Теория государства и права

Понятие государства

ТГП имеет один объект исследования – государство и право. Рассматривает их во взаимосвязи и с юрид.точки зрения.

Термин гос-во ввел Макиавелли.

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Гоббс, Локк). Вторая концепция идеи Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Юм, Ницше).

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Под государством в широком (общесоциальном) смысле следует понимать определенным образом организованное общество. Это общество, в котором людей в одно целое объединяет не родственная связь, что имело место в первобытном обществе, а территория. Кроме того, для такого общества характерна не потестарная власть (публичная власть в первобытном обществе), которая была слита с обществом и им же осуществлялась, а особая публичная власть – политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управлени.

Государство – организация полит.власти, кот.выделилась из общества и кот.необходима обществу для управления и кот. нуждается в налогах.(узкий смысл)

Признаки:

1.публичная власть

2.территория

3.налоги.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Сущность и соц предназначение государства. Концепции понимания сущности государства.

1. Теологическая: власть от Бога, божественное предназначение государства, служение Богу.

2. Арифметическая(классическая): государство слогаемое 3явл.: территория, население, власт.

3. Юридическая: г-во как юрид.персонификация власти как юрид.лица(очень спорная теория, не пользуется популярностью в науч.кругах).

4. Социологическая: г-во как соц.явление. Оценивается с позиции его соц.роли в обществе.

Марксистское напр.: государство – орган экономически могущественного класса. Предназначение: держать в узде противоположность классовых интересов.

Немарксистское напр.: надклассовая сущность. Государство выступает в роли арбитра выражения общих интересов общества.

Сущность государства противоречива. Чем больше классового, тем меньше общечеловеч, и наоборот.

5. Кибернетическая: государством управляет система. Государство сверху, посередине черный ящик(органы гос.власти), внизу общество. Государство бросает в черный ящик свою волю(законодат.акты), черный ящик их перерабатывает и бросает в общество. И наоборот.

Новая теория, еще в стадии разработки.

Соц. предназначение то для чего предназначено государство.

Государство в политической сфере.

Политическая система появилась в сер. 20в. Современ.общество состоит из гражданского общества и политической системы.

Гражд.общество – объединение частных лиц, связанных между собой нуждой, причем каждый из них рассматривает себя как цель, а др.как средство(Гегель). Общество эгоистично и никто конечных целей не добивается. В связи с эгоизмом возрастает стихийность, противоречия, и разрешить все это способно только государство.

Гражд.об-во вкл.:

1.духовность

2.семья

3.экономика. Т.е. все сферы кроме политики.

Политич.система – совокупность общественных институтов, соединяющие отношения, порождающие полит.власть и приобщающие к ней всех членов гражд.об-ва.

Государство по прежнему остается главным орудием осуществления внеш и внутр политики, вокруг которой группируются остальные члены полит.системы.

Государство явл.центральным звеном полит.системы благодаря след.свойствам:

1. Только государство явл.офиц.представителем всего общества, а не одной части, т.е самая универсальная организация.

2. Является собственником основных средств производства, основных национальных богатств, территории, т.е.экономически самая могущественная организация.

3. Обладает аппаратом управ.и принуждения, позволяющие распространять гос.власть на территорию всей страны.

4. Обладает суверенитетом, т.е верховенство власти внутри страны и независимость на международ.арене.

5. Организация общественной жизни на правовой основе, т.е издает обяз.веления для всех членов общества и субъектов политической деятельности.

Государственная власть разновидность политической власти. Гос.власть самый главный признак государства.

Свойства государственной власти:

1.универсальность

2.всеобщность

3.принудительность

4.единство.

Гос.власть – организованная воля и сила правящих кругов, распрастраняющаяся через весь механизм государства на всей территории страны.

1.

2.

3.

4.

5. ГОС ВЛАСТЬ.

УЧЕНИЕ О РАЗДЕЛЕНИИ ВЛАСТЕЙ. Потом (механизм государства).

22. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ.

Церковь тоже тиранила. Она претендовала не только на религ вл, но и на полит. Это было присуще феод обществу.

С созданием гр общества и формированием полит системы, церк была вытеснена из полит сферы.

В РФ запрещ созд партий по религ типу с религ целями.

Религ орг вряд ли вовлек в полит деят и их стат особый по сравнен с др полит орг.

Гос - см выше. Особая универс орг полит вл, кот необх правящим кругам для управл населением на опред терр, и т д.

Церковь - понятие можно исп в уз и шир смысле.

- здание, храм. (в православии) - не отн к гос и церкви в полит см.

- исп не только для православия в тгп - как вообще гос взаимод с такими орг верующих, кот могут принал к раз конфе.

- форма организации общественности, верующих, принадл к разн конфесс для осущ культов и верований.

Церк - это не религия, это орг форма, структура, для организац вероучения.

Взаимоотн м/гос и церк носит истор зарактер и началось оч давно.

Гос и церк нах всегда вм и взаимодейст.

Церк даже подчин себе гос при феодализме. Авг Блаж и Фома Акв гов, что функц гос явл борьба с еретиками.

При позд средневек Марселий Падуансктй: у кажд из орг своя задача.

Доктрина 2 мечей: у гос своя (полит) власть - меч гражд, а у церк - меч идеологич.

Морозова выдел 2 стат взаимод гос и церкви:

1) статус светского государства

2) статус теократического государства.

Стат свет гос устан в РФ. Смысл с позиций права: гос отделено от церкви и гос не вмеш во внутриорганизац, внутриидеологич вопросы церк и может контролир деят церк только с т зр законодат о религ орг.

Церк полн устранена из полит сферы и не им никкаких юрид возм вмеш в политику и осуществление гос власти.

Устан своб вероисповедания.

Не им ни полит, ни юрид знач не им принадл чела к конфессии. Эта принад не обозна. Нигде.

Церк не им льгт от государсвта (экон: уплаты налогов), собст церкви не защищ особым статусом, загятие гос долж не связ с произнес религ клятв.

Стат свет гос присущ многим соврем гос.

Устан впервые не в России, во Фр. Сущ и в Европ, и Лат-Амер, и в Азиат и др.

Стат теокр гос не ушел в прош. немало. Ватикан, мусульм гос, Великобрит, Израель, Япония (глава языч религии император).

Церк устан опред статус. И опред преимущ принадлежащим к церкви (должности государства, нарим, в Англии к англиканской церк). В судах клятва на Библии. Присяга на Библии.

Церк и ее собст освоб от налогов. В мусульм есть вакувные земли (священ где ходил пророк).

Церк осв от налогов.

Учебные завед направл на изуч вероучен.

Дорев Россия была теократич гос. Инородцам при перех к правосл религ присваив дворянск титул.

Квоты на обучение были для вероисповед.

Солженицын. 200 лет вместе. Про евреев с Екатерин времен.

Мусульм правоведы осущ даже правос.

Взаимоотн м/гос и церк строится по-разн в завис от статусов.

Гос стрем вытеснить церк из подитики, т к не выдержит конкуренции. Идеологич лозунг, идеол воздейтсвие оч сильное.

Изолировать церк из политики не удается вытеснить. Гос не в состоян решить некот вопросы само, не помог партии или обществ организации. Гос вынуждено призыв на помощь служителей церкви.

Сотрудн необходимо: социальное партнерство. Взаимоотн м/гос и церк не полностью в политике, а осущ в тех программах, кот проводит гос в срц сфере (благотв, военн дейст, социальн, содержание приютов, допуск представителей конфес в тюрьмы). Гос оставляет за собой право контроля.

Гос возн и сущ, чтобы быть активным субъ, на него возлаг большие задачи. Сущ понятия:

Функции гос. Формы и мет осущ функц гос. Мех гос. Обозн действия государства.

ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ ГОС.

В совет вр Черноголовкин, Марченко, Радько разраб теорию функ гос.

Опред функц - Как осн магистральн направления деятельности гос.

Функц связ с вопросами: сущн и соц предназн.

Разовый и случ зарактер деят гос - не функц. Только та деят, в кот выраж сущность гос, его соц предназн.

Раздача ваучеров в пер разгосударствления - не функц, эпизодич роль. Причем без результатов.

Функц - постоянн делается и приносит рез.

ДелТ от сфер:

- внутр (напрв деят внутри стр). Экон. Соц. Идеол. Функц охр собств. Функц охр прав чела. Функц фин контроля. Экологич. Информац. Миграц контроля. Демографич. Контроль за обор нарк. Любая деят, кот стан политически важной. Спорные есть тж. Тенденц развития: увеличения их развит. Роль гос увеличивается в целом. Мир вступ в эпоху глобализ, появ глобальн пробл, кот могут повлиять на гос.

- внеш. (На межд арене). Обороны стр. Поддерж междунар сотруд с др странами в экон, воен, сфере освоен косм, в сфере поддерж миров правопор.

Глобализация.

Приводит к появл вопросов, кас не только 1 гос, а всего мира, затраг интер всех людей зем шара; решать их могут только все вместе.

Протасов. В связи с глобализ совет деление на внут и внеш функ теряет смысл. Экон функция таковая и внут и внеш: кризис затронет всех.

Экол тоже.

Проблемы глобализ наклад большую ответ на конкр государство. Сможет ли гос противостоять внеш угрозам, вторжениям в суверенитет (с т зр экон безоп, информац безоп). Перед соврем гос тсоят ответ задачи по обесп экон сувер, культ суверенитета, государств сувер. Функц фин контроля должна оставаться тоже.

Стирание граней м/внут и внеш не снимает ответ с госуд...

Есть и антиглобалисты.

Делят и по др основан/ постян, врем; основн и неосновн; классов и общечелов.

Есть лукавство в классификациях. См определение (осн и неосн не м б; врем или постоян; и т д).

Функция подавления эксплуатируемых масс в сов время - классовая функц. А экон - общечеловеч.

Попытка классиф фукнции: в соотв с ветвями власти (зак, испол, судеб). Опасно. Смешение категорий.

Не путать с фукнц гос орг!

ФОРМЫ И МЕТ ОСУЩ ФУНКЦ ГОС.

Экон функц, функц обороны стр - содержат хар и сфера, на кот возд. Но функц может осущ в раз ф.

Ф - каким образом эта деят осуществляется.

Разл:

- правовые формы

- неправовые формы

При пом правовых или фактич, организац дейст.

Праовов: правотворчсекую, правоисполнит, правоохранит, констрольно-надзон.

Правотворч: для укреп экономики гос издает законы (о собственности, напр), облекают глав решения в ф законов.

Правоисполнит: гос начинает организовывать исполнение. В законах есть: поручить правит в такой-то срок разработать и принять иные меры.

Далее при пом подзак актов или индивид персон актов решаются.

Правоохранит: есть орг, призванн реагировать на правонар, привл к ответ, наказывать и т д.

Контрольно-надзорн: над всем этим выше сказ надзирают. Целая система обеспечения норм деятельности функц государ тва.

Экономич - м б правоохр, правоисполнит, контро-надз, правоохр.

Правов формы чтобы норм работали, надо позаботиться. Есть и неправовые (Матузов, Малько). Есть фактическая, оргнизц деят: разъяснит, истолковывать законы, идеологич; для исполнения организац-материальная, техническая; регламентационная (нужен порядок, последовательность дейтсивй).

Деление на прав и неправ условное, в учеб целях. Некот авторы счит, что и непавов возд на право и деление бессмысл.

МЕТОДЫ ОСУЩ ФУНЙКЦ ГОС.

Отн мет убежд и мет принужд.

Гос вл универс и по спос возд (идеол, реком, поощр, убежд, принужд). 2 специф мет: законности и мет прямых физич дейьсвий.

Принужд и убежд не возможно раздел. Принятый закон - это отсроченное принуждение.

Осн метод - законности.

Вопросы подгот по государству на след раз.

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА.

Функц гос связ с ущ и предназ гос. Механизм отделен от сущности гос, больше относит самостоятельность от сущности государства.

В кажд стране для действенной реализации функций сущ целостная совокупность госуд учреждений, при пом которых осуществляется госуд власть и управление обществом.

Эта совокупность госуд учреждений носит строго иерархический централизованный характер и называется государственным меанизмом.

При пом этой категории отражается строение государства, "вещество", из кот слагается "тело" государства. Причем в разн странах сущ различный набор частей, из которых он (мех) складывается.

В любом случ он вкл в себя 3 части:

Органы ГВ (гос аппарат)

Иные госуд учр (организации, управл культур, здравоохр, спортом и т д; орг, исполн угол наказания; школы, библиотеки, почты

Администрации гос корпораций (Росатом и т д)

Схема 1.

Не отожд мех гос и гос апп. ГМ богаче, хоть эти части и осущ аппаратом и осущ решения, кот принимает орган ГВ.

1) Особ орг ГВ: обладают властн полномочиями. Нал властн полном - эти орг имеют право изд акты, имеющ обязат значение.

2) Только они могут организовать исполнение этих актов, использу и принужд.

3) Контролируют.

Другие обязат признаки органов ГВ:

- обязательно имеют казеное имущество

- у них обязат есть счет, на кот перечисл госуд деньги (строка в бюдж)

- есть установленная законом компетенция (объем властн полномочий, цели, задачи и ответственность вкупе)

- имеют организац структуру, утв законом

- им систему подчинения

- им свою систему дисциплины

Орг ГВ многообр. Их много. Классиф по разн основан.

1) По колич лиц, кто принимает решение: единол или коллег

2) избираемые и назначаемы

3) центральные или местные, региональн (по сф распростр полномочий)

4) орг первичные и производные (теоретич: каким спос получили полном: от народа или по наследству; производные - органы, кот созданы первичными органами: прокурор назначен президентом...)

5) по компет: орг общей компет, специальной компет. Правительство или органы юстиции.

6) - по ветвям власти. Закон, испол, судеб.

Учение. Дж. Локк, Монтескье. А считается первым о разд вл в науч плане сказал Джон Лильберн (лидер левелеров в армии Кромвеля, лидер анг бурж рев) - В. В. Ершов о статусе суда в правов гос.

Он счит, судеб вла - разновид исполнит. Была междунар власть ().

есть по Ершову мягк модель раз вл - в Англии была (одна ветвь вл выше других - верхов Парламента, а др зависят от нее). Жесткая модель (в США сделали): в 18 веке через 100 лет, все ветви вл на одном уровне, ветви могут возд на другую и может наложить вето на действие другой.

Амер создали сист сдерж и противовесов.

Но в модели США наруш раздел вл: Президентская респ, власть сдвинута в пользу Презид.

Классич идея воплощ в соврем мире. Функции гос многооб, ветвей власти этих не хватает. Еще 3 для нашего государства. Счет Палата - контролир функц. Избир комиссия. Прокурор - надзорн вл. Президент не вх (он гарант констит и у него есть власть - м б координир функц, арбитражная власть назыв или политическая). Пишет Чиркин. Государствоведение.

Итак: контрольно-надзорн. И др. Учредит ветвь власти (Конституционное Собрание).

Не до конца продуманы. Правов природа Презид указов не определена - это не протсо подзаконный акт.

Есть во Фр и Казахстане право През издавать ордонансы (приравн к законам).

Чиркин: надо говорить о единстве гос власти, а не о разд. Она едина в своей группе правящей партии как в социальн отношении, в организац плане. С т зр функций разделение функц д б, разделение дел (по Ленину).

Чиркин: больше ветвей по колич.

Классич теория разд властей дополн системой сдерж и противовесов (система эта противоречит теории разд вл).

В 20 веке новый принц тж возник принц субсидиарности. Если ветвь власти затрудняется, она может возложить функц на др ветвь. Это связ с делигированным законодат. Некот гов - это нар принц раздел властей.

В РФ отнош к делегиров правотворч отрицат. Случаи были. Ельцину делегировали издавать указы.

Судебное правотворчество - нарушение принц раздел вл.

У нас не прецедент, а создание судебных обыкновений. Это должен признать законодат орган, сами сделать не могут. И КС тоже.

ПРИНц ОРГАНИзации ДЕЯТ ГОС АПП.

Законность

Демократизм

Гласность

Профессионализм и компетентность

Принц разделения властей.

Эти принц могут обрисов отдельно в разных аспектах.

С связи с демократизмом рассм вопр бюрократизма. Есть в учебнике Протасова. Бюрокр - с ней борется демократизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: