Экологическая экспертиза, её виды и место в реализации прав граждан на благоприятную окр. среду

Экологическая экспертиза
При осуществлении мероприятий, связанных с воздействием на окружающую среду, природные экосистемы, здоровье людей, необходимо заранее, на уровне предпроектной или проектной документации исключить возможные негативные последствия путем произведения экологической экспертизы. Под экологической экспертизой следует понимать систему комплексной оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий осуществления проектов, функционирования народнохозяйственных объектов, принятия решений, направленных на предотвращение их отрицательного влияния на окружающую среду и на решение намеченных задач с наименьше затратой ресурсов и минимальными последствиями. Критериями оценки выступают требования правовых норм, принципы охраны природы, правоохранительные приоритеты, экологические императивы, стандарты по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, строительные нормы и правила, санитарно-гигиенические нормативы, основные показатели утверждений предплановой, проектно-планировочной и проектно-сметной документации.
Оценочными критериями из ненормативных показателей являются обобщенные показатели природных особенностей местности, направления ветров, туманов, шпилей, воздушных инверсий, рельефа и др., используя которые, эксперты могут дать объективную оценку работ.
Эколого-экспертная деятельность должна содержать элементы экологического прогнозирования не только на проектный период, но и на перспективу в форме научно обоснованного предвидения, направленного на сохранение оптимального режима экосистемы «общество – природа».
Эксперты обязаны обеспечивать соблюдение в проектах нормативных требований по очистке вод, включая промышленные и бытовые стоки; защите атмосферы от вредных выбросов, утилизации, нейтрализации и вторичному использованию хозяйственно-бытовых и промышленных отходов, рациональной разработке полезных ископаемых и рекультивации земель.
Эколого-экспертный процесс состоит из трех основных этапов: подготовительного, или проверки наличия необходимых реквизитов, представляемых проектных материалов и их соответствия действующему законодательству; основного, или аналитической обработки данных по объектам экспертизы; заключительного, или обобщения и оценки данных и составления акта экспертизы. Правовой основой экологической экспертизы является законодательство РФ и субъектов Федерации, нормативной базой – весь комплекс существующих природоохранных и технических стандартов, ГОСТов, строительных норм и правил, санитарно-экологические и гигиенические нормативы.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы – важнейшее требование и условие ее эффективности в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.

Определим кратко содержание каждого из принципов.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду. С учетом этой презумпции перед лицами, участвующими в процессе экологической экспертизы, стоит первоочередная задача выявить все потенциальные виды и масштабы таких воздействий. Основываясь на полученных данных, они должны определить и оценить меры по охране окружающей среды от вредных воздействий и рациональному использованию природных ресурсов, нейтрализующие такие воздействия и адекватные требованиям действующего природоохранного законодательства.

Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации соответствующего объекта адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика это означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять ее, если она в соответствии со ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» представляет собой объект государственной экологической экспертизы. До принятия решения он обязан представить материалы на государственную экологическую экспертизу согласно п. 1 ст. 14 этого Закона.

Для Госкомэкологии или его территориальных органов из этого принципа вытекает обязанность принять на экспертизу материалы, соблюдая при этом положения п. 1 ст. 14 Закона, организовать и провести государственную экологическую экспертизу.

Хотя принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий распространяется на оба регулируемых Законом вида экологической экспертизы, в полной мере его обязаны соблюсти прежде всего органы государственной экологической экспертизы. Требовать от общественной экологической экспертизы, проводимой инициативно, всесторонней оценки экспортируемых материалов нельзя.

Изложенный принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы.

С учетом того, что в законодательстве об охране окружающей среды отсутствует пока толкование понятия экологической безопасности и его требований, принцип обязательности учета требований экологической безопасности при ее проведении выглядит в известной степени абстрактно. Как минимум, он обязывает субъектов эколого-экспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду.

Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу, прежде всего обязывает заказчика обеспечить предъявление достоверной и полной информации об объекте экспертизы.

Достоверной является бесспорная информация, не вызывающая сомнений, неискаженная, соответствующая требованиям законодательства, других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, с учетом специфики объекта экспертизы, подтвержденная лабораторными исследованиями или специальной экспертизой, либо иным способом, установленным законодательством РФ.

Полной является информация об объекте, передаваемая на экологическую экспертизу, в объеме, в котором может и должен обладать ею заказчик планируемой деятельности для того, чтобы выполнить адресованные ему требования законодательства об охране окружающей среды.

