Предоплата

Предоплата – это оплата за ещё не полученную продукцию, скорее это не форма расчетов, а способ оплаты. Если быть точнее, это зависит от контракта: если предоплата является ключевым условием – это форма расчёта, если нет – то это способ или форма оплаты. Существует несколько способов предоплаты,
в зависимости от того какими средствами или инструментами она осуществляется. Наличные, платёжное поручение (безналичная предоплата), чек, кредитная карта, и другие. Как правило, предоплата бывает за несколько дней до поставки и предоплата заказа на значительно больший срок – в виде аванса для выполнения заказа. Предоплата может быть разбита на части, например: 50% предоплата, а остальной платёж после получения товара. Такой механизм делит риски поставщика и покупателя.

Товарный кредит

Товарный кредит – больше относится к способу поставки, хотя если рассматривать товарный кредит со стороны финансовых инструментов, которыми он может быть осуществлён, тогда данный механизм можно отнести к формам расчетов. Суть данного механизма в том, что поставщик предоставляет покупателю, оговорённую в контракте, отсрочку платежа на определённый период. Это могут быть и консигнационные механизмы, когда достигается цель получить деньги от продажи полученного товара, и ими рассчитаться с поставщиком. Тем более при товарном кредите существует возможность расчёта не сразу за всю партию полученного товара, а по частям. Кроме этого товарный кредит удобно использовать при закупках сырья или оборудования. Это позволяет снизить оборотные средства
в одном случае, и снизить капитальные затраты – в другом, или получить денежные средства для расчётов с поставщиком непосредственно от реализации собственной продукции.

Чек

Чек – (англ. – check, chegue) – денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца счёта в кредитном учреждении о выплате предъявителю чека указанной в нём суммы; вид ценной бумаги. Чеки могут быть именные (на имя определённого лица), ордерные (в пользу определённого лица или по его приказу) и на предъявителя; кросс чеки (перекрещенные; зачисление суммы с одного расчетного счета на другой без использования наличных); дорожные чеки. Довольно широко они используются в международной торговой практике при осуществлении небольших по сумме контрактов. В нашей стране широкого хождения не получили по причине махинаций с ними в конце 80-х годов. Все правила обращения чеков регламентируются «Единообразным законом о чеках» – приложение № 1 к Женевской конвенции.

Кредитная карта – электронный документ позволяющий произвести платёж непосредственно на месте заключения контракта без потерь во времени, кроме этого владельцу кредитной карты предоставляется кредит. Перевод денежных средств, как правило, осуществляется моментально.

Платежи в режиме «on-line» – электронный платеж, только получающий свое признание, и ещё не так широко распространенный. Используется следующий механизм: клиент банка – плательщик даёт приказ своему банку, используя определённый шифр, списать денежную сумму с подконтрольного ему счёта и зачислить её на счёт поставщика. Такие платежи осуществляются посредством всемирной сети «Интернет». Вернее сказать, что клиент банка, введя «пароль», сам управляет своим счётом. В отличие от кредитных карт у этого способа более широкие возможности, хотя они и требуют более высоких знаний. По мнению специалистов, такие формы расчётов в скором времени вытеснят остальные, причем это не повлияет на банковскую систему. Большинство банков за рубежом уже поддерживают такие формы расчётов. О возрастающей популярности этого способа говорит тот факт, что в течение этого года в РФ более сорока банков начали предоставлять клиентам подобные услуги. Тем более для осуществления такого платежа время суток не имеет значения, равно как и местонахождение клиента.

«Упаковка и маркировка»

В практике международной торговли род упаковки зависит от ее назначения: для расфасовки товара; рекламных целей; сохранности товаров в различных внешних средах; защиты изделий от механических повреждений при перевозках и перегрузках; механизации погрузо-разгрузочных работ и т.д.

Стоимость упаковки в зависимости от ее назначения и характера товара может колебаться в широких пределах от нескольких процентов до половины стоимости самого товара.

Требования к упаковке товаров можно условно разделить на общие и специальные.

Общие требования к упаковке определяются обязанностью всех экспертов обеспечить физическую сохранность грузов при поставке на базисных условиях. Так, экспортеры, продавшие товар на условиях ФОБ, СИФ, ФАС, КАФ, в соответствии с условиями «Инкотермс» обязаны поставить товар в морской упаковке. Разумеется, эта упаковка должна выдержать также автомобильные и железнодорожные перевозки как в стране экспортера, так и на территории покупателя. При поставках на условиях «франко-граница» экспортер обязан выполнить упаковку, обеспечивающую сохранность груза при транспортировке железнодорожным и автомобильным транспортом.

Экспортеры всегда несут ответственность за повреждения товаров, если они произошли из-за несоответствия упаковки базисным условиям контрактов, даже если в контракте нет никаких особых требований к ее выполнению.

Специальные требования к упаковке выдвигаются импортерами. Причины таких требований следующие:

– импортеру необходима специальная расфасовка товара для сбыта его потребителям без дополнительной переупаковки;

– импортер предъявляет особые требования к весам и габаритам грузовых мест применительно к имеющимся в его распоряжении подъемным и транспортным средствам;

– импортер вынужден рассчитывать на длительное хранение товара на открытой площадке и требует выполнения усиленной гидроизоляции и т.д.

Маркировка грузов выполняет в технологии внешнеторговых операций следующие функции:

– как товаросопроводительная информация, содержащая реквизиты импортера, номера контракта и транса, весогабаритные характеристики мест, номер места и количество мест в партии или трансе;

– указание транспортным фирмам по правилам обращения с грузом;

– предупреждение об опасностях при обращении с грузом.

Кроме этих обязательных реквизитов может наноситься рекламная маркировка, если это не противоречит условиям контракта.

Особое значение имеет упаковка потребительских товаров, которая обычно содержит информацию о товаре, рекламу товара и его производителя. Экспортерам потребительских товаров всегда следует учитывать, что покупатель судит о товаре сначала по упаковке, а потом уже по качеству самого товара.

Маркировка должна представлять, по существу, товаросопроводительную информацию, содержащую следующие реквизиты (если иное не оговорено в контракте):

– определение импортера;

– номер контракта;

– номер транса;

– вес и габариты мест;

– номер листа и число мест в партии или трансе;

– условные обозначения, характеризующие естественные свойства товара.

Содержание маркировки определяется либо по соглашению с покупателем, либо требованиями правил перевозки, либо свойствами самого товара.

Нанесение предупредительной маркировки на уплату (знаки и надписи, указывающие на способ обращения с товаром при погрузке, выгрузке и хранении, такие как «верх», «не кантовать», «огнеопасно» и др.) признается обязанностью продавца, независимо от указаний об этом в контракте.

«Сдача-приемка»

В контракте в обязательном порядке должен оговариваться целый ряд условий сдачи-приемки:

1. Вид сдачи-приемки. Она может быть предварительной или окончательной. Цель предварительной сдачи-приемки – осмотреть товар на предприятии продавца для определения качества, количества, правильности упаковки и маркировки. Покупатель может при каком-либо отклонении от этих условий забраковать товар. Окончательная сдача-приемка устанавливает фактическое выполнение поставки в определенном месте и в определенный срок. Результаты такой приемки для сторон обязательны и кладутся в основу для расчета по сделке.

2. Место сдачи-приемки. Обычно точно определяется в контракте (предприятие, склад, порт, станция).

3. Срок сдачи-приемки. Сроки приемки по качеству и количеству обычно не совпадают. Проверку количества покупатель должен произвести немедленно по получении товара, качество проверяется в течение более длительного срока.

4. Проверка количества. Покупатель не обязан принимать товар в большем или меньшем количестве по сравнению с условиями контракта. Он может оплатить предусмотренное договором количество товара, отказавшись от оплаты излишка. Проверка количества для определения суммы платежа производится по отгруженному или выгруженному весу. В первом случае учитывается вес или объем товара, определяемый в пункте отправления и указываемый в транспортном документе. При обнаружении недостачи в пункте прибытия покупатель предъявляет претензии перевозчику. Во втором случае вес определяется в пункте назначения в стране импортера посредством взвешивания через определенное число дней после прибытия товара. Результаты взвешивания фиксируются в весовых сертификатах, которые являются бесспорным доказательством в арбитраже.

6. Приемка по качеству. Она осуществляется либо на основе документа, подтверждающего соответствие поставленного товара условиям контракта, либо путем проведения анализа, сличения с образцами, осмотра и т.п. Обычно в контракте оговариваются те пределы отклонений качества товара от контрактного, в которых покупатель обязан все же принять его. В этом случае товар более низкого качества оплачивается по более низкой цене, так называемой скидкой-рефакцией. Если товар более высокого качества, применяется надбавка, именуемая бонификацией.

7. Метод сдачи-приемки. Обычно применяется либо выборочный метод, либо метод проверки всего количества товара.

В контракте обязательно указывается, кем производится сдача-приемка: обеими сторонами или их представителями, указанной компетентной организацией, незаинтересованной контролирующей организацией. Если одна из сторон не является, сдача-приемка может производиться в ее отсутствие, но обязательно в присутствии третьей стороны.

Раздел «Страхование»

Внешнеторговые контракты содержат гарантии продавцов в отношении технических характеристик товаров и их качества, регламентируют ответственность продавцов за соблюдение гарантированных показателей.

Гарантии продавцов действуют в течение согласованного в контракте срока при условии выполнения покупателем инструкций по транспортировке, хранению и использованию товара.

Продавцы гарантируют соответствие товаров техническим условиям контрактов, национальным или международным страндартам, образцам и такому понятию, как «нормальное качество товаров», принятому в международной торговле. Это понятие в основном относится к сырьевым товарам и, прежде всего, к товарам животного и растительного происхождения.

Технические гарантии обычно проверяются в ходе использования товаров потребителями.

Технически сложные контракты могут содержать, наряду с гарантированными техническими характеристиками, и согласованные методики проверок и испытаний. Эти проверки могут выполняться и персоналом покупателей, и специализированными контрольными фирмами и учреждениями.

Условия контракта могут предусматривать проведение испытаний как на предприятиях-изготовителях, так и у покупателей.

Общим правилом в международной торговле является то, что окончательная приемка сложных механизмов производится у потребителей в процессе гарантийной эксплуатации оборудования или при гарантийных испытаниях.

В разделе гарантий предусматривается также ответственность продавцов и варианты решения вопросов, связанных с поставками некачественных товаров.

Следует иметь в виду, что международные контракты всегда содержат условия, защищающие интересы покупателя, и дают право последнему в одностороннем порядке расторгнуть контракт, если товары не соответствуют техническим и качественным характеристикам.

В ходе исполнения контрактов купли-продажи осуществляется страхование товаров от транспортных рисков. Страхование является добровольным актом, а сторона-страхователь определяется выбором базисных условий поставок. Обычно груз страхуется в пользу покупателей или получателей товаров на 110% его стоимости.

В контракте указываются виды страхования или перечисляются риски, от которых товар должен быть застрахован. Если в контракте риски не перечислены, то внешнее страхование обычно осуществляется экспортером на условиях «с ответственностью за все риски», что, однако, не включает потери вследствие умышленных действий или грубой неосторожности, а также от повреждений из-за внутренних свойств товаров и военных действий.

Раздел «Претензии»

Претензии, предъявляемые покупателем продавцу в связи с несоответствием качества или количества товара условиям контракта, могут предъявляться только по тем вопросам, которые не являлись предметом приемки товара, либо в случае, если представленные продавцом документы не соответствуют фактическим данным. Рекламации представляются в письменной форме с указанием всех необходимых реквизитов и с приложением всех доказательных документов (актов экспертизы, рекламационных актов, коносаментов, спецификаций и т.п.). Сроки представления рекламаций обычно устанавливаются в каждом конкретном случае в контракте, а срок рекламаций по качеству, как правило, длиннее, чем по количеству.

Следует иметь в виду, что предъявление рекламации не может служить для покупателя основанием для отказа как от данной поставки, так и поставки следующих партий товара. Покупатель должен поместить рекламируемый товар на склад отдельно от других товаров, составить акт экспертизы, представить образцы дефектного товара. Продавец имеет право путем осмотра товара проверить обоснованность рекламации, рассмотреть рекламацию и сообщить свое решение в установленный срок. В случае отсутствия его ответа по существу, претензия считается признанной продавцом, и покупатель имеет право обратиться в арбитраж (расходы по арбитражу за счет продавца).

Урегулирование рекламации могут производиться восполнением недогруза при поставке следующих партий товара, путем возврата рекламируемого товара и уплаты его стоимости, исправлением дефектов за счет продавца, заменой товара другим, предоставлением скидки с цены или уценки всей партии товара, обязательством зачесть сумму рекламации при расчетах за последующие поставки.

«Форс-мажор»

Практически все внешнеторговые контракты содержат оговорку об обстоятельствах непреодолимой силы, или форс-мажор. Она разрешает переносить срок исполнения обязательств, либо вообще освобождает стороны от них в случае воздействия обстоятельств, не зависящих от воли сторон. Это может быть, например, война, блокада, валютные и иные ограничения правительства, а также пожар, наводнение, стихийные бедствия, закрытие морских проливов. Обычно продавец старается указать в контракте как можно больше конкретных форс-мажорных обстоятельств. В противном случае ситуация может быть истолкована в соответствии с торговыми обычаями. Устанавливается в контракте и срок, по истечении которого стороны вправе отказаться от выполнения обязательств. Длительность действия форс-мажорных обстоятельств обычно учитывает как особенности сделки, так и торговые обычаи. Понятно, что при поставках скоропортящихся продуктов этот срок минимален (до 1 месяца), при поставках оборудования – значительно дольше (полгода и выше). Сторона, которая оказывается не в состоянии выполнять свои обязательства, должна немедленно оповестить партнера (с указанием органа, свидетельствующего о наступлении форс-мажора).

Раздел «Санкции»

Условиями международных контрактов предусматриваются финансовые санкции, которые представляют собой добровольное и взаимное согласие сторон выплачивать друг другу определенные суммы за нарушения контрактных обязательств.

Общим правилом коммерческих отношений контрагентов являются: штрафные санкции, которые по своим размерам и порядку начисления должны вести к выполнению обязательств, а не носить разорительный характер.

Методика расчета убытков, в зависимости от степени невыполнения обязательств, согласовывается сторонами.

В контрактах устанавливаются предельные размеры убытков, при превышении которых покупатели приобретают право расторгнуть контракт и воспользоваться гарантией должного исполнения контракта, если она предусмотрена контрактом.

Полученные по этой гарантии средства импортеры используют для покрытия своих убытков и расходов, связанных с размещением заказов у других поставщиков.

В большинстве случаев контракты предусматривают материальную ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Такая материальная ответственность может быть предусмотрена в форме как уплаты штрафа, так и возмещения убытков.

Штрафные санкции обычно устанавливаются к продавцам за нарушение сроков поставок товаров, неизвещение об отгрузках товаров, некомплектные поставки, задержки в предоставлении технической документации, поставку некачественных товаров. Покупатель обычно штрафуется за нарушение платежных обязательств.

Наибольшее распространение в международной практике получило прогрессивное начисление штрафных санкций в следующих размерах: в течение первых 30 дней - по 0,08:, в дальнейшем - по 0,12 % за каждый день просрочки. Предельная величина штрафных санкций чаще всего составляет 8 % стоимости не поставленных в срок товаров.

За поставку некачественных товаров обычно предусматривается начисление таких же штрафных санкций на время, в течение которого товар не мог быть использован по назначению из-за обнаруженных дефектов.

«Решение споров»

Обычно стороны стремятся решить возникающие разногласия путем переговоров. Однако контракты всегда предусматривают, что если сторонами не удается решить разногласия путем переговоров, то разногласия предаются на рассмотрение арбитражей, решения которых являются окончательными и обжалованию не подлежат.

«Другие условия контракта»

Их может быть бесчисленное множество, но к наиболее часто встречающимся можно отнести следующие:

– порядок заключения, изменения и прекращения контракта;

– обязательства экспертов в части предоставления технической документации на товар;

– отгрузочные инструкции и извещения о поставках товаров;

– порядок и сроки предъявления и рассмотрения претензий;

– сроки исковой давности и порядок их исчисления;

– специальные условия испытаний;

– обязательства сторон по получению ввозных и вывозных лицензий;

– обязательства сторон по оплате таможенных пошлин, налогов и сборов;

– условия выполнения шефмонтажных и монтажных работ;

– взаимные обязательства по организации технического обслуживания и обеспечению запасными частями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: