | ||
Территориальная целостность и политическая независимость государства | принцип международного права, фиксирующий неприкосновенность государства | ||
Субъект международного права | носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями |
Сотрудничество государств (как правовой принцип) | обязанность государств независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах сотрудничать в различных областях с целью поддержания международного мира и безопасности | ||||
Первичные (суверенные) субъекты международного права | государства (в некоторых случаях народы и нации), которые в силу присущего им национального суверенитета признаются носителями прав и обязанностей | ||||
Производные субъекты международного права | Государственно-подобные образования, создаваемые первичными субъектами межправительственные организации | ||||
Международно-правовое признание | добровольный акт государства, заявляющего, что оно рассматривает другое государство как субъект международного права | ||||
Признание де-юре | полное официальное признание государства или правительства с установлением дипломатических отношений | ||||
Признание де-факто | неполное официальное признание государства или правительства без установления дипломатических отношений | ||||
Правопреемство государств | переход, с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве, определенных прав и обязанностей от одного государства к другому | ||||
Основа правопреемства | юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права | ||||
Территория | пространство земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недра, воздушное пространство, космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела | ||||
Государственная территория | суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет) | ||||
Три типа территорий (по основным видам правового режима) | Государственная территория (находящаяся под суверенитетом определенной страны); территория с международным режимом (лежащие за пределами государственной территории земные пространства, находящиеся в общем пользовании всех стран в соответствии с МП); территория со смешанным режимом (континентальный шельф, экономическая зона) | ||||
Территория со смешанным правовым режимом | континентальный шельф и экономическая зона | ||||
Государственная граница | линия и проходящая по ней вертикальная плоскость; различают сухопутные, водные, воздушные границы государственной территорий | ||||
Население государства | совокупность индивидов, проживающих на территории конкретного государства: 1) граждане государства; 2) иностранцы; 3) лица без гражданства. Есть промежуточные категории (лица, имеющие двойное гражданство) | ||||
Международная территория | пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства | ||||
Гражданство | устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей | ||||
Бипатриды | лица с двойным или множественным гражданством | ||||
Апатриды | лица без гражданства, т.е. лица не имеющие гражданства какого-либо государства. Их правовое положение определяется законодательством государства пребывания | ||||
Иностранец | физическое лицо, не являющееся гражданином страны пребывания, имеющее доказательства принадлежности и гражданство иностранного государства | ||||
Режим иностранцев | совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства | ||||
Беженцы | лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований | ||||
Международный договор | средство поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества, защиты основных прав и свобод человека и обеспечения законных интересов государств и др. субъектов МП; регулируемое Международным правом соглашение между субъектами этого права в письменной форме независимо от него | |
Клаузула | особое положение в международном договоре (соглашении). Обозначает разнообразные особые положения и условия: о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле, о всеобщем участии в договоре, о коренном изменении обстоятельств, об обязательной юрисдикции международного судебного органа и др. | |
Право международных договоров | отрасль международного права, регулирующая отношения субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров | |
Субъекты права международных договоров | субъекты международного права, которые имеют равную правоспособность заключать договоры | |
Объект Международного права договора | отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ; действий и воздержания от действий | |
Венская конвенция о праве международных договоров | основной договорной акт, регулирующий отношения, касающиеся международных договоров | |
Структура международного договора | преамбула, основная часть, заключительные положения, подписи сторон | |
Форма международного договора | письменная и устная (джентльменское соглашение) | |
Автономия воли | Возможность для сторон установить по своему усмотрению содержание договора, его условия, разумеется, в пределах, установленных правом | |
Наименование международных договоров | конвенция, соглашение, собственно договор, хартия, устав, пакт, декларация, протокол | |
Преамбула договора | часть договора, формулирующая пели договора, а также используемая для толкования договора | |
Основная часть международного договора | статьи международного договора, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. Им могут даваться наименования | |
Заключительная часть международного договора | условия вступления в силу и прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора | |
Право международных организаций | совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус международных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок | |
Компетенция Международной организации организации | объект или сфера ее деятельности, определяемые полномочия, данными ей государствами-участниками | |
Орган международной организации | составная часть международной организации, созданная на основании учредительного или иного акта международной организации, наделенная соответствующими компетенциями, полномочиями и функциями, обладающая внутренней структурой и составом, с порядком принятия решений, с закрепленным правовым статусом | |
Международная межправительственная организация | субъект международного права; учреждение, созданное на основе объединения государств и международного договора для достижения общих целей и имеющее постоянные органы, действующее в общих интересах государств - членов при уважении их суверенитета | |
Закрытая международная межправительственная организация | объединение государств, прием новых членов в которую производится только при согласии первоначальных учредителей | |
Региональная международная межправительственная организация | объединение государств, расположенных в пределах одного региона | |
ООН | Универсальная международная организация, имеющая в своем составе более 180 государств |
Устав ООН | институционной документ, регулирующий жизнедеятельность международной организации. Его положения обязательны для всех государств-членов ООН | |
Главнейшая цель ООН | поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных мер для предотвращения угрозы миру, разрешение мировыми средствами международных споров: развитие дружеских отношений между народами и другое | |
Главные органы ООН | Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд, Совет по опеке, Секретариат | |
Специализированные учреждения ООН | межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях | |
Международный суд | главный судебный орган ООН, действующий в соответствии с гл. Х1У Устава ООН и статутом международного суда. Все члены ООН - участники этого статута | |
СНГ | объединение государств, основанное на начале равенства всех его членов, являющихся самостоятельными и равноправными субъектами международного права | |
Международная правительственная конференция | временный коллективный орган, созванный для достижения согласованных целей | |
Международноправовая ответственность | юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения |
Нормы, касающиеся ответственности в международном праве | особый международно-правовой институт, включающий как обычные нормы, так и нормы, рассредоточенные по отдельным договорам | ||
Международное преступление | особо опасные деликты, нарушающие принципы и нормы международного права. Имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и негативно воздействующие на всю систему международных отношений | ||
Международный деликт | разного рода международно-правовые деяния, не составляющие международного правонарушения | ||
Виды международных преступлений | агрессия, колониализм, геноцид, апартеид, расизм, рабство и работорговля, военные преступления, экоцид | ||
Субъекты международно-правовой ответственности | субъекты международного публичного права | ||
Виды международно-правовой ответственности | политическая и материальная | ||
Материальная ответственность | обязанность возмещения материального ущерба, которая может выражаться в форме реституции, репараций | ||
Политическая ответственность | применение принудительных мер в отношении государства правонарушителя в форме реторсии, репрессалии. сатисфакции, ресторации, приостановлении членства в международной организации, подавления агрессора силой | ||
Международно-правовые средства мирного разрешения международных споров | исторически сложившаяся система институтов мирного урегулирования разногласий, применяемых в соответствии с основными принципами международного права и справедливости |
Непосредственные переговоры | Установление контакта и обмена мнениями между спорящими государствами в целях достижения соглашения по различным вопросам; дипломатические переговоры | |||
Добрые услуги | совокупность действий не участвующих в данном споре государств или международных организаций, направленных на установление или возобновление прямых переговоров между спорящими в целях создания благоприятных условий для мирного разрешения споров | |||
Международная следственная процедура (обследование) | расследование международным органом конкретных обстоятельств и фактических данных, лежащих в основе межгосударственных разногласий | |||
Международная согласительная процедура | рассмотрение споров в создаваемых сторонами на паритетных началах органах | |||
Международный арбитраж | третейский суд, состав и порядок деятельности которого, а также подлежащие применению нормы права определяются соглашением сторон в споре | |||
Арбитражное соглашение | соглашение, выражающее согласованную волю сторон о передаче спора между ними в арбитраж | |||
Арбитражная оговорка | это соглашение сторон контракта, прямо включенное в его текст, об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть в будущем из этого контракта | |||
Арбитражный договор | самостоятельное соглашение между сторонами об арбитражном разбирательстве споров, которые могут возникнуть между ними в будущем или в связи с группой конкретных контрактов между ними, или даже в связи с сотрудничеством между ними | |||
Апостиль | удостоверение подлинности подписи на документе, качества, в котором выступало лицо, его подписавшее, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен соответствующий документ, путем проставления на нем специального штампа. Апостиль заменяет в правовом отношении консульскую легализацию документа, направляемого для использования на территории другого государства. Удостоверение подлинности подписи посредством апостиля не требует предварительного свидетельствования ее подлинности нотариусом | |||
Международный суд | создаваемый на основе международного договора постоянный орган, призванный решать международные споры путем судебной процедуры | |||
Дипломатическое право | отрасль международного права, аккумулирующая совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений | |||
Дипломатия | официальная деятельность государства, его органов внешних сношений по защите интересов страны и ееграждан, поддержанию и укреплению мира и добрососедских отношений с другими государствами | |||
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года | основной договорной акт в области дипломатических отношений | |||
Органы внешних сношений | органы государства, посредством которых осуществляется его связи другими государствами и иными субъектами международного права | |||
Дипломатическое представительство | орган аккредитирующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними | |||
Привилегии (преимущества и иммунитеты) | совокупность основных прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, представляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам | |||
Структура дипломатических представительств | состав и характер дипломатических представительств; в разных странах различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания | |||
Совет Безопасности ООН | единственный орган ООН, который обладает правом предпринимать действия превентивные и принудительные от имени ООН в том числе и объединенными вооруженными силами государств -членов ООН | |||
Комбатанты | любые лица; входящие в состав вооруженных сил и имеющие право непосредственно принимать участие в боевых действия | |||
Реторсии | правомерные ответные меры одного государства против другого, если на его территории нарушаются законные права и интересы физических и юридических лиц первого государства. Цель реторсий – добиться отмены дискриминационной политики | |||
Европейское право | особая правовая система, охватывающая правовые установления европейской системы защиты прав человека и европейское интеграционное право, регулирующее взаимоотношения, складывающиеся в процессе европейской интеграции. Последнее включает, впредь до введения в действие Конституции ЕС, право Европейских сообществ и право Европейского союза, а равно отрасли права, формирующиеся в процессе становления и эволюции европейских интеграционных образований | |||
Источники европейского права | это внешние формы выражения его правовых норм. Система источников европейского права имеет собственнуюспецифику и включает три больших раздела: источники первичного права, источники вторичного права, источники прецедентного права. | |||
Принципы европейского права | основные начала данной правовой системы, которые определяют содержание правотворческой,правоприменительной и правоохранительной деятельности Союза в целом и его государств-членов. Среди принципов европейского права выделяют общие и специальные | |||
Субъекты европейского права | носители прав и обязанностей, установленных нормами данной правовой системы. Основными субъектами европейского права выступают: физические лица, юридические лица,государства, компетентные органы государств-членов (правительства, парламенты, национальные суды и т.д.), Европейский Союз в целом и егоструктурные подразделения | |||
Первичное право | нормы, закрепленные в учредительных договорах обобразовании европейских сообществ и Европейского Союза, они порождают права и обязанности для государств-членов | |||
Вторичное право | нормы, которые издаются в качестве юридическиобязательных предписаний институтами Европейского Союза | |||
Дополнительное право | нормы, содержащиеся в соглашениях, заключаемыхгосударствами-членами Европейского Союза в целях реализации предписаний, содержащихся в учредительных договорах | |||
Европейский Союз (ЕС) | экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию. ЕС был юридически закреплен Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ | |||
Нормативно-правовые акты Европейского Союза | основная и наиболее многочисленная часть источников европейского права. Они включают: 1)регламент – нормативно-правовой акт общего характера, обязательный для исполнения субъектами европейского права; 2) директива – нормативно- правовой акт, в котором указываются цели и результаты, которые должны бытьдостигнуты, и сроки их достижения; директивы могут быть адресованы как все государствам-членам, так и отдельным государствам-членам Союза; 3) решения – акты не общего, а индивидуального характера, они обязательны только длятех субъектов европейского права, которым адресованы. | |||
Институты Европейского Союза | составные и в то же время относительно обособленные подразделения аппарата Европейского Союза, которыеучаствуют в осуществлении его задач и функций, действуют от его имени и по его поручению, имеют соответствующую компетенцию и структуру, наделены установленным учредительными договорами и законодательством Союзаобъемом властных полномочий, применяют присущие им формы и методы деятельности. Это Европейский парламент,Совет, Комиссия, Суд, Счетная палата. В соответствии с Конституцией для Европы система институтов будет состоять из: Европейского парламента, Европейского совета, Совета министров (Совета), Европейской комиссии, Суда Европейского союза. | |||
Европейские сообщества | объединение трех формально самостоятельных организаций с общими органами управления. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), создано в 1951 г., Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданные в 1957 г. В настоящее время в систему ЕС входит также значительное количество других европейских интеграционных институтов | |||
Право Европейских сообществ | часть норм европейского права, которые неразрывно связаны с существованием и функционированием Европейских сообществ. Они обладают в силу этого особым правовым режимом и свойствами | |||
Коммунитарное право | совокупность норм, принятых по первой опоре Европейского Союза. Термины «коммунитарное право» и «право Европейскихсообществ» является синонимами | |||
Право Европейского Союза | основывается на устранении различий в правовом режиме составных частей Союза и замене всех действующих учредительных договоров единой Конституцией ЕС. Интеграционное право, исключающее право Совета Европы. Включает все разновидности правовых механизмов, используемых в рамках ЕС | |||
Европейская интеграция | это процесс возникновения общего рынка, общих таможенных границ, передача ряда функций, которые ранее целиком принадлежали национальным государствам на надгосударственный уровень, отказ государств-членов ЕС от национальных валют и введение единой для всех валюты, формирование общего законодательного органа (Европейского парламента), некоторых общих судебных органов и общей правовой базы, создание Европейской комиссии как наднационального органа исполнительной власти | |||
Панъевропейский союз | общественно-политическое движение, направленное на объединение всех европейцев в единый европейский альянс, который способен эффективно продвигать свои интересы и идеалы в мире | |||
Конституция ЕС(официальное название — Договор о введении Конституции для Европы) | международный договор, призванный играть роль конституции Европейского союза и заменить все прежние учредительные акты ЕС. Подписан в Риме 29 октября 2004 | |||
Гражданство Европейского Союза | введено Маастрихтским договором, подписанном в 1992 году. Оно существует наряду с национальным гражданством и предоставляет дополнительные права для граждан государств- членов Европейского союза. Гражданами Союза автоматически признаются все лица, имеющие гражданство государств-членов. Гражданство гарантирует: свободу передвижения и места жительства в пределах территории Союза; право избирать и быть избранным в местных органы и Европейский парламент; право обращаться к Европейскому парламенту и Омбудсмену ЕС. Гражданство Союза не заменяет национальное гражданство, а дополняет его | |||
Европейский омбудсмен (Европейский уполномоченный по правам человека) | уполномоченный по правам человека Европейского союза; должность, введённая Маастрихтским договором в 1993 году. Он уполномочен принимать жалобы от граждан Союза, физических или юридических лиц, резидентов государств-членов на неудовлетворительное качество деятельности институтов или учреждений Союза | |||
Европейский парламент | состоит из представителей народов государств – членов, избираемых всеобщим голосование на пять лет. Парламент участвует в процессе принятия актов Сообщества, назначает уполномоченного по правам человека, и т.д. | |||
Председатель Европейского парламента | высшее должностное лицо Европарламента, которое осуществляет руководство всей деятельностью Парламента и его органов | |||
Бюро | это орган Европейского парламента, на который возложено решение организационных, финансовые и технических вопросов его деятельности. «Бюро регулирует финансовые, организационные и административные вопросы, касающиеся депутатов, внутреннюю организацию Парламента, его секретариата и органов | |||
Конференция председателей | орган политического руководства работой Парламента. Решает вопросы планирования законодательной и иной деятельности Парламента, определяет состав и компетенцию парламентских комиссий, решает вопросы взаимодействия Европейского парламента с парламентами государств-членов и т.д. | |||
Квесторы | должностные лица Европейского парламента, которые ответственны за выполнение административных и финансовых задач, непосредственно затрагивающих депутатов. Подотчетны Бюро Европейского парламента, в состав которого они входят с правом совещательного голоса | |||
Парламентские комиссии | образованы из числа депутатов Европейского парламента в целях более эффективной и компетентной работы по обсуждению законопроектов и других вопросов, отнесенных к парламентской компетенции | |||
Генеральный секретариат | аппарат Европейского парламента. Его сотрудники должны обеспечивать нормальную работу Парламента в целом и его членов (перевод документов, техническое обслуживание и т.д.) | |||
Совет Европейского Союза (Совет) | институт Европейского Союза, в который входят представители правительств государств-членов Европейского Союза. Совет обладает законодательной и бюджетной властью, он – главный институт, принимающий решения в области общей внешней политики и политики безопасности, а также в сфере сотрудничества полиций и судов в уголовной сфере. Резиденция Совета находится в Брюсселе. | |||
Совет Европы | международная организация, которая состоит из следующих органов: Комитета министров, Парламентского собрания, Секретариата, Европейского Суда по правам человека. Совет Европы был создан в 1949 году и находится в Страсбурге. Совет Европы функционирует на основе «саммитов», единогласия и компромиссов | |||
Экономический и валютный союз | форма интеграции и, одновременно, сфера общественных отношений, в рамках которой Европейское сообщество,во-первых, координирует всю экономическую политику государств-членов, во-вторых, проводит централизованную денежно-кредитную политику на основе единой валюты евро | |||
Таможенный союз | это зона свободной торговли, дополненная единымтаможенным тарифом. В рамках такого союза государства-участники создают единую таможенную территорию, внутри которой свободно перемещаться могут не только местные товары, но и продукция, импортируемая из третьих стран | |||
Шенгенское право | совокупность норм, регулирующих условия въезда ипередвижения физических лиц по территории государств – участников в целом, включая условия и порядок получения единой визы, а также вопросы совместной борьбы с преступностью, в т.ч. создание и функционирование дляэтой цели единой информационной системы. Название происходит от места подписания шенгенских соглашений – замка Шенген в Люксембурге | |||
Шенгенское соглашение | соглашение об отмене паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза | |||
Зона евро | совокупная территория государств-членов Европейского Союза,которые ввели евро в качестве единой валюты.Зона свободной торговли – форма экономической интеграции, предполагающая отмену таможенных пошлин и других ограничений на товарооборот между еегосударствами-участниками. | |||
Наднациональность | передача государствами-членами созданной имимеждународной организации (ее органам) определенных властных полномочий, обычно осуществляемых только органами суверенного государства, включая возможность издавать правовые нормы, имеющие обязательную силу длявходящих в организацию государств | |||
Европейский ордер на арест | выданное государством-членом судебное решение в целях задержания и передачи другим государством-членом разыскиваемого лица для осуществления уголовного преследования либо для исполнения наказания или меры безопасности, связанных с лишением свободы. | |||