Методические указания. Приступая к изучению данной темы, следует вспомнить, что Человек существует в универсуме, в Космосе

Приступая к изучению данной темы, следует вспомнить, что Человек существует в универсуме, в Космосе, в природе. Но он создает и свой собственный мир – общество, социум. Именно в обществе реализуются человеческие силы, формируется личность, создаются социальные институты, возникают социальные отношения и общности. Далее следует раскрыть содержание понятия «природа» в узком и широком смысле. Природа эволюционно изменяется, значит, имеет свою историю. В человеческом обществе тоже происходит смена поколений, что и создает историю человечества, изучением которой занимается история как наука. Историю можно рассматривать как совокупную социальную память человечества, которая аккумулирует исторический опыт. Рекомендуется обратить внимание на взаимоотношения природы и человека, активное и пассивное отношение к природе, техническое освоение мира и возникновение технических катастроф. Показать проникновение человеческого разума в природу, создание человеком искусственной природы, роль достижений науки, их влияние на изменение природы, возникновение экологического сознания и осознания проблем выживаемости.

Изучение темы предполагает определение содержания понятия «глобальные проблемы». Необходимо выяснить причины глобальных проблем, затем изучить классификацию этих проблем, характеризуя сущность каждой. Познакомиться с теориями философов, ученых о возможных путях решения этих проблем, а затем о путях будущего развития мирового сообщества.

Рассматривая вопрос об обществе - как саморазвивающейся системе, рекомендуется раскрыть основные концепции исторического развития: концепция прогрессивного однолинейного развития (К. Маркс, У. Ростоу); концепция многолинейного развития общества (М. Вебер, К. Ясперс); концепция циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), учение Н.Данилевского о культурно - исторических типах, концепцию пассионарности Л.Н. Гумилева. Обратить внимание на теории развития общества, обратившись к истории философии. Вспомнить содержание технократических концепций.

Завершая рассмотрение итоговой темы философии, следует сделать акцент на том, что будущее человечества, идеального устройства общества, перспектив развития мировой цивилизации всегда волновали людей и получили отражение в различных философских трактатах Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Н. Чернышевского и др. Без знания законов развития человеческого общества все картины будущего превращались в Утопии. Научный подход предполагает опору в социальном прогнозировании на объективные законы развития человеческого общества, анализ цивилизационных процессов. Новая цивилизация уже формируется, и философия ставит вопросы о характере человеческих отношений, возможности выживания человека в технократическом сообществе. Следует обратить внимание на вопросы, которые ставит философия перед современным человеком и на решении каких проблем заостряет свое внимание.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое глобальные проблемы?

2. Каковы причины они глобальных проблем?

3. Какую классификацию дают философы, ученые глобальным проблемам?

4. Каковы возможные пути будущего развития человечества?

5. Что такое исторический процесс?

6. Какие концепции исторического развития можете назвать и охарактеризовать?

7. Каково место философии в современном мире, какие вопросы она ставит перед человечеством?

Литература:

1, Гл XIII, XIV, XVIII;

2, С. 198 – 215;

3, Раздел III, гл. 10.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: