Индекс (коэффициент) Лернера - показатель степени конкурентности рынка
,
где Р – цена продукта, МСi – предельные издержки i -й фирмы.
Достоинство данного показателя в том, что он непосредственно отражает отклонение цены от предельных затрат. В условиях чистой конкуренции L=0. Чем более цена фирмы отклоняется от конкурентных норм, тем выше соответственно коэффициент Лернера. Для рынка монополистической конкуренции он находится в диапазоне 0,3-0,5; для рынка олигополии - 0,6-0,8; для рынка с доминирующей фирмой оно может достигать 0,8-0,9 и для рынка монополии приближается к единице.
Индекс Лернера и индекс ННI взаимосвязаны. Отраслевой или средний индекс Лернера есть
.
Таким образом, средний индекс Лернера прямо пропорционален индексу Херфиндаля-Хиршмана и обратно пропорционален эластичности спроса по цене.
Очевидно, что условие (4.1) может быть записано и несколько в другом виде:
, (4.1)
где - средневзвешенные предельные затраты.
Отсюда следует важный для экономики промышленности вывод: в среднем по отрасли относительная величина прибылемаксимизирующей наценки (ценовой маржи) определяется структурными переменными – числом предприятий отрасли и их рыночными долями, что характеризуется значением ННI, а также ценовой эластичностью спроса на отраслевую продукцию. Следовательно, и строение отрасли и результаты ее функционирования определяются одновременно.
|
|