Принцип независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы означает, что никто не вправе вмешиваться в работу эксперта, выполняемую в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, техническим заданием на ее проведение, задачами, поставленными перед экспертом руководителем экспертной комиссии или руководителем группы. В соответствии с этим принципом эксперт свободен в оценках экспортируемого объекта и выводах по нему. Оказываемое в любых формах давление на него является противоправным

принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы – один из основных. Каждая из его составных частей имеет собственное содержание.

Заключения экологической экспертизы должны быть научно обоснованны. Это требование касается как индивидуальных заключений экспертов, так и сводных заключений экологической экспертизы. Содержащиеся в заключении суждения и выводы должны быть научно аргументированны. Критериями при этом могут служить не только собственные научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Заключения экологической экспертизы должны быть объективными. Объективность проявляется в непредвзятой, беспристрастной оценке объекта экологической экспертизы и подготовке включаемых в заключение выводов каждым участником эколого-экспертного процесса и комиссией в целом.

Принцип законности заключений экологической экспертизы – сердцевина эколого-экспертной деятельности. Соблюдение этого принципа при ее проведении определяет масштаб обеспечения реализации экологического права. В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» названный принцип сформулирован по-другому: принцип законности выводов государственной экологической экспертизы. Соблюдение принципа законности при проведении государственной экологической экспертизы действительно имеет особое значение с учетом обязательной юридической силы заключения.

Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы является проявлением демократизации российского права окружающей среды и средством реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Данный принцип устанавливает обязанность других субъектов эколого-экспертного процесса выполнить требования законодательства в области экологической экспертизы относительно информирования заинтересованных сторон о проводимой экологической экспертизе, участия в ней общественных организаций (объединений), учета общественного мнения. Невыполнение ими этой обязанности является правонарушением и соответственно основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы адресован, видимо, в основном участникам государственной экологической экспертизы. Он означает, что в случае невыполнения ими требований организации и проведения экспертизы, они будут нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

6. Экологический мониторинг.

(мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.[1]

Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений на базе имеющихся в регионе ведомственных данных становится, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности

Системы мониторинга или его виды различаются по объектам наблюдения. Поскольку компонентами окружающей среды являются воздух,вода, минерально-сырьевые и энергетические ресурсы, биоресурсы, почвы и др., то выделяют соответствующие им подсистемы мониторинга. При этом важно создавать не разрозненные системы, а комплексные. В общем виде процесс экологического мониторинга можно представить схемой: окружающая среда (либо конкретный объект окружающей среды) -> измерение параметров -> сбор и передача информации -> обработка и представление данных, прогноз. Измерение параметров, сбор и передачу информации, обработку и представление данных осуществляет система мониторинга. Система экологического мониторинга тесно связана с системой управления качеством окружающей среды (далее для краткости «система управления»). Информация о состоянии окружающей среды, полученная в системе мониторинга, используется системой управления для устранения негативной экологической ситуации или уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, разработки программ в области экологического развития и охраны окружающей среды. В системе управления можно также выделить три подсистемы: принятие решения (специально уполномоченный государственный орган), управление выполнением решения (например, администрация предприятий), выполнение решения с помощью различных технических или иных средств.

Мониторинг является многоуровневой системой. Обычно выделяют системы детального, локального, регионального, национального и глобального уровней.Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т.д.При объединении систем детального мониторинга в более крупную сеть (например, в пределах района и т.п.) образуется система мониторинга локального уровня. Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района.Локальные системы могут объединяться в еще более крупные – системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них.Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень) системы мониторинга. Примером такой системы являлась "Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации" (ЕГСЭМ) и ее территориальные подсистемы. Однако, вслед за Министерством экологии в 2002г ЕГСЭМ была также упразднена и в настоящее время в России имеются лишь ведомственно-разрозненные сети наблюдений, не позволяющие адекватно решать стратегические задачи управления территорией с учетом экологического императива.В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть - «Глобальную систему мониторинга окружающей среды» (ГСМОС). Это высший глобальный уровень организации системы экологического мониторинга. Ее назначение - осуществление мониторинга за изменениями в окружающей среде наЗемле и ее ресурсами в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг - это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Пока создание такой системы в полном объеме, действующей под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют пока собственных национальных систем.Глобальная система мониторинга окружающей среды и ресурсов призвана решать общечеловеческие экологические проблемы в рамках всей Земли, такие как глобальное потепление климата, проблема сохранения озонового слоя, прогноз землетрясений, сохранение лесов, глобальное опустынивание и эрозия почв, наводнения, запасы пищевых и энергетических ресурсов и др. Примером такой системы является глобальная наблюдательная сеть сейсмомониторинга Земли, действующая в рамках Международной программы контроля за очагами землетрясений (https://www.usgu.gov/) и др

Источники контроля за состоянием окружающей среды
Контроль за безопасностью окружающей среды и в связи с этим здоровьем человека получил свое развитие в начале 70-х, главным образом среди компаний, занятых в секторе нефтяного и химического производств, имеющих интенсивное взаимодействие с окружающей средой. С тех пор контроль за состоянием окружающей среды получил широкое распространение с разработкой соответствующих теорий и применяемых методов. Несколько факторов оказали существенное влияние на развитие этого процесса.

· Индустриальные катастрофы. Наиболее значимыми по своим последствиям являются катастрофы в Бхопале, Чернобыле и Эксон-Вальдезе. Последние всколыхнули компании и дали им понять, что недостаточно определить корпоративную политику и стандарты по вопросам безопасности здоровья и охраны окружающей среды без обеспечения их выполнения. Контроль безопасности окружающей среды поможет снизить риск неприятных неожиданностей.
· Нормативные разработки. С начала 70-х количество нормативных положений относительно безопасности окружающей среды существенно возросло. Этот факт создал стабильные сложности для компании в определении соответствия деятельности конкретного завода в определенной стране всем положениям соответствующего законодательства.
· Информированность. Общественность была в значительной мере осведомлена и получила доступ к публикациям о проблемах безопасности окружающей среды. Компании вынуждены были продемонстрировать общественности их способность эффективно управлять проблемами риска окружающей среде.
· Законодательство. Возросшая роль законодательства привела к взрыву судебных процессов и исков, особенно в США. В Европе и других регионах мира все больше возрастает ответственность, возлагаемая в связи с этой проблемой на директоров предприятий, и придается большее значение предоставлению информации широким кругам общественности.

Цели контроля за безопасностью окружающей среды
Общей целью контроля за безопасностью окружающей среды является помощь в защите окружающей среды и сведении к минимуму риска для здоровья человека. Вполне понятно, что один контроль не в состоянии обеспечить достижения этой цели (поэтому использовано слово помощь), это средство (инструмент) защиты. Поэтому главные цели контроля над безопасностью окружающей среды таковы:

· определить насколько качественно функционируют системы и оборудование по охране окружающей Среды
· проверить соответствие национальным, местным и другим законам и нормам
· свести к минимуму риски для жизни человека, связанных с проблемами окружающей среды, здоровья и безопасности.
Объем контроля
Так как первостепенной задачей проверок является контроль соответствия существующих систем защиты требованиям, они выполняют радикально противоположную роль в сравнении с контролем характеристик окружающей среды. Проверки могут затрагивать один аспект или целый ряд вопросов. Чем больше объем контроля, тем больше должно быть количество проверяющих в инспекционной группе, тем больше времени должно быть отведено для контроля на месте, а также более глубокие исследования должны быть проведены. Там, где есть необходимость в проведении международной проверки силами центральных инспекционных групп, там могут быть реальные основания для охвата более одного участка по сравнению с проверками на месте, с целью сокращения расходов.
Кроме того, объем проверок может варьироваться от контроля простого соответствия до более тщательного исследования в зависимости от осознанной необходимости защиты. Методы контроля применяются не только к защите окружающей среды, здоровья и безопасности в связи с воздействием различных производств, но все более возрастающее значение имеет контроль над безопасностью продукта и защита качества продукта, а также предотвращение нанесения ущерба на этих участках. Если целью контроля является оказание содействия в обеспечении должной защиты на этих участках, то по всем из этих отдельно взятых тем должен быть проведен соответствующий анализ. Перечень этих тем, к которым следует обратиться при проведении контроля, включая окружающую среду, здоровье, безопасность и безопасность продукта, представлены в Таблице 54.1. --------------------------------------------------------------------------------

Окружающая среда Безопасность Влияние на здоровье Безопасность продукции
История месторасположения Процесс/материалы Хранение материалов Над землей Под землей Выделения в воздух Слив воды Жидкие/опасные отходы Асбест Размещение отходов На территории За территорией Защита от разлива нефтепродуктов/химикатов Политика по безопасности/процедуры Сообщения о несчастных случаях Регистрация несчастных случаев Разрешение на работу систем Специальные процедуры для ограничения входа, работ на электрооборудовании, работ при разрушении трубопроводов и т.д. Реагирование на аварийные ситуации Борьба с пожарами Анализ безопасности работы Обучение безопасным приемам работы Сообщения/стимулирование безопасной работы Домашнее хозяйство Совместимость с выполняемой работой Воздействие загрязнений из воздуха Воздействие физических факторов, например шума, радиации, тепла Измерения воздействий на рабочего Запись длительности воздействия Проверки вентиляции/инженерного обеспечения Защита оборудования Информация и обучение, связанное с факторами опасности для здоровья Программа медицинского обслуживания Сохранение слуха Первая помощь Регулярное соблюдение требований Программа по безопасности продукции Контроль качества продукции Упаковка, хранение и отгрузка продукции Процедуры рекламации/возврата продукции Информация для потребителя по обращению с продукцией и ее качество Стабильность продукции Маркировка Характеристики используемых материалов/продуктов/упаковки Срок хранения материалов Программа по повышению квалификации продавцов Тестирование и проверки Описание содержания Литература по продукции Процесс контроля

В настоящее время система органов государ­ства, осуществляющих функции в сфере приро­допользования и охраны окружающей природ­ной среды, весьма сложна и изменчива. Тем не менее, можно выделить две основные группы ор­ганов государственного экологического управле­ния - органы общей и специальной компетенции.

К числу первых относятся высшие государст­венные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов реализации, со­здании организационных и правовых основ природоохранительной деятель­ности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные ад­министрации), которые выполняют функции государственного регулирова­ния и контроля в области природопользования и охраны окружающей при­родной среды на подведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

Органы специальной компетенции - это государственные органы, специ­ально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполня­емых функций и задач.

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользованием и охраной окружающей сре­ды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государствен­ный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных феде­ральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Важными функциями, которые осуществляет МПР России и его территориальные ор­ганы, являются установление лимитов природопользования и предоставле­ние лицензий на пользование природными объектами.

Госкомэкология России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологичес­кой безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуще­ствляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу. Госкомэкология России проводит экологическую политику государства и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. Для выполнения функций Госкомэкологии как центрального органа экологического управления в стране зако­нодательство наделяет его обширными полномочиями, в том числе:

- осуществлять разработку и реализацию целевых экологических про­грамм;

- принимать нормативные акты по вопросам охраны окружающей при­родной среды;

- организовывать экологический мониторинг, проводить экологический контроль и экологическую экспертизу;

- осуществлять выдачу (аннулирование) лицензий на отдельные виды природопользования;

- согласовывать нормы и лимиты использования природных ресурсов;

- проводить совместно с другими органами стандартизацию в сфере охраны окружающей среды;

- проводить обязательную сертификацию на соответствие экологичес­ким требованиям;

- ограничивать или приостанавливать хозяйственную деятельность, осу­ществляемую с нарушением экологических норм и правил;

- рассматривать дела об административных правонарушениях в области природопользования и охраны окружающей среды;

- предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного экологи­ческими правонарушениями.

Другая группа органов государственного экологического управления осу­ществляет ведомственные, отраслевые задачи по управлению использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов как непосредственно, так и в составе других государственных органов. Это Государственный комитет РФ по земельной политике (Госкозем России), Федеральная служба лесного хо­зяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовства России), Федеральная служба России по гидрометеоро­логии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ в составе Министерства здравоохра­нения РФ, Комитет по геологии и использованию недр и Комитет по водному хозяйству в составе Министерства природных ресурсов РФ, департамент по охране охотничьих ресурсов в составе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

В число органов специальной компетенции входят также некоторые орга­ны, которые выполняют лишь отдельные функции в сфере экологического уп­равления. Например, Федеральный горный и промышленный надзор Рос­сии - по контролю за безопасным ведением работпри использовании недр, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - по ликвидации последствий экологических катастроф, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии - по нормированию (стандартизации) качества окружающей сре­ды, Министерство внутренних дел РФ - по охране атмосферного воздуха от вредного влияния автотранспорта и защите природных объектов и комплек­сов (лесов, вод, заповедников и др.), Государственный таможенный комитет РФ - по предотвращению незаконного ввоза в РФ и вывоза из нее животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, экологически опасных веществ и товаров и т. д.

Важнейшую роль в управленческой деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды играют подведомственные Министерству природных ресурсов РФ Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов, а также Федеральная служба по гидрометеорологи и мониторингу окружающей среды, подведомственная непосредственно Правительству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: