Конкурентоспособности предприятия
В «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 5 августа 1992 г., указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».
Приведенное определение себестоимости относится к производственным затратам и в принятой классификации составляет производственную, а с учетом затрат по реализации продукции – полную себестоимость промышленной продукции. Последняя складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства промышленной продукции основных фондов, сырья, материалов, топлива и энергии, труда, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Классификация затрат по экономическим элементам
|
|
Материальные затраты – затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, тару.
Затраты на оплату труда всех работающих промышленного и непромышленного персонала – зарплата по расценкам, ставкам, стоимость бесплатно предоставляемых коммунальных услуг.
Отчисления на социальные нужды. Каждое предприятие независимо от формы собственности производит отчисления на социальное страхование и обеспечение. Эти отчисления производят за счет затрат на производство, а базой для определения их размера служит величина начисленной заработной платы. В процентах к начисленной заработной плате отчисление составляют: на социальное страхование –2,9%, на медицинское страхование – 5,1%, в пенсионный фонд – 22,0%. Итого 30% по Российской Федерации.
Амортизация. Отражается сумма начисленной амортизации исходя из балансовой стоимости оборудования и утвержденных норм.
Прочие денежные затраты – налоги, сборы, отчисления, платежи по страхованию имущества, платежи по краткосрочным кредитам в пределах установленных ставок Центрального банка, затраты на освоение рекламы, маркетинг, командировочные расходы по утвержденным нормам и другие, то есть денежные расходы, не вошедшие в указанные элементы затрат.
На основе этой классификации составляется смета затрат, необходимая для расчета общего объема затрат на производство продукции, независимо от места их возникновения.