Выбор отраслевого рынка, рассматриваемого в курсовой работе

При подготовке к написанию рабочего плана курсовой работы вначале выбирается конкретный отраслевой рынок, определяемый конкретным видом продукции (если он не задан явным образом в формулировке темы), по которому будет проводиться анализ (см.: список ниже).

Список видов продукции, рекомендованных для проведения анализа отраслевого рынка в рамках курсовой работы[2]:

1) розничная торговля;

2) природный газ;

3) сотовая связь;

4) гражданские авиаперевозки;

5) гражданские авиалайнеры;

6) электроэнергия;

7) услуги по высшему образованию;

8) банковские депозиты физических лиц;

9) легковые автомобили;

10) стальной прокат;

11) нефть;

12) паи ПИФов;

13) аптечные сети;

14) потребительское кредитование;

15) нефтепродукты;

16) соки;

17) сотовые телефоны;

18) пиво;

19) вооружение;

20) зерно (мировой рынок);

21) грузовой автотранспорт;

22) стальной прокат (продукция черной металлургии);

23) цветные металлы (цветная металлургия);

24) страхование обязательной автогражданской ответственности;

25) добровольное автострахование;

26) уголь;

27) минеральная вода;

28) питьевая вода;

29) зубная паста;

30) газировка;

31) военные самолеты;

32) кредитования юридических лиц;

33) мороженое;

34) косметика (отдельный вид);

35) продукты питания (отдельный вид).

Допускается изменение (уточнение) рассматриваемого в курсовой работе отраслевого рынка при обязательном обосновании и согласовании этого изменения с преподавателем, иначе курсовая работа не принимается к защите. Смена отраслевого рынка должна определяться исходя из соображений доступности информации, соответствия тематике курсовой работы и собственного интереса автора. В этой связи рекомендуется брать крупные региональные или национальные отраслевые рынки, на которых присутствуют крупные известные компании.

2.3. Составление рабочего плана курсовой работы

Составление рабочего плана курсовой работы – это наиболее важная подготовительная часть к ее написанию. План курсовой работы обязательно согласовывается с научным руководителем. В окончательном виде план курсовой работы формирует большую часть введения курсовой работы, а соответствие содержания курсовой работы и полученных в ней выводов и результатов рабочему плану (введению) определяет большую часть итоговой оценки. В этой связи все формулировки в рабочем плане курсовой работы должны быть максимально конкретны.

План курсовой работы должен отражать основную идею работы и содержать формулировку решаемой проблемы, цели и задачи работы, а также определение объекта (конкретного отраслевого рынка) и предмета исследования. При составлении рабочего плана также определяется предполагаемая структура курсовой работы, определяются рабочие названия ее глав и параграфов с привязкой к сформулированным задачам и рассматриваемым в них вопросам. Кроме того, план курсовой работы должен содержать предварительный список литературы и источников информации.

Рабочий план курсовой работы может корректироваться по ходу выполнения курсовой работы при обязательном согласовании изменений в нем с научным руководителем.

План составляется на основе предварительного изучения литературы по выбранной проблематике. В качестве основной литературы рекомендуется использовать, в первую очередь, монографии, специализированные отраслевые Интернет-порталы и журналы, а также учебники и учебные пособия по «Экономике отраслевых рынков».

Формулировка решаемой проблемы (обоснование актуальности) заключается в выделении конкретной актуальной проблемы (вопроса) по тематике курсовой работы, требующей решения. Желательно, чтобы обоснование актуальности поднимаемой проблемы сопровождалось статистическими данными и фактами из жизни. Формулировка решаемой проблемы должна отвечать на вопрос «Почему необходимо рассматривать данную проблему, и что это рассмотрение может дать полезного?». Крайне желательно, чтобы формулируемая проблема была явным образом связана с выбранным отраслевым рынком.

Цель работы формулируется максимально конкретно и должна отражать рассматриваемую в работе проблему и логически вытекать из нее. Цель должна отвечать на вопрос: для чего именно пишется данная работа? В цели также должны быть отражены (при наличии таковых) временные и территориальные рамки данной работы, а также принимаемые гипотезы. Обычно цель работы начинается со слов «выявить», «оценить», «выработать», «спрогнозировать», «обосновать» и т.д.[3] В цели обязательно должен быть отражен объект исследования, то есть конкретный отраслевой рынок. Примерные формулировки целей и задач по каждой из тем курсовой работы приводятся в разделе 2.4.

Задачи работы формулируются исходя из поставленной цели, разбивают процесс ее достижения на этапы и отвечают на вопрос «Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели?» Обычно задачи условно делятся на теоретические, методические и практические и определяют общую структуру работы. Теоретические задачи, как правило, предполагают научное реферирование (что предполагает критический анализ и обозначение позиции автора по данным вопросам) уже известных положений различных авторов по выбранной проблематике, методические – рассмотрение существующих методик и подходов и построение на этой основе своей методики или концепции проводимого исследования (или обоснование выбора использования чьей-то чужой), практические – непосредственный прикладной анализ и практические расчеты. В рамках курсовой работы по «Экономике отраслевых рынков» допускается наличие только теоретических и практических задач, если это не противоречит теме работы.

Объект исследования[4] в курсовой работе по Экономике отраслевых рынков – это конкретный выбранный отраслевой рынок, анализ которого проводится в дальнейшем в курсовой работе. Предмет исследования – это те аспекты функционирования отраслевого рынка, с акцентом на которые мы его исследуем, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего напрямую вытекает из темы курсовой работы или тесно связан с ней. И объект, и предмет исследования должны быть определены максимально конкретно.

Структура и содержание курсовой работы определяются исходя из поставленных цели и задач. В курсовой работе необходимо выделить не менее двух глав: первая должна быть посвящена теоретическим аспектам проблемы, вторая глава – прикладная (если решаются методические задачи, то возможно наличие трех глав). Главы, в свою очередь, разбиваются на параграфы, по 3-4 в каждой. Каждая глава и параграф курсовой работы должны иметь свое название, максимально отражающее их содержание, при этом не должно быть совпадений формулировок названия составных частей работы (глав, параграфов, приложений) друг с другом, а также с названием самой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: