10.
Крива́я произво́дственных возмо́жностей — это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
В данном случае точки А, Б, В, Г, Д — точки, принадлежащие КПВ. Точка E внутри графика КПВ означает неполное или нерациональное использование имеющихся ресурсов. Точка Ж (выше кривой) недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Попасть в эту точку можно, если увеличить количество используемых ресурсов или улучшить технологию производства (например, сменить ручной труд на машинный). При движении по кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.
Кривая производственных возможностей показывает:
1. Тенденции роста альтернативных издержек (упущенная выгода) производства в условиях увеличения производства одного из товаров.
2. Уровень эффективности производства.
КПВ может отражать различия в производственных возможностях разных стран.
Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара, называется вменёнными (экономическими) издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара, выраженную в альтернативном количестве другого. Цена КПВ в рыночной экономике — это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах или во времени.
Кривая показывает все возможные комбинации нескольких товаров, которые могут быть произведены одновременно в течение определённого периода времени, при прочих равных условиях. Как правило, она принимает форму кривой, показанной на рисунке. Для экономики, при увеличении количества одного произведённого товара, производство другого товара должно быть принесено в жертву.
11. Альтернативная стоимость — это то, «от чего приходится отказаться, чтобы получить желаемое». Недаром альтернативную стоимость нередко называют издержками упущенных возможностей. Так, в рассматриваемом примере производство 4 тыс. самолетов означает отказ от выпуска 10 млн автомобилей. Кривая производственных возможностей является вогнутой от точки начала координат, демонстрируя, что наращивание производства одного блага сопровождается все большим сокращением производства другого блага. На основе этих наблюдений можно сформулировать закон возрастающих альтернативных издержек: в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага. Иными словами, производство каждой дополнительной единицы блага Y связано для общества с потерей все большего количества блага X. Действие закона возрастающих альтернативных издержек объясняется спецификой используемых ресурсов. В производстве альтернативных товаров используются как универсальные, так и специализированные ресурсы. Они различаются по качеству и не полностью взаимозаменяемы. Рационально действующий экономический субъект сначала вовлечет в производство наиболее пригодные, а потому и наиболее эффективные ресурсы и только после их истощения — менее пригодные. Поэтому при производстве дополнительной единицы одного блага первоначально используются универсальные ресурсы, а затем в производство вовлекаются специфические, менее эффективные ресурсы, которые могут быть использованы только частично. Кроме того, при производстве альтернативных товаров существенно различаются нормы расхода одних и тех же материалов. В условиях ограниченности и отсутствия взаимозаменяемости ресурсов альтернативные издержки будут расти по мере расширения производства альтернативного блага. Если бы любая единица ресурсов была бы одинаково пригодна для производства альтернативных товаров, то кривая производственных возможностей была бы прямой линией.
12. Экономическая система – это сложная, упорядоченная совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает материальные условия жизнедеятельности общества.
Под функцией экономической системы понимают направление и способ ее активности. В отличие от простых явлений, обладающих чаще одной функцией и потому однофункциональных, экономическая система как сложное образование – многофункциональна. Поэтому среди ее многих функций одна становится главной, а другие дополняют ее. Кроме того, функции различаются как общесистемные, присущие всей системе, так и подсистемные, характерные для составных частей системы.
Главная общесистемная функция экономической системы, не зависящая от ее конкретных характеристик и особенностей, состоит в создании и совершенствовании экономических условий для обеспечения материальной жизнеспособности общества и его субъектов.
Эта функция логично дополняется рядом других функций экономических систем.
Таковыми являются:
· создание и развитие сферы производства материальных благ, обеспечивающих жизнеспособность общества;
· возможное согласование интересов субъектов экономик;
· повышение уровня жизни людей;
· обеспечение более полной занятости населения;
· обеспечение роста экономической эффективности деятельности;
· обеспечение условий для социального прогресса.
В струткуру эконономической системы входят следующие подсистемы:
1) Производительные силы – это совокупность личностных и вещественных факторов, используемых для производства материальных условий жизни общества – благ и услуг.
В состав производительных сил входят:
· работники, люди с присущими им способностями и квалификацией;
· средства производства, включающие предметы труда и средства труда;
· наука и все знания, которые воплощаются в технике, технологии и организации производства.
2) О рганизационно-экономические отношения, которые представляют собой отношения, связывающие и организующие экономику в единое целое через управление.
3) Т ехнико-экономические отношения, под которыми понимаются отношения между людьми по поводу более рационального и эффективного использования имеющихся технико-экономических ресурсов.
4) Т рудовые отношения. В экономической теории под трудовыми отношениями понимают отношения между людьми по поводу формирования рабочей силы и принципов ее использования в сфере трудовой деятельности.
13. Кардиналистская теория полезности — представленная во взглядах австрийской школы микроэкономическая теория, изучающая экономический анализ потребностей человека и предлагающая в качестве единицы измерения полезности блага условную единицу ютиль.
Кардиналистская (количественная) концепция основана на трех аксиомах:
1) Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности. Полезность блага – удовлетворение, получаемое потребителем от использования блага. Единица, служащая потребителю масштабом измерения полезности, получила название ютила (utility – полезность). Оценки полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютилы, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности.
Функция полезности (function of utility) – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.
Из аксиомы I следует, что каждый вид благ имеет для потребителя общую и предельную полезность.
Общая полезность благ (total utility TU) - совокупный уровень удовлетворения, получаемого потребителем от использования благ.
TU =f(Q1, Q2, Q3,...., Qn),
где Q1, Q2, Q3,...., Qn – потребляемые объемы товаров и услуг.
Предельная полезность блага (marginal utility МU) – прирост уровня удовлетворения потребителя при увеличении количества используемого им блага на одну единицу.
MU=ΔTU(Qx)/ΔQx – где MU – предельная полезность блага.
Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Так, общая полезность 10 яблок равна сумме ютилов, которые потребитель приписывает каждому яблоку.
2) Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это утверждение, получившее название «первый закон Госсена», исходит из того, что потребности людей насыщаемы.
3) Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ. Правило максимизации функции полезности – функция полезности принимает максимальное значение в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя денежная единица, потраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена, который гласит: максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (MU) блага к его цене (Р) одинаково для всех благ:
MUx/Px=MUn/Pn=...MUr/Pr
14. Согласно ординалистской теории (В. Парето), ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения с другими благами. Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью, то есть оптимизация состава потребительской корзины. Полезность самих потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке (ординалистски).
Ординалистский подход к оценке предпочтений потребителя основывается на следующих предположениях:
1) рациональности (транзитивности). Если набор А лучше набора В, а набор В лучше набора С, то набор А предпочтительнее набора С;
2) предпочтения потребителя сформированы и в момент принятия решений не меняются;
3) блага имеют датировку, один и тот же набор в разное время имеет разную полезность;
4) количество блага можно менять непрерывно.
Одни авторы называют четыре ординалистические аксиомы, другие - три. Выделим следующие аксиомы.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.
2. Акснома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия.
Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. В простейшем двумерном случае кривую безразличия часто изображают на плоскости в виде выпуклой (к началу координат) линии.
Кривая безразличия представляет собой совокупность комбинаций, товаров x и y обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей или полезностей. Кривая безразличия имеет вид нисходящей вниз и выпуклой к началу координат по двум причинам:
· Между количествами приобретаемых товаров существует обратная связь, т.к. чем больше покупается на данный доход продуктов питания, тем меньше одежды и наоборот. Любая кривая выражающая обратную связь имеет вид нисходящей.
· Выпуклость кривой безразличия объясняется убыванием предельной нормы замещения.
Каждая из точек, лежащих на кривой, представляет собой набор товаров, к выбору которых потребитель безразличен. Любая из точек, лежащая выше и правее кривой содержит более предпочтительный набор товаров. Серия кривых безразличия называется картой безразличия. Чем дальше кривая безразличия проходит от начала координат, тем большую величину полезности она предполагает.

Карты кривых безразличия дают описания шкалы предпочтений в отношении различных сочетаний товаров и услуг. Но потребление ограничено бюджетом. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода. Бюджетная линия имеет следующий вид I = Px *x + Py *y. I – фиксированный доход. Р – цены товаров х и у. Х и У – количество товаров. У = I/Py – Px*x/Py. В точке А потребитель может приобрести максимум товара У, отказавшись от товара Х. В точке В – наоборот. Любая точка внутри треугольника представляет собой доступные наборы товара для потребителя.
Чтобы осуществить наилучший выбор из множества товарных наборов, потребитель должен учесть свои предпочтения и бюджетные возможности. Критерием его выбора является максимизация получаемой им полезности при выборе наиболее предпочтительного набора товаров. Пересечение бюджетной линии и кривой безразличия. Наиболее предпочтительному для потребителя набору товара, соответствует точка пересечения бюджетной линии с наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия.
15. Рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг по ценам, устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.
Не смотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам.
Организационный признак (степень ограничения конкуренции)
- Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.
- Рынок монополистической конкуренции характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).
- Олигополистический рынок - характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.
- Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.






