Понятие «мониторинг»

Экологический мониторинг.

Мониторинг - система наблюдений за состоянием объекта изучения, отражения динамики происходящих в нем изменений и прогноза развития ситуации.

Экологический мониторинг - это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды (ОС) с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза в будущем параметров ОС, имеющих значение для человека и сохранения самой среды.

Мониторинг окружающей среды (МОС)- комплекс мероприятий по определению состояния биосферы и слежению за нарушениями экологического равновесия.

Мониторинг окружающей природной среды (МОПС)- долгосрочные наблюдения за состоянием ОПС, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния ОПС, ее загрязнения. Социально-гигиенический мониторинг (СГМ)- система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека. Социально-экологический мониторинг» (СЭМ) - система повторяющихся наблюдений за отношением населения (общественного мнения) к экологическим проблемам.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

- оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

- выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

- создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Основные задачи экологического мониторинга:

- наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

- наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

- наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

- оценка фактического состояния природной среды;

- прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях возникает на всех этапах оценки.

Мониторинг подразделяют:

По методам ведения: Биологический; химический; геофизический; автоматический; дистанционный (космический, авиационный и др.).

По объектам наблюдения экологический мониторинг подразделяется на: биосферный; климатический; мониторинг океана; генетический; источников загрязнения и др.

По масштабам обобщения информации различают: глобальный (биосферный) мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества, позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли; национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданными органами; региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, куда поступает информация в пределах крупных районов, интенсивно осваиваемых народным хозяйством, а следовательно подверженных антропогенному воздействию.

Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Цели:

- установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека и их оценку;

- прогнозирование состояния здоровья населения и среды обитания человека;

- определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье населения;

- разработку предложений для принятия решений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, населения о результатах, полученных при проведении мониторинга.

Задачи:

- организация системы наблюдения за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания;

- установление факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье населения и разработка мероприятий по снижению их негативного воздействия на население;

- межведомственное взаимодействие по информационному обмену данными;

- информирование органов государственной власти округа, местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и граждан о результатах проведения СГМ;

- разработка предложений для принятия управленческих решений, оценка эффективности мероприятий по управлению санитарно-эпидемиологической обстановкой.

2. Понятие «благоприятная окружающая среда», «качество окружающей среды». Критерии оценки качества окружающей среды.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; при этом качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и их совокупностью. По мнению ученых-экологов, законодательное понятие б.о.с. не является оптимальным, научные определения являются более аргументированными. По мнению М.М. Бринчука, благоприятную окружающую среду целесообразно определить через характеристику не качества, а состояния.

Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы, а состояние - понятие более широкое, так как оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Поэтому наиболее обоснованным является следующее определение б.о.с. - это окружающая среда, состояние которой соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты, ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечивающая нормальную жизнь, здоровье и другие интересы человека. Понятие б.о.с. следует отличать от понятий "здоровая окружающая среда" и "чистая окружающая среда". Здоровая или чистая окружающая среда - это такая окружающая среда, незагрязненность которой установлена нормативами качества окружающей среды, исходя из физических, химических, биологических и иных показателей. Б.о.с. понятие более широкое, помимо того что это здоровая и чистая окружающая среда, она еще и отвечает требованиям неистощимости, устойчивости естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Качество окружающей среды — это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям человека. Различают окружающую природную среду здоровую, или комфортную, при которой здоровье у человека в норме, и нездоровую, при которой нарушается состояние здоровья. Когда при взаимодействии человека со средой наблюдаются необратимые изменения состояния здоровья, то такая среда называется экстремальной. Отсюда следует, что для сохранения здоровья населения нашей страны необходимо следить за качеством окружающей среды. Для этого разработаны научные оценки качества окружающей среды, которые называются стандартами качества окружающей среды. Они подразделяются на экологические и производственно-хозяйственные. Экологические стандарты устанавливают предельно допустимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которых несет опасность здоровью человека, губительно для растительности и животных. Данные нормы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) и предельно допустимых уровней вредного физического воздействия (ПДУ). ПДК — это количество вредного вещества в окружающей среде, отнесенное к массе или объему ее конкретного компонента, которое при постоянном контакте или при воздействии в отдельный промежуток времени практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Предельно допустимые уровни вредного физического воздействия (ПДУ) устанавливаются, как правило, для шумового и электромагнитного загрязнения. Производственно-хозяйственные стандарты качества окружающей среды регламентируют экологически безопасный режим работы производственного, коммунально-бытового и других объектов. К данному визу стандартов качества окружающей среды относятся предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ) и предельно допустимый сток (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы конкретными источниками (предприятиями) той или иной территории. Около 2 млн т, не считая минеральных удобрений, составляет общее количество веществ, ежегодно попадающих в биосферу. Меньше предельно допустимой может быть концентрация каждого из этих веществ, но совместное их присутствие вызывает такой же эффект, как и при их содержании, превышающем ПДК. Это явление называется эффектом суммации действия. Таким эффектом, например, обладают следующие сочетания вредных веществ: ацетон — фенол, сернистый газ — фенол, сернистый газ — сероводород и др.

Выбросы становятся опасными для здоровья человека, если при расчете сумма будет больше единицы. Меры по улучшению качества окружающей среды разрабатываются на каждом предприятии, в каждом городе или поселке. Их можно объединить в следующие группы: технологические, ар-хитектурно-планировочные, инженерно-организационные, правовые, экономические мероприятия.

3.Характеристика нормативов качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее.

В основу всех природоохранных мероприятий положен принцип нормирования качества окружающей природной среды, который заключается в установлении нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую природную среду.

Основные экологические нормативы качества окружающей среды:

санитарно-гигиенические:

· предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

· допустимый уровень физических воздействий шума, вибрации, ионизирующих излучений и т. д.);

производственные:

· предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ);

· предельно допустимый сброс вредных веществ в водные объекты (ПДС);

· норматив образования отходов в производстве;

комплексные:

· допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду.

Предельно допустимая концентрация (ПДК)– это количество загрязняющих веществ в почве, воздушной и водной среде, которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает отрицательных последствий у его потомства.

В последнее время при определении ПДК учитывают также влияние загрязнения на животных, растения, микроорганизмы, а также сообщества в целом.

Устанавливается ПДК по медицинским показателям.

Для загрязняющих веществ устанавливается классы опасности:

· первый – чрезвычайно опасные;

· второй – высокоопасные;

· третий – умеренно опасные;

· четвертый – малоопасные.

Фактическая концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе определяется с помощью специальных приборов – газоанализаторов в приземном слое атмосферы. Среднесуточная концентрация равна среднеарифметическому значению разовых проб, отобранных с определенной периодичностью, максимальное значение – соответствует максимальной разовой концентрации.

Для каждого промышленного предприятия для всех стационарных источников загрязнения устанавливается предельно допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ.

ПДВ – количество каждого загрязняющего вещества, выбрасываемого отдельным источником в единицу времени, при котором приземная концентрация этого загрязняющего вещества в селитебной зоне не будет превышать предельно допустимую, измеряется она в граммах в секунду (г/с), килограммах в сутки (кг/сутки), тоннах в год (т/год).

К источникам загрязнения относятся высокие трубы, вентиляционные выбросы, аэрационные фонари, открытые окна, вытяжные шахты, открытое техническое оборудование и т.д.

Источники загрязнения могут быть непрерывного и периодического действия, залповые и мгновенные. При залповых выбросах в атмосферу выбрасывается большое количество загрязняющих веществ за короткий промежуток времени. Залповые выбросы возможны при аварийных ситуациях.

Выбрасываемые в атмосферу загрязняющие вещества рассеиваются в атмосфере. На их рассеивание оказывают влияние климатические факторы: температура воздуха, скорость и направление ветра, влажность воздуха, осадки и др., и производственно-технологические факторы: вид топлива, высота заводских труб, состав и температура газовых выбросов, объем и масса загрязняющих веществ и др.

Расчет рассеивания сложная задача и выполняется на ЭВМ по специальным программам. Результаты расчетов рассеивания оформляются для каждого загрязняющего вещества в виде изолиний, наносимых на схему генплана предприятия или района.

Под предельно допустимой концентрацией загрязняющего вещества в почве (ПДК, мг/кг) понимают максимальную концентрацию, при которой не будет нарушена самоочищающая способность почвы, не будет происходить накопление загрязнителей в сельскохозяйственной продукции.

ПДК в почвах устанавливают для тяжелых металлов, углеводородов, пестицидов.

При установлении ПДК учитывают следующие показатели:

· поступление загрязняющих веществ из почвы в растения через корневую систему;

· поступление загрязняющих веществ из почвы в подземные воды;

· поступление загрязняющих веществ из почвы в атмосферу;

· воздействие загрязняющих веществ на почвенные живые организмы.

Оценивают ПДК по снижению урожайности культур, а также по накоплению химических элементов в биомассе (в биомассе не должны накапливаться загрязнители).

ПДК загрязнителей устанавливают по общему содержанию их в почве и по содержанию их в подвижной форме.

Для водной среды предельно- допустимая концентрация (ПДК) – это максимальная концентрация загрязняющего вещества в воде, при превышении которой вода становится непригодной для одного или нескольких видов водопользования.

ПДК устанавливается отдельно для коммунально-бытовой и рыбохозяйственной категории водопользования.

Требования к качеству воды для рыбохозяйственных водоемов более жесткие, чем для коммунально-бытовых.

При сбросе сточных вод в водный объект рассчитывают предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ –максимальное количество вещества в сточной воде, допустимое для сброса в единицу времени, при котором не будет превышена ПДК в данном створе. Норму ПДС устанавливают с учетом способности водного объекта к самоочищению.

Предельно допустимый уровень радиационного воздействия (ПДУ) – это уровень который не представляет опасности для здоровья человека состояния животных, растений, микроорганизмов. ПДУ устанавливается на основании норм радиационной безопасности.

Установлены также предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий.

Основным комплексным нормативом качества окружающей природной среды является допустимая норма антропогенной нагрузки.

Допустимая норма антропогенной нагрузки на окружающую среду – это максимально возможные антропогенные воздействия на природные ресурсы или комплексы, не приводящие к нарушению устойчивости экологических систем.

Общество должно контролировать все стороны своего развития, добиваясь того, чтобы совокупная антропогенная нагрузка на природную среду не превышала самоочистительную ее способность.

Понятие предельно допустимой нагрузки на природную среду должно лежать в основе природопользования. Например, необходимо устанавливать предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий, предельное число посетителей в национальном парке, предельное число жителей района, которое может быть размещено в его границах при сохранении природной среды.

4. Понятия и виды экологической сертификации её цель и задачи. Объекты экологической сертификации.

Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:

· контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· создание экологически справедливого рынка.

Нормальное функционирование рынка невозможно без информации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:

· удовлетворяет ли товар его потребностям;

· в какой мере продавец может гарантировать качество товара и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окружающей среды.

Законом РФ «О защите прав потребителей» в России введена сертификация продукции, услуг и иных объектов, направленная на предотвращение вреда имуществу потребителей и обеспечение экологической безопасности населения. Экологическая сертификация – это подтверждение соответствия продукции установленным экологическим требованиям.
Правовые основы обязательной и добровольной сертификации, права, обязанности и ответственности ее участников закреплены в законе РФ «О сертификации продукции и услуг». По В.Ф. Протасову (2000) основные цели экологической сертификации:
- защита потребителей от использования (приобретения) продукции, опасной для их жизни, здоровья и имущества, а также для окружающей среды;
- регулирование отчислений в сфере взаимодействия общества и природы для сохранения природных богатств и улучшения среды обитания человека;
- обеспечение интеграции России в мировой рынок.
Главные задачи экологической сертификации
:
- создание экологически справедливого рынка;
- защита изготовителя от нечестной конкуренции, содействие рекламе, сбыту и повышению конкурентоспособности продукции с наилучшими экологическими характеристиками;
- предотвращение поступления в страну недоброкачественных с экологической точки зрения иностранных товаров;
- приостановление или прекращение реализации продукции, не отвечающей установленным экологическим требованиям;
- укрепление за рубежом репутации экспортируемой экологически безопасной отечественной продукции;
- обеспечение улучшения качества окружающей среды и ресурсосбережения;
- содействие ускорению научно-технического прогресса в природоохранной области;
- обеспечение безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Система экологической сертификации базируется на следующих основных правилах, предусматривающих:
- установление собственных правил процедуры и управления для проведения экологической сертификации, не противоречащих закону РФ «О сертификации продуктов и услуг»;
- разграничение функций между различными органами систем экологической сертификации;
-взаимодействие системы с международными и национальными органами по сертификации;
- распределение ответственности между участниками сертификации;
- тесную увязку налоговой системы и системы ценообразования с экологическим сертификатом и лицензией на применение знака соответствия экологическим требованиям.
Объекты экологической сертификации:
- объекты природной среды и природные ресурсы;
- отходы производства и потребления;
- технологические процессы.

Объекты обязательной экологической сертификации:

· системы управления охраной окружающей среды, регламентируемые международными стандартами;

· продукция, вредная для окружающей среды, озоноразрушающие вещества, предполагаемые к ввозу в РФ и вывозу из РФ, а также товары, ввозимые на таможенную территорию РФ;

· экологически вредные технологии, используемые на промышленных и опытно-экспериментальных объектах предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности;

· отходы производства и потребления;

· виды животных и растений, попадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, добытые в открытом море судами РФ.

В современных условиях особую важность имеет недопущение ввоза на территорию РФ и вывоза с ее территории недоброкачественной с экологической точки зрения продукции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: